Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с беспокоящим воспоминанием. 3 глава




В молодости он работал в бригаде лесорубов. Однажды они рубили большое дерево. Огромная ветвь росла в южном направлении. И по всем расчетам великан должен был упасть под тяжестью ветви в эту сторону. Он отошел в противоположном направлении, и стал ждать когда дерево упадет. Приглядевшись, мой знакомый заметил, что ствол слегка наклонен в северную сторону. И тут у него возникла фантастическая версия, что дерево может развернуться вокруг своей оси и упасть прямо на то место, где он стоит. Мой знакомый отошел на десяток метров и увидел, как подрубленное дерево действительно развернулось вокруг своей оси и упало кроной прямо на то место, где он стоял несколько секунд назад.

В данном случае способ прогнозировать события и соответственно этому действовать спас ему жизнь. Но во многих других ситуациях, не столь угрожающих, описанный способ был неэффективен. Я хорошо знаком с жизнью этого человека. Для него характерен пессимистический взгляд на вещи. Берясь за дело, он заранее считал, что оно не будет успешным. Соответственно такому прогнозу выстраивал свое реальное поведение, в итоге получая ожидаемый негативный результат. Его проблема - это отсутствие выбора. И, как следствие - стереотипное поведение во всех ситуациях без учета их разнообразия.

Существует множество способов быстрого избавления от возникающих у человека приятных переживаний. Например, попав в ситуацию, где есть чему порадоваться, можно сказать себе: «Это не надолго». Подобная фраза позволяет как бы проскочить позитивное событие и оказаться в фазе его завершения. Последнее дает возможность получить доступ к переживаниям, связанным с сожалением, что все хорошее в жизни кончается.

Как-то мой коллега посетовал на то, что его перестали радовать праздники и выходные. Когда мы с ним проанализировали, как ему удалось сделать себе такой «подарок», то оказалось, что он стал применять относительно этих событий стратегию типа «все пройдет». Я знаю коллегу, как человека легко переносящего всякие жизненные неурядицы. В подобных случаях названный способ сортировки своего внутреннего опыта действительно эффективен. Он позволяет избавиться от негативных переживаний. Ведь у любой неприятной ситуации есть одно замечательное свойство - она кончается. Но использование этой стратегии применительно к положительным переживаниям и радостным событиям неэффективно. Так как дает тот же результат «проскакивания» к моменту завершения переживания.

Есть еще один вариант изменения значимости ситуации и интенсивности соответствующего переживания. Столкнувшись с чем-то волнующим, вы всегда можете представить, как это будет выглядеть через полсотни лет. Взгляд из такого далекого будущего резко уменьшает значение конкретного события. Оно порой вообще теряется за чередой десятилетий.

Все знакомы с выражением: «Время лечит». Есть множество способов, какими происходят подобное «излечивание». Например, любую «грозную вещь», «страшного человека», «пугающую ситуацию» можно увидеть в образе «старой рухляди», не способной уже никому нанести вреда.

Как-то мне предстоял один неприятный разговор по работы. Избежать объяснений не было возможности, уж очень хотелось избежать связанных с этим тягостных переживаний. Подходя уже к месту, где должно было произойти это событие, я вдруг подумал: "А что если рассматривать все происходящее как своеобразный эксперимент и поглядеть, как человек ведет себя и что чувствует в подобной ситуации». До сих пор помню разительное изменение в моих переживаниях, произошедших в этот момент. Я спокойно вошел в комнату, объяснился и ушел, разрешив свои проблемы.

Что же со мной произошло? Что позволило быть спокойным и избавиться от негативных переживаний? Ответ на эти вопросы пришел уже позже. Люди часто говорят: "Посмотреть на происходящее с другой точки зрения". Обычное выражение - «смотреть с другой точки зрения» - воспринимается метафорически. Однако часто его следует понимать буквально. Человек в данном случае говорит о своем субъективном опыте. Он раскрывает способ, каким достигает иного отношения, нового понимания, других переживаний в какой-то конкретной ситуации.

Обратимся к еще одной стенограмме семинара.

Ведущий: Каждый из вас попадал в так называемую «дурацкую ситуацию». Вспомните какую-нибудь из подобных ситуаций. Посмотрите, как вы выглядели в этот момент.

