Девиантная мотивация (мотивация отклоняющегося поведения).
К этой группе относятся: мотивация вора, афериста, махинатора; мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом; мотивация сексуального извращения. Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - Целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка. Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это гакже элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности. Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психических состояний.
Псих. состояние - самостоятельная категория, являющаяся целостной характеристикой псих. деят-ти за определенный промежуток времени. Психические состояния проявляются как синдром (совокупность признаков), включающий изменение соматич-го сост-я (вегет-е изм-я), изменения в психич-й деят-ти, внутр. (субъектные) переживания. Наиболее крупные работы по психическим состояниям в нашей стране: Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Т.А. Немчин. Из зарубежных - Кэролл Изард. А.О. Прохоров делит псих-ие состояния по критерию времени на актуальные, текущие, длительные (перманентные) и каждое из этих 3-х еще и по форме активности, которую они отражают: положительные и отрицательные - влияющие на деят-ть, общение, отношение к действительности, функциональные сост-я. Сюда же относят эмоциональные, волевые и интеллектуальные сост-я (эти 3 ß из классификации Левитова. Каждое из них Левитов делил на ситуативные и характерологические, сопровождающие игру, учение или труд). А.О. Прохоров разработал концепцию неравновесных (неустойчивых) состояний. В основе концепции - рассмотрение псих. состояний не во временной, а в энергетической плоскости. В *нулевой точке* находятся равновесные сост-я (состояния оптимальной активности - спокойствие, сосредоточенность, размышления, симпатия). К *неравновесным* относятся состояния повышенной психической активности (восторг, ярость, паника) и пониженной псих. активности (грусть, утомление, скука). Система не может долго находиться в неравновесном состоянии и быстро истощается. Неравновесные состояния (быстрые) обеспечивают разрешение ситуации (через организацию соответствующего поведения), а медленные - способствуют формированию новообразований Л-ти. В целом, псих. состояния выполняют след-е функции:
Отражения интеграции (интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (Прохоров, 1994). Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.) Дифференциации регулирования (регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде), оценивания, отношения. К псих. состояниям относят такие группы (по Немову классы) как эмоц-е, волевые, мотивационные. Для психических состояний характерны различные функции - регулирования. интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих) адаптации (Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.) Категория состояния состояние выступает как форма саморегуляции психики и как одиниз важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития. Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей, как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).
Детерминанты состояния. Основными детерминантами состояния являются: а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания); б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы); в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации). Структура состояния. Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А.Ганзена и В. Н. Юрченко[6], Ю. Е. Сосновиковой[7] и других ученых. Ганзен иЮрченко выделили четыре структурных уровня:1. социально-психологический,2. психологический, 3. психофизиологический 4. физиологический. На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда. В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ — понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно ' статического момента, в отличие от понятия “психический процесс”, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия “психическое свойство”, указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т. д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний — навязчивые состояния, в социальной психологии — массовидные психические состояния (например, паника).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|