Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.




Типология: typos - отпечаток, форма; logos - учение

ТИПОЛОГИЯ - учение о типах объектов, на которые они могут быть разделены, в соответствии с присущими им существенными свойствами, отношениями, связями, структурными признаками.

ТИПИЧНОСТЬ - близость объекта к прототипу (Кислицина Г.Г.) (степень типичности - степень близости)

ПРОТОТИП - усредненный опыт, относящихся к нему явлений (Розпег, Ке11е)

Наиболее типичный представитель - это прототип, имеющий максимально средний ранг.

Исследования типичности нач в 70-х гг.

Кислицина: ссылки на многие модели типичности.

Выготсткий в 31г. Говорит о необходимости создать типологию трудно воспитываемого ребенка.

Гален предложил 1ю типологию темперамента!

За рубежом разрабатывали типологии характера и т.д. Эти работы в 30-х гг. критиковались отечественными психологами.

I. Леонтьев: типологический подход отпугнул психологов наклеиванием ярлыков.

II. Исторически сложилось, что идеи типологического анализа получили развитие в работе Павлова (в зависимости от особенностей НС).

Асмолов А.Г.: есть индивидуально-психологические свойства, связанные с природной организацией чел-ка. Нельзя их путать с индивидуальными.

III. Типология требует выделения адекватного основания.

IV. Сложность соотнесения понятий нормальное/типичное Бурменская Г.В.: Норма на примере «норма развития» - не точка оптимума, а

достаточно широкий, емкий диапазон, вмещающий в себя множество качественно различных вариаций и форм развития, которые нуждаются в содержательном определении и соответствующем обозначении.

Предлагает говорить не о нормах развития, а о вариантах развития: нормативный, осложненный.

Д.- Б.оу.-И говорит о траектории развития.

V. трудно провести границу между понятиями «типология» и «классификация». КЛАССИФИКАЦИЯ - перечень рода явлений, характеризующихся 1мвидовым

признаком. Но при этом д/б соблюдены 2 момента:

1. разбиение на группы происходит без четкого выделения стуктурного основания;

2. обычно не преследует объединение людей в гр-пы с целью дальнейшего прогнозирования поведения.

Гулубева Э.А.: если основанием классификации является существенный, качественный признак, то она может считаться типологической.

VI. Важно различать ЧЕТРЫ и ТИПЫ.

(возможность разделить людей на группы) Понятие «черта личности» введено Олпортом Г.У. («архитектор психологии личности», построил теорию черт, ввел понятие «зрелая личность»). Акцентировал 2 подхода к личности:

1. номотетический - попытка подвести любое психич явление под общие закономерности; Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.

2. идеографический - попытка описания ярко выраженной. Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей

Ощущение и восприятие как психические процессы (феноменология, классификация, свойства).

ОЩУЩЕНИЕ - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств явлений т предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Классификация ощущений

1. Экстероцептивные - воздействуют на рецепторы поверхности тела: дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные), контактные (вкусовые, температурные, тактильные).

2. Интероцептивные — рецепторы внутри органов, кот отражают состояние внутренней среды: органические ощущения, ощущения боли и др.

3. Пропреоцептивные - рецепторы находятся в мышечных связка: ощущения движения, положении тела, равновесия, ускорения.

Свойства ощущений

• Интенсивность: зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора)

• Длительность: временная хар-ка, время действия раздражителя и его интенсивность. Существует латентный период)

• Пространственная локализация: анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам вседения о локализации раздражителя в пространстве)

ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) - процесс обработки сенсорной информации, рез-ом кот явл интерпретация окружающего нас мира в виде образа и как совокупности предметов и событий.

Восприятие всегда больше суммы ощущений, на кот оно базируется. Восприятие - не пассивная переработка сенсорной стимуляции, а активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации.

Основное отличие от ощущений - предметность, осознание всего, что действует на человека целостное отображение предмета. Классификация восприятия По модальности:

• зрительное; • слуховое; • осязательное; «обонятельное; • вкусовое. По типу объекта:

• время; • движение; • пространство; • отношения; • человек; • социальный мир; • природный мир.

Свойства восприятия

Предметность - способность отражать явления и рбъ-ты реального мира в форме отдельных предметов;

Целостность - дает целостный образ предмета;

Структурность - восприятие не явл простой суммой ощущений. Чел-к воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, кот формируется в течение некоторого времени;

Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность в восприятии цвета, величины и формы предметов.

Субъективность (апперцепция) - восприятие зависит и от самого субъ-та. В восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни.

Осмысленность - в процессе восприятия есть мышление и учет контекста.

Избирательность - преимущественное выделение одних объ-в по сравнению с другими. В любой момент времени человек воспринимает только 1 предмет, или конкретную группу предметов. В то время как остальное является фоном.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...