Николай: Я вспомнил, как я наступил на ногу своей знакомой. Я вижу себя извиняющегося в какой-то комично согнувшейся позе. И вижу отчетливо свой ботинок. Он какой-то несоответственно большой, причем, смотрю на него чуть ли не со стороны подошвы.

Ведущий: Вы видите себя целиком?

Николай: Да, я вижу всего себя.

Ведущий: С какой точки пространства вы смотрите на всю ситуацию? Похоже, что откуда-то снизу?

Николай: Да, почти от самой земли, так как мне видна часть подошвы ботинка. Это взгляд сбоку от земли.

Александр: А я вспомнил, как пригласил девушку в кино, а перед самым входом обнаружил, что потерял билеты?

Ведущий: Вы видите себя полностью?

Александр: Да. Я вижу, как я роюсь в карманах, оглядываюсь по сторонам - не выпали ли билеты?

Ведущий: С какой точки пространства вы смотрите на себя?

Александр: Я смотрю на себя как бы из-за плеча девушки. Это взгляд с ее стороны.

Ведущий: Вы до сих пор испытываете неловкость?

Александр: В общем, да.

Ведущий: Посмотрите на ситуацию сбоку, с расстояния пяти или шести метров. Так, чтобы хорошо видеть и себя и девушку. Ваши ощущения меняются?

Александр: Я не испытываю неловкости перед девушкой. Да, определенно я перестал смотреть на ситуацию ее глазами.

Ведущий: И все же вы предпочли бы это не вспоминать?

Александр: Пожалуй, что так.

Ведущий: А хотите улыбнуться над всем произошедшим? Ведь прошло уже столько лет. Можете себе это позволить?

Александр: Могу, конечно.

Ведущий: Вы стоите перед входом в кинотеатр и роетесь в карманах. Увеличьте скорость движения вдвое. Ну вот, ваша улыбка красноречивее любого ответа. Что произошло?

Александр: Это стало похоже на кадр из старой кинокомедии. Я стою и дергаюсь, роюсь во всех карманах. А она держит сумочку перед собой и крутиться из стороны в сторону.

Ведущий: Кто нам еще расскажет? Пожалуйста, Наташа.

Наташа: У меня как-то в магазине разорвалось дно пакета и бутылка с молоком упала и разбилась.

Ведущий: Вы до сих пор огорчаетесь. Как вы видите эту ситуацию?

Наташа: Я вижу свои обрызганные молоком туфли, залитый пол, осколки.

Ведущий: Вы смотрите на себя со стороны или нет? Голову вы свою видите?

Наташа: Нет. Я вижу пол и свои ноги.

Ведущий: Посмотрите на себя со стороны. В какой позе стоите? Ваша голова наклонена вперед?

Наташа: У меня не получается.

Ведущий: В магазинах часто бывают зеркала на стенах. Посмотрите на свое отражение.

Наташа: Да, в зеркале я себя вижу.

Ведущий: А теперь посмотрите на себя от входной двери магазина. Как если бы вы вошли и увидели девушку, разбившую бутылку молока.

Наташа: Я вижу себя со спины.

Ведущий: Вы можете посмотреть на себя из-за прилавка, где обычно стоит продавец. От кассового аппарата. Наташа, вы можете посмотреть на себя с любой точки окружающего пространства. Откуда вам было спокойнее смотреть на себя: от двери, прилавка, кассового аппарата?

Наташа: Пожалуй, взгляд от двери. Он связан с переживанием неожиданности и любопытства.

Ведущий: Но, похоже и этот взгляд вас чем-то не устраивает?

Наташа: Да. Ощущением пугающей неожиданности.

Ведущий: Наташа, посмотрите на себя с разных точек пространства. Найдите то место, взгляд, откуда позволяет вам испытывать такие чувства, которые вы хотели бы испытывать, вспоминая это событие.

Наташа: Когда я смотрю с улицы на себя через большее витринное стекло, то это самый уравновешенный взгляд. Да, вот это переживание меня устраивает.

