Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

,.,,.-,-.  Главав. Процессы и ресурсы преодоления. стресса. 8.1. Преодоление стресса как процесс. Раздел II. Преодоление психологического стресса




,.,, .. -, -..             Главав

Процессы и ресурсы преодоления

стресса

Противодействие стрессу и адаптация к условиям его развития определяются наличием личных ресурсов для реализации это­го процесса, а также типом используемых стратегий действий и поведенческой активности конкретного человека. Эти фак­торы формируют механизмы психической регуляции преодо­ления стресса и характеризуют сущность данного процесса.

S. Flokman и R. Lazarus [320] определили преодоление стресса как когнитивные и поведенческие усилия по удовлет­ворению (снижению, выдерживанию) внешних и внутренних требований к человеку. Они отмечают, что преодоление обыч­но направлено на поиск путей либо изменения взаимосвязи между человеком и условиями внешней среды, либо сниже­ния эмоциональных переживаний и дистресса. Когнитивная переоценка стрессогенного события, которая направлена на изменение его травмирующего действия, является одним из способов коррекции взаимоотношения человека с внешней средой. Изменение этого взаимоотношения достигается также при решении задачи, связанной с травматизирующей угрозой. Регуляция эмоциональных реакций, вызванных стрессом, яв­ляется паллиативным способом преодоления стресса.

8. 1. Преодоление стресса как процесс

Процесс преодоления стресса определяется наличием инди­видуальных возможностей (ресурсов) для его реализации, а также типом используемых стратегий (способов) поведения и действий конкретного человека в стрессогенной ситуации. Эти


196.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса


J5Z


 


факторы формируют механизмы психической регуляции пре­одоления стресса и характеризуют сущность этого процесса.

Проблема психической регуляции функционального со­стояния человека (психологической напряженности, стресса, утомления, психической готовности, монотонии, десинхро-ноза и т. д. ) является предметом изучения многих отечествен­ных специалистов (Л. Г. Дикая, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук, В. И. Медведев, А. О. Прохоров, Л. Д. Чайнова и др. ). Иссле­дования механизмов зарождения, развития, проявления и преодоления этих неблагоприятных состояний позволяют обосновать и разработать методы их профилактики и коррек­ции, основанные на знании особенностей патогенетических процессов, функциональных нарушений.

Существенный вклад в развитие теории и методологии изучения этой проблемы сделаны Л. Г. Дикой, которой раз­работана системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизического состояния человека [74]. Согласно этой концепции психическая саморегуляция рассматривается одновременно как психическая деятельность и как системное свойство субъекта. Представление о деятельностной сущ­ности этого процесса было обосновано и экспериментально подтверждено автором в результате его анализа на основе использования концептуального аппарата теории психоло­гической системы деятельности (В. Д. Шадриков), понятий и положений теории функциональных систем (П. К. Анохин) и теории психической деятельности. Показано, что специфи­ческой особенностью саморегуляции состояния как деятель­ности является то, что активность субъекта в его регуляции в условиях стресса проявляет целенаправленный, произвольный характер и становится деятельностью, имеющей все блоки ее психологической системы (мотив, цель, программа, инфор­мационная основа и т. д. ).

Следует отметить, что процессы регуляции психических состояний и, в частности, стресса и его преодоления, зависят от уровня несоответствия между субъективным отражением труд­ной ситуации и ее объективной действительностью, которые проявляются в характере психической активности формиро­вания и преодоления этих состояний. Положение о роли рас­согласования объективной действительности и субъективного


его преодоления получили развитие в концепции «проблемно-сти» как явления психической деятельности и его влияния на механизмы регуляции функциональных состояний.

В исследованиях Ю. Я. Голикова и А. Н. Костина [60, 61] показано, что усложнение профессиональной деятельности определяет особенности многоуровневых процессов психи­ческой регуляции трудового процесса и функциональных состояний, что связано с возникновением разных классов проблемностей, в том числе связанных с развитием стрес­са. Характер этих проблемностей («проблемные моменты», «проблемные ситуации» и «проблемы») и разные типы пси­хической активности (текущая, ситуативная и долгосрочная) отражаются на специфике процесса психической регуляции состояния стресса и действиях по его преодолению. Авторы отмечают, что развитие стресса сопровождается повышением роли личностных детерминант этого процесса, что приводит к возникновению новых типов проблемностей. В их форми­ровании и преодолении значительную роль начинают играть психологические механизмы регуляции поведения по преодо­лению стресса и, в частности, выбор и мобилизация стратегий и стилей этого процесса.

Одним из свойств личности, обеспечивающим успешность преодоления стресса, является ее стрессоустойчивость. В рабо­тах В. А. Бодрова и А. А. Обознова [38, 167] для изучения психи­ческих детерминант стрессоустойчивости человека-оператора использован системно-регулятивный подход, основанный на «вычленении» психических процессов в связи с их непосред­ственной функцией в регуляции операторской деятельности. В исследованиях психической регуляции деятельности выяв­лены сходные по составу функциональных звеньев и структуре варианты регуляторной системы [157, 222]. На основании этих работ было проведено теоретико-эмпирическое изучение устойчивости к воздействию стрессора ряда функциональных звеньев, входящих в систему психической регуляции деятель­ности, а именно: 1) «критерии успешности», «заданные про­граммы» и «образ-прогноз», которые обеспечивают субъектив­ную представленность информации о требуемых результатах и программах их достижения; 2) «предвосхищающие схемы» и «оперативные образы», обеспечивающие субъективную


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...