Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воля и волевые процессы. Функции воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества и их развитие.




ВОЛЯ - сознательное регулирование чел-ом своего поведения и деят-ти, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

В.А. Иванников «воля как усилие и побуждение к действию на основе произвольной

мотивации».

Б.Н. Смирнов «воля как проявление сознательно-принудительных самовоздействий в разрешении трудности деятельности».

Е.П. Ильин «воля как сознательное и преднамеренное поведение и деятельность». Структура воли по Ильину:

1. самодетерминация (мотивация);2. самоинициация (самоторможение);

3. самоконтроль;4. самомобилизация (самостимуляция).

Волевые качества личности (волевые черты характера) - те качества, кот способствуют успеху волевого действия.

Брихцен: они стабильны и индивидуальны; проявляются при целенаправленно воздействии субъ-та на внешнюю среду, внутренние процессы и состояния самого себя. Волевые качества личности: целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, самообладание, решительность, инициативность, дисциплинированность,

организованность, смелость, выдержка, независимость, самоконтроль, выносливость, принципиальность, старательность, ответственность. Свойства волевых качеств:

• широта; • сила; • устойчивость

. Развитие воли происходит в детстве. 3 стадии:

1. стадия контроля; 2. стадия волевого регулирования,3.стадия самоконтроля (высокий уровень развития воли).

Развитие воли нач с выделения своего «Я». Именно в общении ребенок начинает чувствовать себя источником воли (кризис Зх лет).

Дошкольный возраст - возраст возникновения воли, как способности управлять своим поведением. Ребенок начинает управлять памятью, восприятием, мышлением. В этом же возрасте формируется способность удерживать цель в центре внимания.

К старшему дошкольному возрасту формируется соподчинение мотивов.

Развитие воли тесно связано с развитием мотивационной сферы и нравственности.

Уровни волевого развития:

1. Высокий - присуще стремление самостоятельно преодолеть трудности, искать выход из ситуации, хладнокровно без паники;

2. Средний - где интересно проявляют свою волю, где не интересно - пасуют;

3. Низкий - любят легкие пути достижения цели. При преодолении трудностей испытывают фрустрацию.

Типы волевого развития:

• «практики» - проявляют волю в физическом труде, спорте;

• «теоретики» - в умственном труде, зато беспомощны в физическом

Основные положения концепции волевой регуляции.

1. Воля - реальное психическое явление. Понятие воли изгонялось из психологии в рез-те борьбы с волюнтаризмом - философским течением, признающим бессознательным первоначалом, космической силой (Шопенгауэр)

2. Волевая регуляция - сознательная мобилизация психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Т.е. когда одной только потребности достаточно для побуждения действию, волевая регуляция не нужна.

3. Воля проявляется в деятельности, но сама деятельностью не является. Словосочетание «волевое поведение» и «волевая деятельность» - только подчеркивают в ней учет волевых компонентов (Калин).

4. Волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции, требующей волевого усилия - особого психического напряжения, сознательно вызываемого для мобилизации. Процессы, требующие волевого усилия, называются волевыми процессами (напр., преднамеренное запоминание, восприятие и т.д.).

Фазы волевого процесса:

• Возникновение побуждения и постановка цели; Обсуждение и борьба мотивов; Принятие решения; Исполнение, если исполнение по каким-то причинам откладывается, то -намерение.

5. Волевые свойства (качества) (Ломов не различал понятий св-ва и качества, так и писал...) личности обеспечивают успех волевого действия. Разные авторы выделяют от 10 до 34 качеств.

6. Понятие волевой регуляции распространяется и на общение (напр. Калин анализировал групповое давление на слабово...

7. Воля входит в структуру характера как 1н из компонентов (наряду с направленностью личности, самооценкой и др. - Левитов)

8. Индивидуальный стиль волевой регуляции - устойчивый способ организации волевых действий (Калин)

9. Волевые состояния (Левитов, Селиванов, Калин) - состояния адекватной мобилизованности

10. нарушения волевой регуляции:

• гипобулия - ослабление воли (при истощении, в старости, при психических заболеваниях);

• абулия - отсутствие воли; >

• гипербулия - патологическое увеличение волевой активности (при маниакальных, бредовых расстройствах);

• парабулия - извращение волевых актов (лишение себя еды и т.д.)

Функции воли:

1. сознательная регуляция активности(деятельности)

2. ф-я выбора мотивов/цели (борьба мотивов)

3. побудительная, активизурующая ф-я (мотивирование самого себя)

4.тормозящая(тормозит нежелательные действия)=выдержка, самоконтроль

 

Эмоциональные явления: классификация, функции, формы проявления. Теории эмоций.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ - особый класс психических состояний (есть еще волевые и мотивационные состояния) - психическое отражение в форме переживания ситуаций (а переживание обусловлено отношением субъ-та к ситуации).