 

Существует два качественно различных способа вспоминать о чем-либо. Приведенный фрагмент семинара демонстрирует нам оба эти способа. Создавая зрительный образ ситуации, можно видеть себя как бы со стороны. Это похоже на то, если бы вы смотрели фотографию или фильм о самом себе. В другом случае, вспоминая событие, человек смотрит на все происходящее своими собственными глазами. Он внутри ситуации. Человек может видеть руки, ноги, но голову свою он не видит. Если мы смотрим на ситуацию своими собственными глазами, то свое лицо мы можем увидеть лишь с помощью зеркала.

Когда человек, вспоминая какое-то событие, видит все происходящее как-бы со стороны, то это называется диссоциированным состоянием. В этом состоянии теряется непосредственный доступ к чувствам и переживаниям, которые были в реальной ситуации. Человек может испытывать какие-то чувства по поводу того, как он выглядел в той или иной ситуации, нравится ли ему, что там происходило или нет и т. п. Но это уже другие чувства и переживания. В диссоциированном состоянии мы можем смотреть на ситуацию с любой точки зрения, кроме точки зрения наших собственных глаз.

Взгляд на ситуацию своими собственными глазами называется ассоциированным состоянием. В этом случае человек находится внутри своего опыта. Он имеет доступ ко всем переживаниям, которые были в этой ситуации. Человек в данном случае видит все то, что он видел, когда событие реально происходило.

Люди, обычно, на уровне сознания не контролируют диссоциации-ассоциации. Он протекает независимо от их воли и желания. Зная же, как изменяют наши переживания то и другое состояния, можно произвольно контролировать свое самочувствие. Вспомните череду событий, до сих пор вызывающих неприятные переживания. Большинство из них уже давно можно вспоминать с улыбкой. Негативные переживания часто связаны с тем, что мы все еще находимся внутри неприятной ситуации. Мы ассоциированы со всем происходящим, следовательно, имеем доступ ко всем эмоциям, которые там возникали. Чтобы перестать испытывать дискомфорт, достаточно диссоциироваться от тревожащего воспоминания. Сделайте как бы шаг из ситуации и посмотрите со стороны, что вы делали, как вы выглядели в момент, когда протекало событие. Мысленно посмотрите фильм о самом себе. Если этот фильм цветной и яркий, то сделайте его черно-белым и уменьшите яркость. В результате данное воспоминание перестанет вас волновать. Вы сможете спокойно к нему вернуться и проанализировать все свои действия. Скорее всего, вы извлечете какой-то полезный опыт. Со стороны часто бывает виднее: что и как.

Если вы вдруг ощутили, что жизнь стала безрадостной, возможно, вам поможет процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый человек может вспомнить множество событий, когда он был счастлив. Вероятно, часть из этих событий вы воспринимаете, находясь в позиции стороннего наблюдателя. Некоторые люди все свои радостные воспоминания рассматривают исключительно с позиции наблюдателя. Скорей всего это они изобрели фразу: «Нет счастья в жизни». Если вы диссоциируетесь от своих приятных воспоминаний, то потеряете те чувства и эмоции, которые наполняли эту ситуацию. Чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний достаточно заново ассоциироваться с ними. Другими словами, снова войдите внутрь некогда приятного воспоминания и посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Разглядите, что находилось вокруг вас, когда вы были счастливы и ваши чувства снова вернутся к вам во всей полноте и многообразии.

Иногда люди говорят, что «воспоминания нахлынули на них, и вновь довелось ощутить все, что было давным-давно». Часто такого рода переживания есть результат процесса ассоциации с воспоминанием какого-либо прошлого события. В данном случае - это следствие некоторого неконтролируемого внутреннего процесса нашей психики. Однако человек может произвольно вызывать описанное состояние.

Каждый из нас испытывал разочарование в близких или просто знакомых людях. Довольно часто приходится слышать высказывания типа: «Надо же, я считал его хорошим человеком, а он оказался совсем не таким». Обычно, далее следует перечень эпитетов обозначающих те или иные негативные стороны человеческой натуры. Вспомните, как резко меняется в этой ситуации ваш взгляд на существующие взаимоотношения. Это важный личный опыт. Он блестяще иллюстрирует разницу между диссоциированным и ассоциированным восприятием одного и того же события.

