Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.3. Ресурсы преодоления стресса




8. 3. Ресурсы преодоления стресса

Развитие и реализация ресурсов для преодоления стресса служат, пожалуй, основным направлением противодействия ему. Ресурсы являются теми физическими и духовными воз­можностями человека, мобилизация которых реализует его программы и способы (стратегии) поведения для предотвра­щения развития стресса или его купирования.

8. 3. 1. Ресурсный подход и регуляция стресса

Одно из современных направлений в развитии теории психо­логического стресса связано с разработкой концепции о роли ресурсов личности в возникновении, развитии и преодолении этого психического состояния.

Ресурсный подход в целях изучения особенностей психи­ческой активности разработали J. D. Brown и Е. С. Poulton и в последующем его усовершенствовали и развили М J. Posner и S. J. Boies [431], D. A. Norman и DJ. Bobrow [417], S. E. Jackson и R. S. Schuler [352] и другие исследователи.

Исходя из концепции множественности ресурсов на основании изучения процессов регуляции совмещенной деятельности и развивая идеи D. Kahneman [359], D. A. Nor­man и D. J. Bobrow [417] и D. Navon и D. Gopher [416] о рас-


208.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса



 


пределении ресурсов, можно сформулировать ряд постулатов концепции человеческих ресурсов:

—«человеческая система» в любой момент обладает опреде­
ленным количеством возможностей по преобразованию
энергии и информации, которые называются ресурсами;

—деятельность характеризуется количеством использо­
ванных ресурсов и эффективностью их применения;

—трудовая задача в конкретный момент определяется для
конкретного человека рядом параметров информации
(качество и количество стимулов, кодирование, размеще­
ние и т. п. ) и человека (профессиональные способности,
сложность, значимость и т. п. ), соотношение которых
обусловливает ресурсообеспеченность деятельности;

—функция деятельности характеризуется соотношением
качества рабочей информации (как результата сопо­
ставления условий выполнения задачи и возможностей
субъекта) и величиной ресурсов.

Проблема психологического стресса с позиции ресурс­ного подхода нашла отражение в его ресурсной модели, со­гласно которой стресс возникает в результате реальной или воображаемой потери части ресурсов, которые включают поведенческую активность, соматические и психические и профессиональные возможности, личностные характеристи­ки, вегетативные и обменные процессы [325]. Р. А. Hancock [340] отмечает, что возможности ресурса внимания связаны с «психологической адаптивностью» человека к стрессу. Ана­логичную мысль о соотношении стресса и ресурсов проводит A. W. Gaillard [330], который утверждает, что стресс (как и умственная нагрузка) отражает характер отношения между требованиями среды или деятельности и величиной ресурсов для их удовлетворения.

В ресурсной модели стресса привлекательной является принципиальная возможность оценить стресс через категорию потери, расхода ресурсов. Однако остается неясным, в какой степени различия в стрессогенных ситуациях отражаются на составе и количестве востребованных ресурсов, как на этом процессе сказывается исходное значение ресурса, имеются ли все же эффекты перераспределения ресурсов, и в чем они заключаются.


Следует отметить, что данная модель стресса получила концептуальное освещение только применительно к экс­тремальным условиям социальных процессов. Представляет интерес, в какой степени другие виды экстремальности могут быть раскрыты через категорию человеческих ресурсов.

Р. Хокки и П. Хамильтон [218] на основании анализа данных литературы и результатов собственных исследований высказали ряд предположений о тех процессах, которые, возможно, лежат в основе развития стрессового состояния, основные из них следующие:

—когнитивная система обладает определенными воз­
можностями по переработке информации (ресурсами);
прямое соответствие этих ресурсов структурам ЦНС не
обязательно;

—ресурсы определяют скоростные характеристики си­
стемы, а также возможность доступа к тем или иным
стимулам;

—система имеет некоторый высший орган контроля и
управления общими ресурсами, который перераспре­
деляет их между отдельными частями системы;

—процесс «подключения» необходимых ресурсов к вы­
полнению деятельности может осуществляться автома­
тически;

—система может характеризоваться одним или несколь­
кими состояниями, у каждого человека есть опреде­
ленное «базовое» состояние, его можно считать типич­
ным для данной личности; все фоновые показатели,
характеризующие это состояние, остаются достаточно
стабильными на протяжении длительного времени; со-

; стояния меняются под воздействием внешних условий (стрессоров);

—при стрессе не происходит серьезных нарушений в рабо­
те всей системы в целом, однако, некоторые процессы
протекают легче, другие же затруднены;

—существует механизм «настройки» на оптимальное со­
стояние для выполнения того или иного задания; выбор
оптимального состояния может осуществляться авто­
матически, тогда как поддержка выбранного условия
невозможна без специального усилия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...