Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




198_


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса


J32


 


информацию о текущих параметрах управляемого процесса;

3) «концептуальная модель», позволяющая оператору прово­
дить постоянное сличение и синтез в единое динамическое
представление двух тенденций — той, которая должна быть
в настоящем и будущем, и той, которая фактически имеется;

4) «принятие решения», основанное на выборе из нескольких
альтернатив — либо оценки сложной ситуации, либо придания
ей меньшего значения, либо выполнения определенных дей­
ствий и т. д.; 5) «планирование» и «коррекция исполнительных
действий», которые обеспечивают функцию текущего запуска,
реализации и контроля этих действий.

В результате проведенного исследования установлено, что система психической регуляции, включающая перечисленный выше состав функциональных звеньев, обеспечивает стрессо-устойчивость человека-оператора. Есть основание утверждать, что критерии успешности и принятие решения играют клю­чевую роль в системе психической регуляции стрессоустойчи-вости оператора. Отсюда следует, что в процессе психической регуляции поведения по преодолению стресса ведущими функциональными блоками являются принятие решения при выборе стратегии преодоления на основе предвосхищающей положительной оценки ее реализации.

Стрессовые ситуации и воздействия развиваются не одномоментно, а на протяжении определенного периода времени — одни длятся лишь несколько мгновений, а другие могут продолжаться в течение ряда месяцев и лет. И преодо­ление стресса является процессом, который продолжается практически на протяжении всего стрессового события, часто начинаясь даже в предварительной фазе до возникновения «стрессового случая» и продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто разрешение возникшей трудной ситуации.

Ряд исследований показал, что, несмотря на возможные проявления индивидуальных, предпочтительных для каждого человека стилей преодоления стресса, в стрессовых ситуациях один и тот же человек может изменять пути (стратегии) пре­одоления стресса и тем более менять стратегии при воздей­ствии различных стрессоров [286, 319, 324].

Процесс преодоления стресса следует рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, внимание необходимо


уделять личным и социальным ресурсам, которыми распола­гает человек для преодоления стрессовых условий. Личные ресурсы отражают восприятие собственных способностей и эффективности в преодолении стресса, умение решать раз­личные жизненные, социальные, трудовые проблемы, а также чувства оптимизма, уверенности в себе, решительности и т. д. Социальные ресурсы включают социальные связи, которые могут обеспечить практическую и эмоциональную поддержку и помощь в стрессовой ситуации. Во-вторых, преодоление стресса чаще всего понимают как проявление специфических когнитивных и поведенческих стратегий, которые использует субъект для управления стрессовыми условиями и своими эмоциональными реакциями. В-третьих, стили преодоления стресса рассматриваются как адекватные и постоянные для кон­кретного человека способы поведения в процессе преодоления определенной стрессовой ситуации или при воздействии разных стрессоров. Однако можно предположить, что данное поло­жение нуждается в уточнении — стили преодоления стресса отличаются от личностных (например, когнитивных) стилей, которые являются достаточно устойчивой характеристикой личности, в то время как стили преодоления скорее следует рассматривать как индивидуально-своеобразные способы дей­ствий по преодолению стресса при определенных стрессорных обстоятельствах, которые могут изменяться в зависимости от требований ситуации [286].

Хотя до настоящего времени не существует общепринятого способа классификации процессов преодоления, большинство исследователей используют один или два основных концепту­альных подхода для классификации процессов преодоления.

Один подход подчеркивает направленность преодоления, а именно, ориентацию на человека или на характер деятель­ности в ответ на воздействующий стрессор. Человек может подойти к проблеме вплотную и предпринять активные усилия для ее решения и/или может попытаться уйти от про­блемы и сосредоточиться только на преодолении вызванных ею эмоций.

Другой подход выделяет важность используемого метода преодоления, а именно, какая сфера привлекается первич­но — когнитивная или поведенческая.


