Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




250.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_251


 


Ресурсы являются энергетическим, информационным, поведенческим потенциалом человека, которые в форме знаний, опыта, функциональных резервов и т. д. в случае не­обходимости можно получить. Большинство ресурсов можно рассматривать как личное достояние человека, которым он может владеть, развивать его и использовать. Значимость лич­ных ресурсов привлекает все возрастающее внимание [345].

Традиционным подходом к эффективному преодолению стресса является выявление характерных личностных факто­ров, способствующих противодействию стрессу. Например, S. C. Kobaza [361] выделил следующие три характерных осо­бенности личности, проявляющей стойкость к стрессу: 1) вера в свои возможности контролировать и оказывать влияние на события своей жизни; 2) способность глубоко осознавать и чувствовать все происходящее в личной жизни; 3) надежда на успех и оптимистическое ожидание изменений к лучшему.

В более современных исследованиях анализируются осо­бенности когнитивных систем, которые содействуют быстро­му восстановлению сил в стрессогенных условиях. Ряд работ посвящен изучению положительного влияния на преодоление стресса стратегий управления убеждениями и проявления оптимизма [507]. В качестве основного психологического ресурса все большее внимание уделяется личностным особен­ностям индивида [24, 450].

Успешность использования какой-либо стратегии пре­одоления стресса в одной конкретной ситуации не гаранти­рует ее эффективности и для других стрессогенных ситуаций или в разные моменты преодоления стресса одной и той же ситуации. Эффективность стратегии преодоления стресса не­возможно определить независимо от условий, в которых она используется. Она зависит не только от реальной стрессовой ситуации, но и от ее когнитивной оценки субъектом. Так, С. Forsythe и В. Compas [324] и В. Compas et al. [286] установи­ли, что эффективность стратегий преодоления стресса, пред­назначенных для решения сложной проблемы и регуляции эмоций, изменяется как функция воспринимаемой управля­емости стрессором. Усилия для изменения стрессора путем решения проблемы сопровождались менее выраженными сим­птомами стресса, когда он воспринимался как управляемый,


а попытки уменьшения негативных эмоций сопровождались менее выраженными симптомами, когда стрессор восприни­мался как неуправляемый.

Развитие и преодоление стресса не только являются этапа­ми целостного адаптационного процесса, но и довольно спе­цифично отражаются в нем. С. А. Шапкиным [224] предложена теоретическая модель, которая исходит из понимания адапта­ции как процесса формирования субъектом разноуровневых стратегий преодоления стрессогенной ситуации, — эффектив­ность адаптации зависит от специфического взаимодействия этих стратегий. Взаимодействие обеспечивают мотивацион-но-волевые процессы, конфигурирующие систему адаптации в направлении достижения значимых для субъекта целей в условиях, в частности, дефицита или экономии ресурсов пре­одоления стресса. Волевые процессы обладают модулирую­щим влиянием по отношению к мотивационным процессам, отвечающим за выработку стратегий адаптации. Автор делает вывод о том, что сама деятельность (в т. ч. по преодолению стресса — В. Б. ) является уникальным способом адаптации и включенность в нее, независимо от конечного результата, создает предпосылки для качественных перестроек системы регуляции, при которых ресурсы, направляемые на деятель­ность, косвенным образом резервируют часть самих себя.

9. 2. Стили преодоления стресса

Преодоление стресса определяется не только правильным выбором, использованием его стратегии, но и стилем преодо­ления, то есть индивидуально-своеобразным и стереотипным способом действий по реализации этой задачи. Он является привычным или предпочтительным способом решения про­блемы или преодоления кризиса конкретным человеком. Не­которые люди склонны быть агрессивными или воинственно настроенными при возникновении угрозы, тогда как другие в этих условиях бывают покорными, нерешительными, замкну­тыми и молчаливыми. L. Cohen и S. Roth [281], чтобы отразить различия в этих двух крайних стилях преодоления, назвали их «наступающими» и «избегающими» стилями. Обычно в


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...