Человек бывает разным. Он совершает много поступков. Одни из них нам нравятся, другие - нет. Если вы будете ассоциированы во всех ситуациях, когда он делал то, что вам нравится и диссоциируетесь от всех ситуаций, где он был «не на высоте», с вашей точки зрения, то рядом с собой обнаружите «хорошего парня», или «замечательную подругу». Если же сделаете прямо противоположное, то окажетесь в компании «отвратительного типа».

Многие люди проделывают подобного рода преобразования со своим восприятием окружающих. Обычно, такие изменения связаны с каким-то значительным событием в жизни. Так, например, супруги после развода диссоциируются от всего хорошего, что у них было в совместной жизни и ассоциируются со всем плохим и мятным. Вот и готово воспоминание о муже или жене «испортившим» столько лет жизни.

В ситуации развода описанные преобразования могут выполнять конструктивную роль. Они позволяют смягчить последствия психологической травмы, связанной с произошедшим событием, избежать ощущения «жизненного краха» или разочарования в людях вообще. Но куда печальнее, когда подобное изменение происходит после свадьбы или, например, начала совместного с кем-то дела. Вряд ли в этом случае супружество будет счастливым, а деловое сотрудничество - успешным. Как-то на консультацию пришла мама по поводу своего сына. Она считала его неудачником и долго перечисляла все неприятности, которые произошли с ее мальчиком. Мы стали выяснять, как она пришла к такому неутешительному выводу о своем ребенке. Оказалось, что мама была ассоциирована при воспоминании о любых неудачах сына, и имела полный доступ ко всем неприятным переживаниям, возникающим в этих случаях. Когда же происходили события, связанные с успехами ее мальчика, она видела все с точки зрения стороннего наблюдателя. Другими словами, она была диссоциирована при восприятии данных событий, что не позволяло во всей полноте ощутить радость от происходившего. При встрече с мальчиком выяснилось, что он тоже считает себя неудачником. Кроме того, маме удалось не просто передать сыну свой взгляд на положение дел, но она еще и транслировала ему свою стратегию сортировки удачных и неудачных жизненных событий. Мальчик диссоциировался от всех ситуаций, в которых он был эффективен и достигал успеха, и ассоциировался с ситуациями своей жизни, в которых он терпел неудачу. Причем сын владел стратегией даже лучше, чем мама. Он мог диссоциироваться прямо в момент протекания события. Например, когда он хорошо отвечал у доски в школе, то воспринимал все происходящее с того места за партой, где обычно сидел. Он как бы наблюдал за собой, отвечающим у доски. Если же удачный ответ был с места, то он смотрел на себя глазами учителя, т.е. с той точки пространства, где находился учитель. Когда ответ был неудачным, то диссоциации не возникало, и мальчик в полной мере испытывал все неприятные переживания, связанные с данной ситуацией.

Мама и сын владели всего одним способом сортировки данного аспекта своего субъективного опыта. Потратив немного времени, они обучились другому способу. Они вспомнили все неудачи сына и диссоциировались в своих воспоминаниях от этих событий. Научились смотреть на них с точки зрения стороннего наблюдателя. Затем они перебрали ситуации, в которых сын был эффективен, добивался успеха, и ассоциировались с ними в своих воспоминаниях. В результате они получили доступ к переживаниям, возникающим при достижении поставленной цели, при эффективном и успешном решении каких-либо задач.

Ощущать себя победителем - более конструктивный способ жить, чем чувствовать себя проигравшим, неудачником. В опыте человека есть множество и тех, и других ситуаций. Ваше самоощущение будет напрямую зависеть от того, с каким классом ситуаций вы ассоциируетесь, а от какого диссоциируетесь.

Обычно, когда происходит что-то в настоящем, мы находимся в ассоциированном состоянии. Но возможна диссоциация непосредственно в тот момент, когда событие происходит. Мальчик как раз так и делал. Но в его случае, это было неконструктивно, так как он отсоединялся от переживаний успеха, достижения чего-либо. Диссоциация в настоящем бывает полезна, если вы попадаете в психотравмирующую жизненную ситуацию, которая перенасыщена сильными переживаниями. При этом взгляд со стороны на самого себя позволяет, как минимум, ослабить накал негативных эмоций.

