Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивные модели памяти. Лексический, семантический и образный коды переработки информации.




Когнитивные модели памяти. Модель Аткинсона-Шифрина.

В 1948 году память подразделили на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами и вылилась в определение кратковременной и долговременной памяти. Примерно в это же время появляются такие виды памяти как «оперативная память», «рабочая память», «регистры», «буфер».

В 1958 году Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перецептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующим определённым модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот. миллисекунд) и затем подается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (несколько секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества её переработки.

В 1965 году Во и Норманн полагали, что информация из первичной памяти теряется не просто от того, что она постепенно затухает, а от того, что она постепенной вытесняется новой информацией.

В 1968 году Аткинсон и Шифрин разработали множественную модель памяти, введя дополнительные элементы: не только структурные, но и динамические. Согласно их модели, информация не просто перекачивается из одного блока в другой, а копируется путём перевода в другие коды.

Сначала информация поступает на многочисленные сенсорные регистры, далее информация поступает в кратковременное хранилище, где она сохраняется в течение некоторого времени, длительность которого обычно зависит от индивида. Для поддержания информации в кратковременной памяти создаётся своего рода буферная ёмкость для повторения, способная удерживать небольшое количество элементов в течение примерно 30 секунд. Каждый из элементов, поступающих в буфер, вытесняет один из элементов, уже там находящихся. Поступление элементов в буфер может контролироваться. Поэтому кратковременное хранилище можно считать оперативной памятью. Кратковременное хранилище связано с долговременным, так как оттуда могет поступать «вербальные ассоциации» необходимые для выполнения текущих задач. Информация из кратковременного хранилища в долговременное поступает благодаря кодированию в особый код, который структурирует информацию, обеспечивая тем самым её долговременное хранилище.

Схема

 

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в мнемических процессах.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от связей материала (ассоциативные, смысловые, структурные связи), но и от отношения личности к материалу.

Это отношение обусловлено направленностью личности, её установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

Память человека носит избирательный характер - запоминаем то, что для нас значимо, интересно.

Запоминание у человека существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль её особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание, и особенно заучивание, является в значительной мере волевым актом.

Установка запомнить является существенным условием запоминания.

Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие - целые эпохи из жизни человека.

В запоминании значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, чем эмоционально безразличный (при остальных равных условиях).

Роль мотивации рассматривается в рамках механизмов мотивационно обусловленного забывания в психоанализе. 3. Фрейд - мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим это помнить.

Доступно для воспроизведения будет то воспоминание, которое относится к цели, реализуемой человеком в данный момент времени.

Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях.
По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.
Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм — т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.).

Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.

Этапы формирования энграмм. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Лексический код. Иконическая и акустическая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов — структур, специализирующихся на переработке слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.

Образный код. Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти. Большинство авторов соглашаются с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с ДП и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая — поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.

Семантический код.

Самый глубокий уровень. Предполагается, что именно он лежит в основе долговременной памяти и он организует структуру знаний. Он принимает участие в работе всех остальных уровней (сенсорного, образного и вербального).

Код связан с семантической памятью.

В 1969г. Колинз и Квиниан предложили модель семантической памяти, представляющую собой сеть, узлы которой называются концепты. В каждом узле хранятся признаки, характеризующие данный класс, а связи между ними объединены по типам включения и как части целого.

Предполагается, что механизм работы семантической памяти распространяется по сети активациями.

Авторы ввели понятие дистанции (чем ближе понятия др к др, тем теснее связаны узлы.

Дистанцией определяется уровень активации других узлов по мере удаления от главного узла происходит затухание силы воздействия данного концепта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...