Проблема типологии в психологии. Номотетический и идеографический подходы к описанию личности.
Типология: typos - отпечаток, форма; logos - учение ТИПОЛОГИЯ - учение о типах объектов, на которые они могут быть разделены, в соответствии с присущими им существенными свойствами, отношениями, связями, структурными признаками. ТИПИЧНОСТЬ - близость объекта к прототипу (Кислицина Г.Г.) (степень типичности - степень близости) ПРОТОТИП - усредненный опыт, относящихся к нему явлений (Розпег, Ке11е) Наиболее типичный представитель - это прототип, имеющий максимально средний ранг. Исследования типичности нач в 70-х гг. Кислицина: ссылки на многие модели типичности. Выготсткий в 31г. Говорит о необходимости создать типологию трудно воспитываемого ребенка. Гален предложил 1ю типологию темперамента! За рубежом разрабатывали типологии характера и т.д. Эти работы в 30-х гг. критиковались отечественными психологами. I. Леонтьев: типологический подход отпугнул психологов наклеиванием ярлыков. II. Исторически сложилось, что идеи типологического анализа получили развитие в работе Павлова (в зависимости от особенностей НС). Асмолов А.Г.: есть индивидуально-психологические свойства, связанные с природной организацией чел-ка. Нельзя их путать с индивидуальными. III. Типология требует выделения адекватного основания. IV. Сложность соотнесения понятий нормальное/типичное Бурменская Г.В.: Норма на примере «норма развития» - не точка оптимума, а достаточно широкий, емкий диапазон, вмещающий в себя множество качественно различных вариаций и форм развития, которые нуждаются в содержательном определении и соответствующем обозначении. Предлагает говорить не о нормах развития, а о вариантах развития: нормативный, осложненный. Д.- Б.оу.-И говорит о траектории развития.
V. трудно провести границу между понятиями «типология» и «классификация». КЛАССИФИКАЦИЯ - перечень рода явлений, характеризующихся 1мвидовым признаком. Но при этом д/б соблюдены 2 момента: 1. разбиение на группы происходит без четкого выделения стуктурного основания; 2. обычно не преследует объединение людей в гр-пы с целью дальнейшего прогнозирования поведения. Гулубева Э.А.: если основанием классификации является существенный, качественный признак, то она может считаться типологической. VI. Важно различать ЧЕТРЫ и ТИПЫ. (возможность разделить людей на группы) Понятие «черта личности» введено Олпортом Г.У. («архитектор психологии личности», построил теорию черт, ввел понятие «зрелая личность»). Акцентировал 2 подхода к личности: 1. номотетический - попытка подвести любое психич явление под общие закономерности; Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она исходит из нескольких основных допущений. Во-первых, она ищет причинные объяснения соц. явлений. Она использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода. Во-вторых, она стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов. В-третьих, она исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции. В-четвертых, сторонники Н. подхода пытаются (в типичных случаях) создать искусственные условия, в которых и собираются научные данные. В-пятых, в случае использования Н. науками результатов, полученных с помощью И. методов, они нередко признаются полезными только для объяснительной, описательной или иллюстративной целей (например, предварительного обследования). В-шестых, Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
2. идеографический - попытка описания ярко выраженной. Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают частности, а не универсалии. Поскольку признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой теорией и такими методами, которые сохраняют и выявляют индивидуальные различия. Кроме того, имеет место попытка предоставить каждому испытуемому возможность говорить на его собственном языке, сохранить смыслы, которые поддерживают жизнь конкретных людей в этом мире, и зафиксировать эти смыслы и субъективные переживания с помощью относительно неструктурированных, неформальных (open-ended), проективных и интерпретативных методов. В сочетании с другими методами и подходами, в качестве незаметных и косвенных измерений личности используются также личные документы и биографии, что позволяет произвести своеобразную триангуляцию индивидуума. В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях наблюдаемых людей Ощущение и восприятие как психические процессы (феноменология, классификация, свойства). ОЩУЩЕНИЕ - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств явлений т предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Классификация ощущений 1. Экстероцептивные - воздействуют на рецепторы поверхности тела: дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные), контактные (вкусовые, температурные, тактильные). 2. Интероцептивные — рецепторы внутри органов, кот отражают состояние внутренней среды: органические ощущения, ощущения боли и др. 3. Пропреоцептивные - рецепторы находятся в мышечных связка: ощущения движения, положении тела, равновесия, ускорения. Свойства ощущений • Интенсивность: зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора) • Длительность: временная хар-ка, время действия раздражителя и его интенсивность. Существует латентный период)
• Пространственная локализация: анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам вседения о локализации раздражителя в пространстве) ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ) - процесс обработки сенсорной информации, рез-ом кот явл интерпретация окружающего нас мира в виде образа и как совокупности предметов и событий. Восприятие всегда больше суммы ощущений, на кот оно базируется. Восприятие - не пассивная переработка сенсорной стимуляции, а активный процесс сбора, анализа и интерпретации информации. Основное отличие от ощущений - предметность, осознание всего, что действует на человека целостное отображение предмета. Классификация восприятия По модальности: • зрительное; • слуховое; • осязательное; «обонятельное; • вкусовое. По типу объекта: • время; • движение; • пространство; • отношения; • человек; • социальный мир; • природный мир. Свойства восприятия • Предметность - способность отражать явления и рбъ-ты реального мира в форме отдельных предметов; • Целостность - дает целостный образ предмета; • Структурность - восприятие не явл простой суммой ощущений. Чел-к воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, кот формируется в течение некоторого времени; • Константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность в восприятии цвета, величины и формы предметов. • Субъективность (апперцепция) - восприятие зависит и от самого субъ-та. В восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни. • Осмысленность - в процессе восприятия есть мышление и учет контекста. • Избирательность - преимущественное выделение одних объ-в по сравнению с другими. В любой момент времени человек воспринимает только 1 предмет, или конкретную группу предметов. В то время как остальное является фоном.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|