Эмоциональные состояния: страсть, аффект, страх, тревога, гнев, агрессия, фрустрация, монотония, депрессия, одиночество.

Отдельные составляющие эмоциональной сферы:

Ранее понятие «аффективный» использовалось просто для обозначения эмоциональных явлений. Вундт считал аффекты - форма течения чувств.

Аффект - кратковременные, но очень сильные, бурно протекающие («взрывного» хар-ра по С.Л. Рубинштейну), сопровождаемые резко выраженным синдромом признаков (изменения в переживании, поведении, соматическом состоянии).

И. Кант сравнивал аффекты со стихийным бедствием - наводнением.

Аффекты развиваются в критических условиях, когда чел-к не видит выхода из ситуации.

Аффект выполняет регулирующую функцию - 1) становится доминантой, навязывая способа аварийного выхода (бегство, агрессия, ступор) - оправдано в типичных биологических условиях физической опасности. 2) ситуации, вызывающие аффект хорошо запоминаются, образуя «аффективный опыт». 3) сужает сознание, концентрируя внимание только на действии (=> бесполезны любые уговоры, способы рационализации).

Э. Кречмер называет аффект «коротким замыканием», когда решение о совершении действия принимаются за пределами личности (паника).

Страсть - (И. Кант сравнивал с половодьем) длительное, сильное, доминирующее эмоциональное состояние (С.Л. Рубинштейн). Захватывает чел-ка и определяет его поведение.

Страсти могут определяться убеждениями (напр. фанатизм), увлечениями (спорт болельщики, коллекционеры) или психич заболеванием (бред ревности и др.).

Рубинштейн гов о пародоксе страси: чел- к находится во власти какой-то силы, но она от него же и исходит.

Страх и тревога. Оба состояния свидетельствуют об опасности. Но страх развивается в момент действия опвсности. Тревога же направлена в будущее, она предвосхищает опасность и дает возсожность подготовиться к ним. Поэтому в адекватных ситуациях тревога необходима. Но при повторении тревога может закрепиться в свойстве личности - тревожности (Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан, Г.Ш. ГабдрееваУ

Гнев и агрессия (Н.Д. Левитов, Лоренц). Гнев - эмоциональное состояние, а агрессия - это поведение или действие, окрашенное гневом и ведущее к желанию нанести моральный или физический ущерб др. чел. Может закрепляться как черта личности - агрессивность (т.е. готовность к агрессивному поведению).

Фрустрация - состояние, вызванное непреодолимыми (по мнению субъ-та) трудностями. Сопровождается гневом, раздражением, чувством вины.

Толерантность к фрустрации - устойчивость к фрустраторам, способность чел к адекватной оценке ситуации и умение найти выход из нее.

Состояния, связанные с пониженным тонусом активности:

Монотония (А.И. Фукин) - возникает в рез-те воздействия однообразных раздражителей, вызывающих «голод» чувств - скуку. Монотонными м/б професс-е действия (конвеер) и течение жизни. Возникает тягостное состояние ослабления воли, сонливость, потеря интереса к окружающему, апатия (нежелание действовать).

Мюнтерберг и Павлов 1ми обративи внимание, а затем дали физиологич объяснение как распространение торможения.

Близка к монотонии проблема сенсорной депривации (дефицит раздражителей: космонавты, моряки подводных лодок).

Одиночество - недостаток внешней стимуляции соц-го хар-ра. Выделяют абсолютное (в тюрьме, в камере-одиночке) и относительное (космонавты и др.) одиночество. Обостряется общение с собой, голод общения вызывает фантазии, грезы, вплоть до галлюцинаций и невроза. Особенно тяжело перенося одиночество экстраверты. Чувство одиночества усиливается ночью.

Депрессия - сочетание тяжелых переживаний (подавленности, тоски, отчаяния), сочетающихся со снижением волевой активности и уровня мотивации. Хар-ны чувства вины и снижение самооценки.

Методы исследования: основываются на самооценке состояния - тесты, вопросники.

• Методика «Беспокойство. Тревожность» Ж. Тейлор

• Методика диагностики Ур-ня эмоц-го выгорания В.В.Бойко

• Диагности эмоциональных проявлений личности И.М. Юсупов (эмпатия, эмпатийность)

• «Нервно-психическая устойчивость» или «Прогноз»

• Методика самоуправления М.М. Пейсахов

Эмоции. Теоретические основы изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

ЭМОЦИЯ (Анохин) - физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъ-ю окраску и охватывающее все виды чувствования и переживания чел от глубоко-травмированных страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Дарвин: эволюционная теория: эмоции - приспособительный механизм. Кэнон и Бард: вегетативные изменения в организме обычно сопровождают развитие эмоциональных состояний. Центральная роль в запуске эмоциональных состояний отводится таламусу. Одновременно возникает и эмоциональная реакция организма.

