Анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Готовя ребёнка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитывать ребёнка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения. В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов, уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений. В дошкольный период у ребёнка должна быть развита слуховая культура и разговорная речь. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению навыков чтения, декламации. Он должен ясно выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал и видел. Одним из ведущих психологических процессов в обучении является воображение. Недостаточно развитое воображение затрудняет мыслительную деятельность, решение творческих задач. При подготовке ребенка к школе нельзя забывать о развитии памяти: зрительной, слуховой, логической или смысловой, эмоциональной. Память можно развивать с помощью специальных приемов. Делать это лучше в игровой форме, постепенно увеличивая объем учебного материала, добиваясь не только дословного запоминания, но и общего понимания. Ребенку необходимо иметь развитое внимание. Он должен быть способен не отвлекаться хотя бы 10 минут, переключать внимание с одного вида деятельности на другой. При соблюдении вышеуказанных условий возможно успешное формирование интеллектуальной готовности ребенка к школе. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Предназначение дидактической игры - смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Формы реализации игрового действия разнообразны: - игровые манипуляции с предметами, игрушками; - «зачин», который создает игровое настроение (сказка, история, волшебная игрушка, секретное письмо, введение героя из детской литературы и т.д.); - осуществление поиска и находки, предмета, числа, звука, игрушки; - загадывание и отгадывание загадки; - выполнение определенной роли; - соревнование (коллективное и индивидуальное); - особое игровое движение: хлопки, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий, звуков и многое другое. Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий воспитателем; подведение итогов игры. Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка. В приложениях предложены варианты игр, направленных на умственное развитие ребенка при подготовке его к школе. Если исходить из позиции, что развитие умственных способностей детей - это составная часть всей работы воспитателя, то имеет место при оценке эффективности этого направления в работе опираться на общие результаты умственного развития и результаты развития познавательных процессов, которые являются основой умственных способностей.
Правда, существует при этом определенного рода формальность. Т.к. результат - это не всегда цифры, выведенные в уровень. Наилучший показатель умственного развития - это умение дошкольника получать новые знания. Умение рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций и т.д. Результаты диагностики показали, что контингент детей группы составляют дети, имеющие средний (50% - 8 человек) и низкий (50% - 8 человек) уровни умственного развития. Диагностика уровня умственного развития у детей осуществляется по следующим критериям:
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы об особенностях познавательных процессов у детей подготовительной к школе группы на момент сентября 2013 года: - память - недостаточный объем памяти (из предложенных 8 названий предметов дети в среднем воспроизводят 3-4, что свидетельствует о низком уровне объема памяти; дети, воспроизводившие 5-6 названий имеют средний уровень объема памяти; воспроизвести все 8 названий не смог никто)
- внимание - недостаточная концентрация и слабая устойчивость внимания на задании, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители (шум, шепот детей), вследствие чего плохо стравились с заданием. - восприятие - отмечаются значительные сложности при назывании и определении оттенков основных цветов; недостаточно развиты умения сопоставлять по величине предметы разной формы, умения называть различия двух фигур разных форм) - воображение - испытывают значительные сложности при необходимости дорисовать начатое изображение, дополнив его деталями; самостоятельно могут сочинить небольшой рассказ или сказку, но содержание не интересное, простое, элементы фантазии при сочинении минимальны. - элементы логического мышления - основная часть группы 82% (13 человек) с трудом устанавливают (либо ошибочно устанавливают) сериационные отношения между понятиями, испытывают сложности в установлении видовых и классификационных отношений между понятиями. На протяжении всего обучения в подготовительной группе проводилась развивающая работа с использованием системы дидактических игр как средства умственного развития детей. После проведения системы игр была выявлена положительная тенденция в формировании умственных способностей детей, как в качественном, так и в количественном отношении. Так, высокий уровень изменился на 12% (2 человека), средний уровень остался по количеству детей (соответственно и процентов) неизменным. Но в данном случае изменился списочный состав детей, имевших и имеющих на момент диагностики средний уровень, который претерпел изменения за счет детей с низким уровнем на январь месяц, соответственно уменьшил свои показатели низкий уровень с 4 человек (25%) до 2 человек (13 %). Для того чтобы оценить эффект и результат педагогического воздействия на процесс умственного развития дошкольников посредством дидактических игр использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня умственного развития и уровня познавательных процессов, в исследования принимали участие те же 16 детей.
