Когнитивные модели памяти. Лексический, семантический и образный коды переработки информации.
Когнитивные модели памяти. Модель Аткинсона-Шифрина. В 1948 году память подразделили на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами и вылилась в определение кратковременной и долговременной памяти. Примерно в это же время появляются такие виды памяти как «оперативная память», «рабочая память», «регистры», «буфер». В 1958 году Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перецептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующим определённым модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот. миллисекунд) и затем подается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (несколько секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества её переработки. В 1965 году Во и Норманн полагали, что информация из первичной памяти теряется не просто от того, что она постепенно затухает, а от того, что она постепенной вытесняется новой информацией. В 1968 году Аткинсон и Шифрин разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путём перевода в другие коды. Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, далее информация поступает в кратковременное хранилище, где она сохраняется в течение некоторого времени, длительность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания информации в кратковременной памяти создаётся своего рода буферная ёмкость для повторения, способная удерживать небольшое количество элементов в течение примерно 30 секунд. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже там находящихся. Поступление элементов в буфер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано с долговременным, так как оттуда могет поступать «вербальные ассоциации» необходимые для выполнения текущих задач. Информация из кратковременного хранилища в долговременное поступает благодаря кодированию в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым её долговременное хранилище.
Схема
Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в мнемических процессах. Запоминание и воспроизведение зависят не только от связей материала (ассоциативные, смысловые, структурные связи), но и от отношения личности к материалу. Это отношение обусловлено направленностью личности, её установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности. Память человека носит избирательный характер - запоминаем то, что для нас значимо, интересно. Запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль её особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание, и особенно заучивание, является в значительной мере волевым актом. Установка запомнить является существенным условием запоминания. Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие - целые эпохи из жизни человека.
В запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем эмоционально безразличный (при остальных равных условиях). Роль мотивации рассматривается в рамках механизмов мотивационно обусловленного забывания в психоанализе. 3. Фрейд - мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим это помнить. Доступно для воспроизведения будет то воспоминание, которое относится к цели, реализуемой человеком в данный момент времени. Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях. Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Этапы формирования энграмм. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Лексический код. Иконическая и акустическая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов — структур, специализирующихся на переработке слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа. Образный код. Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти. Большинство авторов соглашаются с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с ДП и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая — поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.
Семантический код. Самый глубокий уровень. Предполагается, что именно он лежит в основе долговременной памяти и он организует структуру знаний. Он принимает участие в работе всех остальных уровней (сенсорного, образного и вербального). Код связан с семантической памятью. В 1969г. Колинз и Квиниан предложили модель семантической памяти, представляющую собой сеть, узлы которой называются концепты. В каждом узле хранятся признаки, характеризующие данный класс, а связи между ними объединены по типам включения и как части целого. Предполагается, что механизм работы семантической памяти распространяется по сети активациями. Авторы ввели понятие дистанции (чем ближе понятия др к др, тем теснее связаны узлы. Дистанцией определяется уровень активации других узлов по мере удаления от главного узла происходит затухание силы воздействия данного концепта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|