Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический. развитие и. преодоление. Введение. Психологический стресс. преодоление




B. A. Бодров

Психологический

стресс:

I

развитие и

преодоление

Москва 2006


УДК 159. 9 ББК88

Б 75


Введение


 


Бодров В. А.

Б 75 Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

ISBN 5-9292-0146-3

В книге представлены материалы экспериментально-теорети­ческого изучения развития и преодоления психологического стресса. Приводятся основные положения учения о психологи­ческом стрессе (понятия, история, теории и модели, методология изучения стресса), особенности его развития (причины возникно­вения и показатели проявления, механизмы регуляции), характер взаимосвязи стресса и адаптации. Излагается концептуальный подход к изучению преодоления стресса, психологическое содер­жание процессов преодоления, его моделях, ресурсах, стратегиях и стилях, личностной детерминации. Проводится анализ путей, методов и средств преодоления стресса — его индивидуальной и коллективной профилактики и коррекции (психической саморе­гуляции и экстернальной терапии).

Издание рассчитано на специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, вос­становительной медицины, психотерапии, а также на студентов-психологов.

ISBN 5-9292-0146-3

© В. А. Бодров, 2006 © ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2006


Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества нераз­рывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных эколо­гических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негатив­ных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с природными и техногенными бедствиями, авариями и катастрофами, социальными и про­фессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функциональ­ного состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, раз­витию психосоматических заболеваний [29, 106, 127, 143, 202, 233, 338, 368 и др. ].

Наиболее характерным психическим состоянием, развива­ющимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятель­ности, является стресс.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей зна­ний, именно поэтому в него вкладывается несколько различа­ющийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявле­ний и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами,


Психологический стресс


Введение


 


сложной и ответственной производственной задачей, опас­ной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого по­нятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала понятием, объединяющим широ­кий круг явлений повседневной жизни, в том числе изменен­ного психического состояния под влиянием экстремальных обстоятельств.

Стресс как особое психическое состояние связан с за­рождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отража­ется в мотивационных, когнитивных, волевых, характероло­гических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Стресс является реакцией не столько на физические свой­ства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени про­дукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученное™ способам управления и стратегии пове­дения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Проблема психологического стресса в трудовой деятель­ности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние четыре-пять десятилетий. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса и появление фундаментальных и обзорных работ по


проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека [18, 103, 147, 194, 241, 243, 437, 463 и др. ].

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к из­учению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответ­ственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнени­ем техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличени­ем роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долго­летия и возникновении психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тре­вожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (земле­трясений, наводнений и т. п. ), техногенных катастроф (взры­вов, аварий на транспорте, промышленных объектах), терро­ристических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими рас­стройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Анализ исследований по психологическому стрессу сви­детельствует о том, что основное внимание в них уделялось стрессовым воздействиям и проявлениям, в меньшей сте­пени — влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимание процессу преодоления стресса, то есть фактическим стрессовым взаи­модействиям, которые происходят между индивидом и усло­виями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статических причин изменения функционального состояния и поведения, а динамических компонентов активности человека (информационных, энер-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...