Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Определение влияния дидактических игр на умственное развитие детей к школе (подготовительная) группа




Организация исследования

 

В исследовании участниками изучения стали дети подготовительной к школе группы, 6-7 лет в численности 16 человек. Их них 10 девочек и 6 мальчиков. Исследовательской базой является детский сад общеразвивающего вида №1 г. Брянска.

Основной целью изучения является определение влияния дидактических игр на умственное формирование детей подготовительной к школе группе. Исследование проводилось в 3 шага в течение 2 месяцев:

. Диагностика умственного развития до проведения дидактических игр (в приложениях по 1 картинке);

. Проведение системы дидактических игр, способствующих умственному развитию детей в период дошкольного возраста (2 месяца);

. Диагностика умственного развития после проведения курса дидактических игр (в приложениях по 2 картинке).

Все диагностические способы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться персонально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим эксперимент коллективной работы. Как правило, испытания для дошкольников предъявляются устно или в облике тестов на практические действия. Так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня умственного развития обязаны быть соответствующими.

Следует учесть и время, которое потребуется для проведения испытаний. Для дошкольников рекомендуется отрезок времени на тестирование в пределах часа, учитывая и налаживание контакта с ребенком.

При проведении обследований дошкольников установление контакта между испытуемым и экспериментатором преобразуется в специальную задачу, от успешного решения которой станет зависеть надежность получаемых данных. Для налаживания контакта изучение проводилось в знакомой ребенку обстановке в пребывании близкого родственника, воспитателя. Были сделаны необходимые условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций от общения с неизвестным человеком (страха, неуверенности и т.д.), для чего работу с ребенком была начата с игры и лишь постепенно, незаметно для ребенка включать требуемые тестом поручения.

Особое значение имеет воплощение постоянного наблюдения за поведением ребенка во время обследования - его функциональным и эмоциональным состоянием, проявлениями энтузиазма или безразличия к предлагаемой деятельности и т.д. Эти наблюдения могут дать ценный материал для суждения об уровне развития ребенка. Многое в поведении ребенка могут объяснить и пояснения матери, воспитателя, поэтому важно организовать сотрудничество всех 3-х сторон в процессе интерпретации итогов обследования ребенка.

Соответственно были избраны следующие методики-задания.

"Нелепицы", нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор,

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация),

Простейшие умозаключения,

Задания на нахождение закономерностей,

Задания на установление логических связей.

Методика "Нелепицы". Методика ориентирована на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Для организации обследования заблаговременно готовится картинка (Приложение 1).

Ребенку предлагается разглядеть картину. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если протест негативный или неясный, дается еще время. Если испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается содействие: стимулирующая, направляющая, обучающая.

Оценка исполнения задачи. При оценке учитываются:

а) вложение малыша в работу, серьёзность, известие к ней, независимость;

б) сознание и критика ситуации в целом;

в) планомерность описания рисунки;

г) нрав словесных выражений.

-й уровень - малыш сходу включается в работу. Правильно и обобщенно расценивает ситуацию в целом: "Здесь все перепутано", "Путаница некая". Доказывает изготовленное обобщение разбором конкретных фрагментов. Фрагменты исследует в определенном порядке (сверху книзу или слева вправо).

В работе независимый. Высказывания емки и содержательны.

-й уровень - ситуация оценивается верно, но степень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе исполнения задачки просит стимулирующей поддержке. При описании картинки фрагменты выделяются беспорядочно, случаем. Описывается то, на что свалился взор. Ребенок нередко затрудняется в розыске подходящих слов.

-й уровень - поставить верно и обобщенно ситуацию малыш сам не может. Его взор продолжительно блуждает по картинке. Чтобы адепт начал ответствовать, необходимо направляющее роль преподавателя. Усвоенный с его поддержкой метод разбора используется при описании, оценке остальных фрагментов, но служба идет чрезвычайно сонно. Активность малыша приходится все время провоцировать, слова растягивать.

-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь «не берет». Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов.

Методика «нахождения недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор». Суть данной методики заключается в подборе недостающей части рисунка к исходному образца (Приложение 2).