Механизм диссоциации использован в процедуре, позволяющей избавиться от очень сильных эмоциональных преживаний. Например, переживаний, которые захватывают человека в трагические моменты жизни или от страхов, преследующих нас и мешающих жить.

Содержание события, порождающего, к примеру, переживание страха, может быть различным. Люди способны бояться буквально всего, что есть в окружающем мире. Многие страхи вообще относятся к воображаемым предметам, явлениям или существам. Все знают какой сильный страх порой испытывают дети относительно некоторых сказочных персонажей. Правда, и взрослые частенько очень искусно создают себе «страшилки». Человек, испытывающий сильный страх, ассоциирован с ситуацией, порождающей переживание. Поэтому суть процедуры состоит в том, чтобы эффективно диссоциироваться от данной ситуации.

Обратимся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Можно отметить, что знание содержания события, вызывающего эмоцию, совсем не обязательно для успешности осуществления процедуры. Содержание притягивает наше внимание и мешает увидеть последовательность шагов процедуры. С учетом этих особенностей выбран как раз тот фрагмент семинара, где человек не описывает ситуацию, порождающую страх.

Ведущий: Итак, Николай, вы хотите изменить свою реакцию на некоторую жизненную ситуацию.

Николай: Да. У меня возникает сильный страх, когда...

Ведущий: Подождите минутку. Не называйте нам содержание события. Так всем наблюдающим будет легче понять, в чем состоит процедура изменения вашего способа реагирования. В мире есть много такого, что может вызвать у человека страх. Переживание - это результат некоторого внутреннего процесса. В нашей психике что-то происходит и в итоге мы испытываем страх. Любым способом изменив процесс, мы одновременно изменяем и результат. Поскольку мы собираемся получить вполне определенный результат - нивелирование переживания страха - то и изменения будем производить тоже вполне определенные. У вас есть картинка ситуации, вызывающей переживание страха?

Николай: Да.

Ведущий: Сейчас я попрошу вас сделать, используя свое воображение, несколько простых вещей. Я буду диктовать вам по шагам, что делать. Как только вы сделаете то, что я говорю относительно каждого шага, слегка поднимите любую руку. Вы готовы?

Николай: Да.

Ведущий: Представьте себе, что вы сидите в пустом кинотеатре, в центре зала. Вверху на экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя за мгновение до возникновения реакции страха. Теперь выйдете из своего тела и переместитесь в будку киномеханика. Оттуда вы можете видеть себя, сидящего в зале и наблюдающего за собой же на экране. Вы можете включить кинопроектор. Там есть выключатель, нажав на который, вы его запустите. Держите выключатель рукой. Если вы отпустите выключатель, то проектор сразу перестанет работать.

Теперь включите кинопроектор и черно-белый снимок превращается в черно-белый фильм. Просмотрите этот фильм с начала и до конца. Остановите фильм на кадре сразу после окончания неприятного переживания. Надавите сильнее на выключатель, он зафиксируется. Теперь его можно не держать и киноаппарат будет работать. Переместитесь из будки киномеханика в свое тело в зале, а затем войдите внутрь изображения на экране. Войдите в свое тело на экране. Сделайте фильм цветным и прокрутите его в обратном порядке. Все будет происходить наоборот - люди ходят задом наперед, разбитые предметы становятся целыми, говорят в обратном порядке и т.п. При этом вы находитесь внутри фильма. Все действия разворачиваются с вами и вокруг вас...

Та же самая процедура прокручивания в обратном порядке фильма, но очень быстро, всего за две секунды... Еще быстрее - за одну секунду.

Николай:

У меня что-то так быстро не получается.

Ведущий:

Сейчас все получится. Делайте. Это же очень просто. Теперь еще раз прокрутите за одну секунду. И еще раз. Мысленно вернитесь в ситуацию, связанную с переживанием страха...

Николай:

Я спокоен. Прежние чувства ушли.

Ведущий:

Да, это действительно так. Я думаю, все присутствующие заметили разницу между его внешними проявлениями перед началом процедуры и сейчас. Когда он говорил о своем страхе вначале, то можно было заметить, как участилось дыхание, слегка побледнела кожа лица, начали подрагивать нижние веки, пальцы рук все время были в движении. Можно упомянуть позу, характерное покачивание туловища, наклон головы. Признаков этого состояния очень много. Сейчас, когда он мысленно снова вернулся в ситуацию, мы наблюдали совсем другие внешние проявления. Дыхание было ровным, легкий румянец, руки неподвижны и прочее.