Контрольный эксперимент проводился в октябре 2013года. Анализ сравнительных результатов диагностики за периоды сентябрь-октябрь 2013 уч. года показал, что в умственном развитии детей произошли положительные изменения во всех уровневых показателях. Так, значительно изменился в лучшую сторону показатель высокого уровня с 0 человек до 10 человек, что составляет 64%; показатель среднего уровня снизился с 8 человек (50%) до позиции 6 человек (36%), т.е. произошло изменение списочного состава детей, имеющих и имевших средний уровень - качественные изменения показателя; низкий уровень в начале работы с детьми присутствовал и составлял 8 человек - 50% от всех детей, на конец периода работы с выделенной группой детей, низкий уровень показатель низкого уровня опустился до отметки 0 человек - все вышесказанное касается общего показателя умственного развития детей. Можно заявить, что произошли значимые конфигурации в плане познавательных действий и имеется позитивная динамика в их развитии. Отмечены высококачественные и количественные преображения в показателях: Низкий уровень - отсутствует. Средний уровень - вырос как в целом по показателям познавательных действий, так и в раздельно взятых показателях (к примеру, составляющие логического мышления с 18% - 3 человек до 50% - 8 человек; интерес с 18% - 3 человек до 44%-7 человек и т.д.) Высокий уровень - вырос с 6% - 1 человек до 56% - 9 человек. Восприятие с 6% - 1 человек до 62% - 10 человек и т. д. В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли значительные позитивные конфигурации в умственном развитии у выделенной группы дошкольников средством применения системы дидактических игр как 1-го из средств умственного обучения. Вышесказанное свидетельствует о том, что дидактические игры стимулируют познавательную активность и являются важными для умственного развития детей дошкольного возраста. Это непростая интеллектуальная деятельности выполняется детьми с огромным энтузиазмом, что формирует условия для саморазвития, самодвижения детского мышления. При построении модели дети употребляют уже имеющиеся познания, а, воплощая собственный план в процессе сюжетно-ролевой игры, дети нередко раскрывают новейшие для себя познания и методы умственной деятельности [28, с. 157]. Содержание дидактических игр сформировывает у детей верное известие к явлениям публичной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет познания о Родине, армии, профессии, трудящийся деятельности.
Знания об окружающей жизни предоставляют детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в таковой последовательности: детей поначалу знакомят с вхождением определенного вида труда, потом с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с шагом изготовления при разработке нужных предметов, товаров, после что открывают перед детьми смысл любого вида труда. С поддержкой дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно раздумывать, применять приобретенные познания в разных критериях в согласовании с установленной задачей. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
Заключение
Задача преподавателя состоит в том, чтоб отыскать максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано рвение ребенка к функциональной умственной деятельности. Педагог обязан непрерывно улучшать процесс обучения, позволяющий детям отлично и отменно одолевать программный материал. Поэтому принципиально применять игровые составляющие и игру на уроках. Игра способствует общению, она может содействовать передаче накопленного эксперимента, получению новейших познаний, верной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. А также таковых черт, как коллективизм, энергичность, дисциплинированность, наблюдательность, бдительность. Умственное воспитание подразумевает создание у дошкольников познавательных интересов, скопление различных познаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что умственное воспитание ребенка невозможно рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, ощущения остальных черт, образующих его духовный вид. Познавательные процессы - составная дробь любой человечной деятельности, они разрешают человеку обозначать заблаговременно цели, планы и содержание грядущей деятельности, проигрывать в уме ход данной деятельности, свои деяния и поведение, предугадывать итоги собственных действий и управлять ими по мере исполнения. Исследования российских психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) проявили, что формирование ребенка проистекает во всех видах деятельности, но, прежде только, в игре. Сущность игры как водящего вида деятельности содержится в том, что дети отображают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои познания об окружающей реальности. Игра - это трудное психологическое явление, которое дает результат всеобщего психического развития. Психологи и педагоги-практики спроектировали взгляды, содержание и способы умственного обучения детей, позволяющие нарастить обучающий результат образования, что, по сути, является дидактической игрой. В свою очередность, теоретико-методологические базы дидактической игры, ее роль, пространство в системе педагогического действия осмотрены популярными преподавателями прошлого и настоящего. Над проблемой применения дидактической игры, как средства умственного развития дошкольников, работали Тихеева Е.И., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Веракса Н.Е, Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Короткова Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки привнес собственный бесценный вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, любой из них советовал ее внедрение для заслуги различных целей, для решения различных дидактических задач, но взгляды на суть дидактической игры остаются схожими и обозначено ее явное воздействие на формирование личности ребенка-дошкольника, в целом.
Литература
1. Басов А.В., Тихомирова ЛФ. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, - 348 с. 2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 2009. - 484 с. . Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. - М., 2001. - 160 с. . Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 2008. - 248 с. . Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 2009. - 378 с. . Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия. - Тбилиси, 2007. - 347 с. . Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева. - М., 2010. - 169 с. . Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. - М., 2013. - 160с. . Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. - М., 2008. - 487 с. . Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М., 2009. - 348 с. . Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. // Дошкольное развитие.- 2008. - №4. - С.46-58 . Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2008. - 296 с. . Козловская И.Ф., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2008. - 256 с. . Логвинова В.И. Развитие и развитие детей в детском саду. - СПб, 2009. - 374 с. . Логвинова ВИ, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. - М., 2008. - 487 с. . Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 123-128. . Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2009. - 348 с. . Немцов Р.С. Психология. КН. 2. - М., 2008. - 497 с. . Понкратов А.П. Педагогика. - М.: Наука, 2008. - 286 с. . Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М.А. - М., 2009. - 196 с. . Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М., 2011. - 278 с. . Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 2009. - 245 с. . Рыжыкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. - 2012. - № 2. - С. 23-27 . Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. - М., 2012. - 359 с. . Сорочкина А.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. - М., 2012. - 243 с. . Удалая Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 2010. - 348 с. . Умственное развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М., 2011. - 342 с. . Уруваева А.Г. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М., 2010. - 274 с. . Филимонова А.Г. Дошкольная психология. - М., 2009. - 483 с.
Приложение 1 Методика «Нелепицы»
Инструкция испытуемому Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: «Понравилась ли тебе картинка?», «Что понравилось?», «Хорошо, молодец, правильно думаешь», Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?», Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?», «А еще здесь есть что-нибудь необычное?». Приложение 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|