Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




т



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


241


 


расстраиваться, то в подобных случаях часто провоцируют их на оппозицию. Частные претензии, непосильные нагруз­ки порождают у ребенка внутреннее напряжение. Известно, что в детстве эмоции носят амбивалентный характер и это выражается в переносе у ребенка, например, напряженных отношений в семье на отношения к окружающим. Чувства не­уверенности, обиды в семейных отношениях нередко у детей заглушаются демонстрацией чрезмерной решительности, не­адекватными (с точки зрения взрослых) поступками, бурными переживаниями.

Стратегия «замещения» представляет собой вид приспосо­бления к ситуации, психологической защиты от напряженной обстановки путем переноса реакции с «недоступного» объекта на другой — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое, что приводит к разрядке напряжения, создан­ного неудовлетворенной потребностью. Механизм замещения оказывается эффективным тогда, когда замещающая реакция хотя бы отчасти разрешает недостижимые для решения про­блемы. Если замещение неприемлемого действия невозможно, то тогда возможны специфические реакции разрядки типа «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу» и т. п., смещение агрессии на «козла отпущения».

Способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или социально неодобря-емых на одобряемые ограничена и с точки зрения удовлетво­рения от замещающего действия или поступка, тем в большей степени, чем больше различия в мотивах этих действий. «Чув­ства неуверенности, бессилия, беспомощности, возникающие от невозможности реализовать желаемое, могут обернуться стремлением к разрушению. В стрессовых ситуациях, в об­становке кризиса подобные агрессивные формы «замещения» учащаются» [66, с. 340]. Проявление способности адекватно действовать в трудной ситуации при развитии психической напряженности, находить и реализовывать необходимые действия, которые замещают труднореализуемые в данный момент операции, компенсируют нежелательные эффекты, обеспечивает достижение поставленной цели, реализацию мотивов и установок и тем самым снижает, купирует развитие психологического стресса. Учет принципа замещения как


i


одной из стратегий преодоления стресса широко использует­ся в подготовке специалистов опасных профессий (летчики, пожарные, операторы АЭС и др. ) к действиям при отказах техники, возникновении проблемных ситуаций, внештатных режимах работы.

Замещение более эффективно (внутреннее напряжение лучше разряжается), если с его помощью удалось хотя бы ча­стично достичь исходной цели. Напряжение снижается заменой мишени (объекта воздействия). Замещение одного действия другим более эффективно, чем замещение действия словом.

9. 1. 3. Стратегии контроля за стрессом

С предыдущей группой стратегий преодоления стресса связа­ны стратегии контроля за развитием дистресса. Эти стратегии требуют понимания того, что связано с источниками стресса, его зарождением и развитием в конкретных ситуациях. Если удается определить, спрогнозировать обстоятельства, при­чины и время появления стрессоров, то более вероятным и своевременным может стать использование превентивных мер и приемов, профилактики стресса и снижения эффектов его развития.

Одна из основных причин развития стресса — это не­определенность во времени и интенсивности воздействия информации в каком-либо значимом, травмирующем, опас­ном событии, поэтому поиск необходимой информации является одной из стратегий в преодолении стресса. Поиск инфор­мации — очень важная когнитивная способность, особенно когда имеешь дело с неопределенностью. Люди очень часто используют способность к экстраполяции, вероятностному прогнозированию, предвидению хода развития событий или, например, функционального состояния субъекта для получе­ния информации, которая будет снижать неопределенность развития и исхода какого-либо события и возникающий в этой связи стресс. Пациент, беспокоящийся о состоянии своего здоровья и получивший совет врача о необходимости про­ведения обследования, будет стремиться еще до посещения лаборатории узнать о квалификации этого врача (насколько ему можно доверять), о характере обследования, о способах (в


242.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


 


том числе альтернативных) лечения, о прогнозе заболевания и его лечения. Сбор этой информации может оказать благо­творное влияние и уменьшить стресс, хотя иногда возможна и другая реакция — повышение стресса при выяснении истин­ной сложности или опасности заболевания, которое, кстати, после обследования может и не подтвердиться.

Контроль за развитием стресса включает знание ощущений при стрессе, то есть тех признаков, которые возникают при этом состоянии и, в частности, появление чувства беспокой­ства, тревоги, страха и других, учащенное сердцебиение, повышение общего и локального (мышечного) напряжения, нарушение психической деятельности и поведения и т. д. Субъективный контроль за стрессом предусматривает и знание эффектов его снижения при использовании методов дыхатель­ной и мышечной релаксации.

Важное значение для преодоления стресса имеет знание того, на чем фокусируется контроль: если все внимание на­правлено на угрозу воздействия стрессора, то интенсивность развития дистресса возрастает; если же контроль сосредото­чен на сенсорной информации о стрессе, то он не вызывает повышение дистресса. Более того, если контроль за стрессом включает конструктивные усилия, такие как определение места и времени возникновения проблемы и ее решения, то такой контроль может иметь положительное воздействие на результат преодоления стресса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...