Описанная процедура используется при работе с очень сильными переживаниями. Для защиты от этих переживаний используется эффект двойной диссоциации. Из будки киномеханика человек видит два образа самого себя - один на экране, другой в пустом кинотеатре. В этом случае люди, оказывается, способны спокойно воспринимать эмоционально перенасыщенные ситуации своей собственной жизни.

Одна из задач процедуры и состоит в том, чтобы помочь человеку по-иному взглянуть на событие, выводящее его из равновесия. Двойная диссоциация - это страховка, удерживающая человека от скатывания в бурный поток эмоций.

Попасть на экран, то есть ассоциироваться с ситуацией, можно лишь через свой образ в центре пустого зала. Но как только человек покидает будку киномеханика, проекционный аппарат отключается, экран гаснет. Происходит обучение сразу двум вещам - смотреть на ситуацию со стороны и «терять» ситуацию, как только осуществляется попытка с ней ассоциироваться.

Иногда бывает полезна замена картинки на экране. Как только человек покидает будку киномеханика, то есть начинает «входить» в ситуацию, на экране появляется другая картинка. Мы как-то работали с одним спортсменом. Он был борец. Работали по поводу его страха перед схваткой с вполне конкретным противником. Так, когда он во время процедуры начинал «входить» в ситуацию, то на экране возникало изображение другого поединка. Окунувшись в ситуацию, борец оказывался перед лицом иного, не менее сильного соперника, но его самоощущение менялось. Перед ним был противник, которого он всегда побеждал. Естественно, наш спортсмен не испытывал никакого страха. Он обучился новому способу реагирования на ситуацию схватки. Как только у него возникал страх перед конкретным противником, включалось ресурсное переживание уверенности в победе.

У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы справиться с любой жизненной ситуацией. Проблема часто заключается в том, что в данном конкретном контексте событий они ему не доступны. Наш спортсмен научился «включать» свой ресурс в ситуации, где он ему необходим. И трудности были преодолены.

Процедура замены изображения была сконструирована с помощью двух проекторов. Как только отключался один аппарат, включался другой, и появлялось новое изображение на экране. В своем воображении человек может сделать все, что угодно. Весь антураж с кинотеатром необходим лишь для того, чтобы по иному сконструировать процесс, вызывающий беспокоящие переживания. Лучшая проверка эффективности изменения - это реальная жизнь. Вернемся снова к случаю с Николаем. Через несколько дней он рассказал нам, что вновь оказался в ситуации, с которой работал на семинаре. При этом спокойно отнесся ко всему происходящему, а, кроме того, приобрел новый интересный опыт.

Описанная процедура позволяет избавиться от сильных эмоциональных переживаний. Причем она срабатывает не только с негативными, но и позитивными переживаниями. В некоторых случаях это бывает полезно. Например, в ситуации, как говорят, «несчастной любви». Если данную процедуру применить к любовным переживаниям, то предмет вашей страсти может стать вам безразличен.

Далее приведем пошаговое описание всей процедуры.

1. Представьте себя сидящим в центре пустого кинотеатра.

2. На экране вы видите черно-белый фотоснимок. На нем вы видите себя в ситуации за мгновение до возникновения сильного эмоционального переживания.

3. Выйдите из своего тела и переберитесь в проекционную будку. Оттуда вы можете видеть себя в центре кинотеатра, наблюдающего за собой на экране.

4. Включите кинопроектор, и черно-белый снимок превратится в черно-белый фильм о ситуации, где было переживание. Для контроля за состоянием диссоциации держите выключатель рукой. Если вы начнете ассоциироваться с ситуацией, то одновременно с выходом из будки выключится кинопроектор, и вы «потеряете» ситуацию.

5. Просмотрите фильм от начала до конца и остановите его на кадре сразу после окончания переживания.

6. Из проекционной будки перейдите в свое тело в зале и на экране. Другими словами ассоциируйтесь с ситуацией на экране. Чтобы изображение не исчезло, нажмите предварительно выключатель кинопроектора сильнее, и он зафиксируется.

