Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




i


мысленно покидает место его возникновения. Он, например, может избегать обращения к врачу из страха услышать плохие вести о своем здоровье.

Избегание не всегда ориентировано на реальную обста­новку, и когда оно используется в экстремальных ситуациях, то может мешать эффективному преодолению стресса. Это происходит тогда, когда недостаточно обоснованное избегание оказывает отрицательное воздействие на чувство самоуваже­ния и самоэффективности, то есть на оценку собственных спо­собностей преодолеть стресс и успешно выполнить задание. Такое поведение вызывает дополнительный дистресс вместо его снижения. Субъекты, использующие такую стратегию, — это, например, люди, пережившие много разочарований и неудач. Избегание всех сомнительных ситуаций становится их личной особенностью.

J. Suls и В. Fletcher [479] установили, что стратегия из­бегания по сравнению с другими стратегиями проявляет преимущества только в течение короткого периода времени. Например, после появления стрессора эта стратегия более эффективна, чем стратегия проявления повышенного вни­мания к ситуации, однако через 2—6 недель отрицательных воздействий стрессоров стратегия повышенного внимания начинает проявлять свое превосходство. Полученные данные авторы объясняют тем, что человеку нужно определенное время для мобилизации ресурсов активного наступления на стрессор, а до этого момента проявляется стремление избежать воздействия стрессоров.

В практической жизни довольно часто возникают ситуа­ции, когда человек не может ни преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страдания. В подобных обстоятельствах, как отмечает Л. И. Анцыферова [10], субъ­ект прибегает к «фокусирующимся на эмоциях» стратегиям психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями, — он игнорирует симптомы болезни или признаки развивающегося конфликта, старается относиться с юмором к своему положению, надеется на то, что все несчастья и огорчения пройдут сами по себе или же обстоятельства неожиданным образом изменятся. Ясно, что такое поведение не устраняет саму проблему как источник




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса



 


отрицательных эмоций, хотя и позволяет несколько облегчить психическое состояние субъекта.

Стратегия «конструктивного отвлечения внимания» пред­усматривает переключение внимания с печальных или тревож­ных мыслей о неприятных, трагических и других негативных событиях на размышления или действия, связанные с текущими важными делами или тем более с приятными занятиями (об­щение с друзьями, увлекательное хобби, посещение театров, концертов, увлечение спортом и т. д. ). Отвлечение внимания может быть полезно также в ситуации неопределенности, — например, ожидание возможного сообщения о неприятном событии. Эти приемы не устраняют трудную проблему, но они адаптируют человека к ситуации, облегчают его психическое состояние.

Для устранения неприятных эмоций, то есть избегания стресса, человек может использовать контролируемые стратегии «подавления», когда событие загоняется в глубину подсознатель­ного и «отрицания», когда игнорируется стрессор, происходит отказ от признания, что произошло травмирующее событие. Особенностью реакции отрицания является то, что человек не переживает острых негативных чувств, ведет себя так, как будто ничего не случилось, хотя и знает, что произошло нечто ужасное. Эти защитные механизмы представляют собой отказ принять объективную реальность такой, какая она есть.

Стратегия когнитивного избегания может быть полезна тогда, когда, например, угрожающие жизни болезни стано­вятся реальной угрозой и человек может себя предохранить от них применением профилактических средств, а также, воз­можно, при развитии чувства горя в связи с потерей близкого человека.

М. Horowitz [348] много писала о психических реакциях на серьезные события в жизни. Она отмечала виды и симпто­мы реакции отрицания, которые возникают при стрессовых состояниях. Например, отрицание может проявляться со стороны функции восприятия и внимания в виде селективной невнимательности, нежелания оценить значения стимулов и т. д., со стороны сознания — в форме амнезии, «потери опыта», в процессах формирования понятий — в форме утраты чувства реальности, отрицания большого значения стимулов, негиб-


кости в организации мышления, фантазии противодействия реальности, в эмоциональной сфере — в форме оцепенения, а в действиях — в чрезмерно повышенной активности, в устра­нении, уходе от реальной ситуации и т. д.

R. Janoff-Bulman [356] в ряде своих работ, атакже М. Horow­itz рассматривают отрицание как психологический барьер на пути разрушительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую концептуальную системы. Как отмечает Л. И. Анцыферова [10], отрицание по­зволяет субъекту перерабатывать информацию о трудных или трагических ситуациях малыми дозами, постепенно ассими­лируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции запредельного для сознания человека события, меняются сю представление и отношение к миру, ситуации, появляется но­вая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

Стратегия избегания (отрицания) не ориентирована, как правило, на реальность, и когда она используется, то в ряде случаев может мешать эффективному преодолению стресса. Это происходит тогда, когда чрезмерное избегание оказывает отрицательное воздействие на такие личностные черты, как самоуважение и самоэффективность.

Еще одним механизмом избегания является стратегия «интеллектуализации» — перевода чувств в процесс мышле­ния [431]. Эта трансформация блокирует наши негативные переживания, чувства, которые являются нежелательными для реализации преодоления стресса. Однако чрезмерная интеллектуализация может явиться причиной угнетения всех эмоций в связи с конкретным событием, что приводит к сни­жению чувственного контроля за развитием и проявлениями травмирующей ситуации.

Одной из наиболее ранних форм защитного поведения, особенно у детей, является стратегия «пассивного протеста», которая проявляется в отстранении от общения даже с близки­ми людьми, от пищи, от игр [66]. Обычно пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме «госпитали: »-ма» — стремлении к изоляции («поведенческом уходе») или лежание в кровати лицом к стене, немотивированном откачс от выполнения требуемых действий.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...