Задача на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация). Ребятам предлагаются картинки, среди которых следует выделить предметы объединенных общим признаком (Приложение 3).

Задача на нахождение закономерностей. Предусматривает продолжить ряд из имеющихся животных (Приложение 4).

Методика простейшие умозаключения определяет запас знаний ребенка, эрудицию (Приложение 5).

Задания на установление логических связей. С помощью картинок определить последовательность действий (Приложение 6).

После проведения диагностики умственного развития с помощью вышеуказанных методик, в группе прошел курс дидактических игр. Все дидактические игры направлены на развитие мышления и речи детей, они формируют различные стороны этого процесса. От объекта к слову и от слова к объекту - два взаимосвязанных подхода, которые использовались при разработке системы игр.

Первая группа игр - это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр - загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио»).

В этой группе игр следует особо сказать об играх, которые направлены на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете. Учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это проявляется в логической четкости, доказательности речи, способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомления ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа - игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Домино», «Найди пару»).

Третья группа - игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?").

Четвертая группа - игры, воспитывающие умение владеть собой (Фанты»).

Дети дошкольного возраста могут не только действовать с готовыми моделями, но и без помощи других основывать их. Моделирующий нрав игровой и продуктивной деятельности дозволяет не только косвенно учить окружающую реальность, но и совершенствовать умственные возможности. "Фанты". Ребенок - водящий обязан обнаруживать затейливость в подборе вопросов, чтоб вынудить партнера ошибиться и заявить запретное слово, рассмешить его. На протяжении всей игры участникам нужно держать в голове запрещены слова, впору подменять их иными, не рассмеяться, ежели выйдет смешное сочетание слов. Она интересна, полна разных выдумок и находок самих детей.

Наибольший энтузиазм у ребят вызвали последующие дидактические забавы.

"Что катится?" Эта игра познакомит малыша с формами предметов. Организуйте жизнерадостную игру - соревнование - кто быстрее докатиться свою фигурку в игрушечных ворот, построенных на столе или на полу, а фигурками, какие необходимо ехать, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребенку станет все равно, какую фигурку выбрать, но после неких проб он усвоит, что выигрывает тот, кто выбирает шарик. Спросите малыша, отчего он выбирает шарик, и сделайте совместный вывод, что шарик катится обратно, что он выпуклый.

"Сырье предметы". Перед ребенком ставятся две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем схожи меж собой эти предметы, а чем различаются. Например, кролик и медведь схожи друг на друга тем, что они пушистые, у них имеется лапки, глазки, ушки. А различаются тем, что медведь - белый, а зайка - серый. Мишка - большой, а зайка - маленький. Можно усложнить задачу: поставить вблизи две игрушки, наиболее схожи друг на друга, к примеру, две машины или два мячика. Цель схожих занятий - развить у детей интерес и выработать дееспособность малыша укреплять его на одном предмете.

"Запомни рисунки". Для данной игры нужно заблаговременно изготовить 10-12 картинок, на всякой картинке обязан быть изображен некий объект. Игру разрешено вести как состязание меж несколькими детьми или же посоревноваться с ребенком в том, кто более запомнит картинок. Играющие разглядывают рисунки несколько минут, позже их убирают, а соучастники по очереди называют рисунки, какие запомнили. Выигрывает тот, кто крайним назовет картину, о которой еще не упоминали. Эта игра содействует развитию памяти ребенка.

"Почини игрушку". Подберите для данной игры элементарную игрушку с несложным механизмом, к примеру, машинку, и предоставьте ребенку некоторое количество дней поиграть с ней, так, чтоб в процессе игры ребенок как можно лучше ознакомился с ее механизмом. Затем неприметно, чтоб малыш не видел, на колесо машины наденьте резинку так, чтоб колесо не вертелось. Теперь, для такого чтоб машинка ехала, нужно прикладывать еще более усилий. Цель игры состоит в том, чтоб малыш сам увидел неисправность и избавил ее причину. Эта игра способна существенно развить мышление и воображение малыша.

психологический познавательный дошкольный дидактический игра


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...