2SJL


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 8. Процессы и ресурсы преодоления стресса


 


С. Aldwin [233] сравнила два этих подхода, чтобы создать интегрированную систему (концепцию) процессов преодо­ления. Она учла индивидуальную ориентацию на стрессор и дифференцировала преодоление на избегающую и детализи­рующую стратегии. Каждая из этих двух стратегий разделена на категории, которые отражают когнитивное или поведенче­ское преодоление. Соответственно можно предложить четыре базовых типа процессов преодоления: детализирующий-ког-нитивный, детализирующий-поведенческий, избегающий-когнитивный и избегающий-поведенческий.

Когнитивное детализирующее преодоление — это процессы логического анализа и позитивной переоценки ситуации и своей реакции. Такое преодоление включает фокусировку внимания и восприятия каждого аспекта ситуации, извлечение и использование информации соответствующего прошлого опыта, мысленную репетицию альтернативных действий и их вероятных последствий и принятие существующей ситу­ации с ее реструктуризацией с целью выявления позитивных обстоятельств и форм адекватного поведения. Поведенческое детализирующее преодоление заключается в поиске руководства и поддержки в осуществлении конкретных действий, чтобы справиться с ситуацией или ее последствиями.

Когнитивное избегающее преодоление состоит из реакций, направленных на снижение или отрицание серьезности кри­зиса и его последствий, а также на принятие ситуации, как она есть и решение о том, что существующие обстоятельства не могут быть другими. Поведенческое избегающее преодоле­ние представляет собой поиск альтернативных источников удовлетворения — попытки заместить «проигрыш» в данной ситуации активным увлечением другой деятельностью. Этот тип процесса преодоления может проявляться открытым вы­ражением ярости и отчаяния, а также поведением, в некоторых случаях снижающим напряжение (излишняя увлеченность едой, употребление транквилизаторов и других лекарств, раз­личные импульсивные действия).

В одной из своих ранних работ N. Наап [339] определила преодоление стресса как усилия человека, направленные на сохранение реальности. Такое определение является не­достаточно конкретным: неясно, имеются ли в виду только


осознанные усилия или также и неосознанные, существуют ли «положительные» и «отрицательные» способы (стратегии) преодоления стресса, оценивается ли эффективность преодо­ления только по его результату или также по его процессу?

A. Stone и J. Neale [475] высказали положение о том, что преодоление стресса обеспечивается только осознанными усилиями по удовлетворению стрессогенных требований, то есть они исключили возможность неосознанных и подсозна­тельных процессов по преодолению. Однако имеется большое количество данных о том, что психодинамические защитные механизмы, некоторые из которых являются неосознанными, имеют важное значение для преодоления эмоционального конфликта и личностной травмы.

Ранние модели адаптации были основаны на представ­лении о бессознательных и/или обусловленных реакциях на стрессоры. С точки зрения бихевиоризма люди автоматически реагируют на воздействия внешней среды, а согласно концеп­ции психоанализа они задействуют подсознательно механиз­мы защиты на средовые или внутриличностные требования. Одна из характерных особенностей трансактной парадигмы процесса преодоления — смена отношения к человеку, как пассивно реагирующему на окружающую среду, на представ­ление о нем, как активно взаимодействующему с ней. Сам термин «стратегия преодоления» подразумевает мышление, рациональное принятие решения.

Эта познавательная перспектива критиковалась некото­рыми клиницистами, отстаивающими рациональность про­цесса преодоления. По их мнению, многие реакции на стресс происходят автоматически, без сознательного контроля [396]. Например, женщина, отрицающая, что ее сын стал жертвой несчастного случая, бессознательно не признает случившее­ся, более того, она отрицает действительность в попытке со­хранить психическое здоровье. Наша первая эмоциональная реакция может быть автоматической, и в большинстве обсто­ятельств многие индивидуальные стратегии не являются ни рациональными, ни даже обдуманными.

Известно, что защитные механизмы запускаются неосо­знанно, поэтому оценивать их следует по косвенным призна­кам. Эти оценки делаются, например, по данным детальных


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...