7. Сделайте фильм цветным и прокрутите его в обратном порядке. Вы имеете дело со своим воображением, а в воображении можно сделать все, что угодно.

8. Проделайте процедуру седьмого шага за две секунды.

9. Повторите процедуру седьмого шага за одну секунду. Сделайте это три или пять раз.

10. Проверка. Подумайте о ситуации, вызывавшей у вас ранее сильное переживание. Другой способ проверки - это в реальной жизни пройти через беспокоившую ситуацию.

Эта процедура используется при работе с сильными эмоциональными переживаниями. С переживаниями, которые существенно нарушают внутреннее равновесие человека. Например, если речь идет о страхе, то это панический страх или ужас. По этой причине лучше всего такую работу делать с партнером. Партнер будет вести вас по шагам процедуры и одновременно страховать от спонтанной ассоциации с событием, вызывающим переживание. Если вы начнете «входить» в ситуацию, партнер всегда может «выключить» проектор, сообщив вам об этом.

Сверхсильные эмоции не такие уж и частые гости в нашем внутреннем мире. Значительно больше беспокойства доставляют повседневные, мелкие неприятности. Испортить настроение может и грубое слово, и испачканный плащ, и ожидаемое рандеву с начальством. Все это мимолетные, существенно не влияющие на нашу жизнь события. Однако они методично разрушают позитивное самоощущение человека.

Обратимся снова к записи одного из наших семинаров. Этот фрагмент хорошо иллюстрирует некоторые способы работы с негативными переживаниями средней интенсивности.

 

Ведущий: Я попрошу вас, Светлана, представить ситуацию, с которой вы собираетесь работать. Посмотрите на все происходящее своими собственными глазами. Вы ассоциированы с ситуацией. Она действительно продолжает вас беспокоить?

Светлана: Да, это воспоминание мне неприятно.

Ведущий: Диссоциируйтесь и посмотрите всю ситуацию с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы видите саму себя участником каких-то событий.

Светлана: Да, я прокрутила всю ситуацию.

Ведущий: Отложите эту картинку в сторону, мы к ней вернемся позже. А сейчас вспомните любую приятную веселую мелодию. Например, цирковой марш, на арену выходят клоуны, смешные зверюшки и т. п. Любую мелодию, которая сопровождается каким-то видеорядом. Что-то наподобие видеоклипа. Это может быть не только мелодия, но и песня.

Светлана: Мне нравится цирковой марш.

Ведущий: Прослушайте этот марш, посмотрите, что происходит на арене. Ощутите позитивные эмоции в связи с тем, что видите и слышите. Вам действительно становится приятно?

Светлана: Да, я чувствую какой-то подъем, мне весело.

Ведущий: Теперь картинка цирка на заднем плане, а перед ней картина негативной ситуации. Последняя может быть прозрачной, и сквозь нее вы видите цирковую арену. Или вы сидите в цирке, перед вами телевизор, на экране которого разворачиваются события, связанные с негативными переживаниями. Одновременно вы можете наблюдать и слушать все, что происходит на арене цирка. Можете выбрать любой другой способ расположения картин с негативными эмоциями на переднем плане, а с позитивными на заднем.

Светлана: Пусть будет телевизор в цирке.

Ведущий: Обе ситуации «запускаете» одновременно и просматриваете их от начала до конца. Негативная ситуация разворачивается на фоне циркового марша. Закончили?

Светлана: Стало смешно смотреть на все это. Ситуация стала какой-то карикатурной. Я вспомнила одно собрание на работе, где меня отчитывали. А под цирковой марш все участники собрания стали двигаться быстрее обычного. Они как-то дергаются, и это сильно напоминает клоунаду.

Ведущий: Вернитесь к одной негативной ситуации. Посмотрите ее с начала до конца своими собственными глазами.

Светлана: А она сопровождается теперь цирковым маршем. И ощущение совсем другое.

 

Смешно.

 

Эта процедура очень эффективна. Она позволяет улыбнуться и даже посмеяться над тем, что раньше угнетало и тревожило. Она применяется для освобождения от воздействия досаждающих человеку негативных переживаний слабых или средних по своей силе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...