Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические игры как средство умственного развития детей к школе (подготовительная группа)




 

При подготовке детей к школе одним из действенных средств является дидактическая игра. С переходом к систематическому обучению наступает период школьного возраста. Этот период, конечно с переломным моментом в жизни малыша, в формировании его личности. Начальное образование - база предстоящего образования.

Основные законы приготовить малыша к успеху в школе являются: психический, эмоциональный, умственный и волевой подход. Смотря на природу, на действия окружающей реальности, детки обучаются в пространственно-временных и причинно-следственных связях, суммировать и делать выводы. Во многом у детей 5-6 лет эти познания на базе жизненного эксперимента, спонтанны и несогласованные. Среди взрослых, есть мировоззрение, что особое образование не требуется. Но это не так. Даже с огромной численностью познаний малыша не представляет целостную картину решетка. Должно быть выработано любопытство, желание выяснить кое-что новое. Таким образом, резерв познаний о мире малыша обязан быть сформирован в системе и под надзором взрослых.

Каждый период жизни и развития малыша характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под водящей деятельностью понимается та, в процессе которой проистекают высококачественные конфигурации в психике детей, создаются и развиваются главные психические процессы и характеристики личности, возникают психические новообразования, соответствующие конкретно для предоставленного конкретного возраста: в дошкольном - игровая.

Сущность забавы как водящего вида деятельности содержится в том, что дети отображают в ней разные стороны жизни, индивидуальности взаимоотношений зрелых, уточняют свои познания об окружающей реальности. Игра - имеется средством знания ребенком реальности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это трудное психологическое явление, которое дает результат всеобщего психического развития. В игре малыш " проживает " и отпечатки данной жизни поглубже остаются в нем, чем отпечатки реальной жизни. В игре малыш обучаться покорять родное поведение правилам игры, узнает критерии общения с людьми, развивает свои умственные возможности и познавательные интересы, какие в особенности главные для удачного обучения в школе. Игра для малыша - это суровое рукоделие [15, с. 257].

Педагоги-практики спроектировали взгляды, содержание и способы умственного обучения детей, позволяющие нарастить обучающий результат образования, что по сути является дидактической игрой.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего действия зрелого на малыша. Игра владеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует зрелый, иная - игровая, из-за которой действует малыш.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. [16, с. 157].

В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще [17, с. 257].

Так, дидактическая игра способствует:

- Развитию познавательных способностей. Получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра - незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

-  Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка. Так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания. Такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой.

Социально - нравственное развитие ребенка - дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к обществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил - организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно - печатные и словесные игры.

Игры с предметами в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величине, качеству, цвету.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание играть. Семена растений, листья, камни, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки и др.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения [22, с. 747].

Можно группировать игры и так:

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

Игры-предположения. «Что было бы...?» Или «Что бы я сделал...?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Все это характеризует активный поиск решения задачи.

Значит, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, учебной направленности - все это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Поэтому, одним из средств умственного развития ребенка в период дошкольного возраста дидактическая игра, в которой проявляются, формируются умственные способности ребенка - возможность управлять обстоятельствами, создаваемыми ходом игры. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя. Особая роль дидактической игры в учебном процессе дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...