Экзистенциальная проблематика и ее художественное обращение в поэзии Пастернака
Специфика художественного мышления Пастернака заключается в соединении разного «типа художественных сознаний»: экзистенциального, диалогического, мифологического, религиозного и др. Они находятся в состоянии синкретизма. В раннем творчестве доминирующим является экзистенциальный тип. Центром онтологической картины мира Пастернака является Бог и его творческая энергия, реализующая себя в художнике-творце, который через искусство соединяет (одухотворяет) и устанавливает соответствия между полюсами бытийных, эстетических и феноменологических категорий: Поздний Пастернак «видит из центра»: его взгляд оценивает существование «изнутри». В раннем творчестве - наоборот: сквозь частности («детали») он пытается «прорваться к смыслу». Пастернак даже в поздний период не уступает значимости «формы» и «частностей» «существования». Творчество является краеугольным топосом в сфере вопросов о смерти и ее преодолении. Дух смерти («небытия») - это одновременно и дух творчества, приходящего вдохновения (будущего воскресения). Концепция искусства (творчества), наделяющего бессмертием (памятью, смыслом) бытие - это решающий феноменологический принцип в художественном мышлении Пастернака. Творчество потому и является божественным по происхождению («дар Бога»), что осуществляет в процессе уподобления человека Творцу акт придания смысла становящемуся, раскрывающемуся бытию, «ждущему» обретения смысла. Преодоление смерти через искусство как диалог - важная составляющая оптимизации философского дискурса Пастернака. В раннем творчестве она реализуется через языковые параметры субъект-субъектных отношений. В поэтической системе Пастернака установлены «ветви родства» мотивов: свет-ветка-вестъ-вещъ-ветхое-занавес (ткань). Анализ функционирования этих мотивов в поэзии Пастернака дает основание экзистенциальной интерпретации его текстов с опорой на эти категории.
В построении системы экзистенциальных мотивов воплощается принцип «цикличности» мышления Пастернака. «Экваториальной» частью «сферы-поверхности» являются наиболее абстрактно артикулированные мотивы («сущности», «принципы»). Дихотомия бытия/небытия» в мире Пастернака такова, что этот семантический компонент пронизывает всю поэтическую систему, создавая предпосылку перехода к эпическому миросозерцанию. «Верхнюю» часть сферы по очереди выстраивают «духовные сущности» и психические состояния-ситуации: «Душа», Разрыв», «Болезнь». «Нижняя» сфера является более «плотной» (семантически) и более «утяжеленной» в смысловом количественном отношении: «Вещь», «Материя. Одежда», «Ветхое», «Еда». В целом для поэтики Пастернака мотивы «верхнего» и «нижнего» отделов сферы не являются оппозиционными. Их правильнее было бы назвать коррелирующими. Верхняя и нижняя точки - полюса сферы (Болезнь - Еда) являются наиболее яркими топосами концентрации диалогических доминант.
Читайте также: III. ОБРАЩЕНИЕ СО СВЯЩЕННЫМИ ПРЕДМЕТАМИ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|