Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельностный подход в психологии. Деятельность, её структура, механизмы регуляции.




Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

В этом подходе отрицается биологическое, а тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главный источник развитии Л-сти – деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий S-та (активного ч-ка) с миром (обществом), в процессе которых и формируются свойства Л-сти. (Леонтьев, 75г). Основные характеристики деятельности – субъектность и предметность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на S-та не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности. Предметность - характеристика, кот-я присуща только человеческой деят-ти и проявляется прежде всего в понятиях языка, соц. ролях, ценностях. Субъектность означает, что ч-к сам явл-ся носителем своей активности, собственным источником преобразования внеш. мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потр-тях, мотивах, установках, отношениях, в личностном смысле, т.е. значении деят-ти для самого ч-ка. Л. формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой ч-к продолжает играть соц. роль, быть включенным в соц. деят-ть.

Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, вт. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность — действие — операция — функциональный блок), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях псиологии (социальной, детской психолоии, патопсихологии и др.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. Это, во-первых, уровень особенных деятелъностей (или особых видов деятельности); затем уровень действий; следующий - уровень операций; наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - это основная единица анализа деятельности. Что же такое действие? По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели- Это образ желаемого результата. Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Операцией называется способ выполнения действия

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.

Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.

Исходя их вида потребности различают материальную и духовную деятельность.

Основными элементами деятельности являются:
-1- осознание деятельности в виде мотива;
-2- оценка наличной ситуации;
-3- формулирование цели;
-4- выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию;
-5- выбор средств деятельности;
-6- реализация решения.

Любой простейший акт деят-ти явл формой проявления активности субъ-та => любая деят-ть имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительные причины деят-ти - МОТИВЫ - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъ-та и определяющих направление деят-ти.

Мотив определяет направленность деят-ти => цели и задачи.

ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищенного рез-та, на достиж кот направлена деят-ть.

ЗАДАЧА - заданная в опр-х условиях цель деят-ти, кот д/б достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре.

Основные виды деятельности, в кот неизбежно включается кажд чел-к в проц индивидуального развития: игра; учение; труд (+ м/б общение).

В настоящее время намечается поворот экспериментальной психологии к исследованию внутренней, духовной организации личности. Субъектный подход к изучению личности ставит своей задачей изучение личности "изнутри", со стороны субъекта. Личность здесь выступает "не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов" (Петренко В.Ф.,1988). Реализация субъектного подхода в изучении личности выдвигается в качестве одной из актуальных и насущных задач развития психологической теории (Чудновский В.Э.,1991). "При субъектном подходе, пишет Чудновский В.Э., - в характеристике личности, в поведении человека подчеркивается роль активного, творческого начала. Это означает, что человек не просто подчиняется внешним обстоятельствам, его поведение внутренне детерминировано, и это позволяет ему стать хозяином судьбы". Ориентация на парадигму субъективного подхода представлена в работах таких психологов как Абульханова -Славская К.А., Ананьев Б.Г., Анциферова Л.И., Божович Л.И., Брушлинский А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С.,Петренко В.Ф.,Петровский В.А. и др

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...