Периферические теории эмоций:

Джемс-Ланге: сначала физиологические изменения - потом эмоция. Эмоция - это осознание происходящих в организме физиологических изменений. Эмоция без телесного выражения теряет «переживание». => подавить телесное, внешнее проявление, сформировать др. мимику и возникнет др. эмоция.

Экман, Левинсон, Фризен «теория мимической обратной связи». Отличия от Джемса-Ланге = концентрируется на изменении лицевых мышц => конфигурация мышц (определенная) ведет к осознанию эмоц-го состояния.

Когнитивные теории эмоций:

Шахтер, Синяр: эмоции - следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активации. Связь «физиологических изменений - осознание эмоции» носит вариативный характер. Опознание эмоции зависит от контекста ситуации. Лазарус: важна именно взаимосвязь познавательных и физиологических процессов. При этом когнитивная интерпретация м/б базирована на уже состоявшихся физиологич изменениях - изменения м/б результатом психологич переживания.

Уровневые теории эмоций 90-е гг.:

Джонсон. Пауэр, Малтхауиа: психика чел-ка обрабатывает инфу, «проводя» ее через

ряд последовательных стадий.

Эмоциональная реакция развивается только при переработке инфы на высшем уровне

самоотнесения, кот отражает смысл того или иного явления для субъ-та.

• Сенсорный уровень переработки;

• Перцептивный уровень;

• Семантический уровень;

• Смысловой уровень (самоотнесения)!Здесь возникает эмоция.

Виллинус: деление эмоций на ведущие и ситуативные. Ведущие - переживания, порождаемые специфическими механизмами Пт-ей, и окрашивающие непосредственно относящегося к ним предмета. Ситуативные - порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение Пт-ей.

У. Макдаугл: 2 гр.: 1) связанная с Пт-ми организма - все те переживания, кот мы называем чувствами и эмоциями; 2) разграничение чувства и эмоции на основе их функционального отношения к целенаправленной активности. Сопоставляет сложные чувства (произвольные эмоции) и собственно эмоции (первичные и смешанные).

Симонов: информационная теория эмоций: Э = -П(Ин-Ис), где П - потребность; Ин -инфа, необходимая для ее удовлетворения; Ис - инфа, кот субъ-т располагает в момент возникновения потребности. Если П=0 или Ин=Ис, то эмоция не возникает. Если Ин>Ис - эмоция отрицательная. Если Ин<Ис - эмоция положительная.

Биологическая теория эмоций Анохина: эмоция рассматривается как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. За формирование эмоций отвечает лимбическая система: таламус, гипоталамус.

А) удовлетворение Пт - «+» эмоции Возникновение потребности - «-» эмоции -

Б) Пт не удовлет-на - эмоц-е беспокойство - поиск нового

метода достижения цели -возвращение к А) функции эмоций:

1. Отражательно-оценочная: эмоция - отражение мозгом актуальной Пт и вероятности ее удовл;

2. Переключающая: выделение доминирующей Пт, вероятности ее удовл => конкуренция мотивов;

3. Подкрепляющая

4. Замещающая

Л.С. Выготский: важную роль в развитии эмоциональной сферы играет деят-ть (соц-я среда развития). Всякая эмоция - функция личности.

Теория эмоций А.Н. Леонтьева: понятие эмоций связано с понятиями потребностей и мотивов. Главная хар-ка потребности - ее предмет. Эмоции играют важную роль в мотивации деят-ти, но не явл мотивами - они играют роль в осознании мотива. Личностный смысл - значение отражаемого для самого субъ-та. Эмоции порождают переживания удовлетворения/неудовлетворения, страха, робости. Делятся на 3 класса:

1. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями.

2. Собственно эмоции - эмоции выражают оценочное личностное отношение к ситуациям.

3. Чувства, настроение - условно выделяются как устойчивые эмоции, субъ-е явление.

С.Л. Рубинштейн: Чувства - отношения чел к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания (говорит о чувствах, подразумевает эмоции). Эмоция - мотив деят-ти. Эмоции не только обуславливают деят-ть, но и сами обуславливаются ей. 3 иерархичных уровня:

1. Органической аффективно-эмоциональной чувствительности - физические чувства (удовлетвор/неудовлетворение);

2. Предметные чувства соответствующие предметному восприятию и предметному действию - выражение в сознании переживания отношения чел-ка к миру (интеел-е, эстетич, моральные);

3. Мировоззренческие, чувства - различные виды эмоц-х образований и состояний (аффекты, страсти, настроения).

Б.Й. Додонов: классификация эмоций (10). Включил эмоции кот составляют ценность для чел-ка: альтруистические, гностические, романтические, глорические (самоутверждение, почет), эстетические и др. На основании классификации выделил типы эмоц-ой направленности.

Интеллектуализм - направление рассматривающее эмоции в проц познания. Эмоции как свойства или разновидность ощущений, как результат взаимодействия представлений или особый вид познания (эмоция сводится к проц познания).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...