Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с беспокоящим воспоминанием. 7 глава




Алексей: Я уже все сделал, пока вы говорили. Мои переживания существенно изменились в лучшую сторону.

Ведущий: Алексей, вы можете рассказать нам содержание того, с чем работали. Конечно, если вы считаете это приемлемым...

Алексей: Да, могу. Мой ребенок пошел в этом году в школу. Когда я помогаю ему делать уроки, то порой возникает легкое раздражение. Он все делает медленно, пишет коряво, ну и так далее. Иногда я даже начинаю упрекать его. Правда, быстро останавливаюсь. Хотелось бы стать спокойным в подобных ситуациях.

В качестве образа природного явления я выбрал водную гладь озера. Она абсолютно спокойна. Это хорошо видно по лунной дорожке. Никакой ряби. Образ навеян почему-то вспомнившимся мне то ли китайским, то ли японским четверостишьем:

Тени бамбука пляшут на ступеньках лестницы, Но пыль не поднимается в воздух; Лунный свет погружается в глубины озера, Но вода остается невозмутимой.

После всего сделанного, когда я снова мысленно вернулся в проблемную ситуацию, мои ощущения здорово изменились. Как лунный свет не тревожит водной глади, так и приготовление уроков совершенно не колеблет моего внутреннего равновесия. Интересное переживание словами не трудно описать.

Ведущий: Спасибо, Алексей, за рассказ. (Обращается к аудитории). То, что сделал Алексей, помогает избавиться от раздражения по отношению к любимому человеку. Например, если вас раздражает начальник или какие-то действия близких людей, проделайте процедуру, и ваши переживания перестанут доставлять неудобства. А главное, в спокойном состоянии повышается эффективность и общения, и деятельности.

Дадим пошаговое описание рассмотренной процедуры изменения.

1. Воссоздать зрительный образ ситуации, связанной с малоэффективным поведением. Напомним, что в образе могут присутствовать не только элементы зрительной модальности, но и звуки, вкусовые и обонятельные ощущения, тактильные и т. д.

2. Найти природное явление, которое обладает необходимым для человека качеством. Имеется в виду качество, позволяющее стать эффективным в проблемной ситуации. В нашем примере Алексею не хватало спокойствия, уравновешенности при общении с ребенком. Образом же природного явления, где это качество ярко выражено, для него стала тихая гладь водной поверхности озера.

3. Поместить зрительный образ проблемной ситуации на первом плане, а образ природного явления за ним, на втором плане. Оба образа расположить на одной линии прямо перед человеком. Далее остается созерцать природное явление сквозь разворачивающиеся на первом плане события проблемной ситуации. Это делается три или пять раз подряд. Может возникнуть взаимодействие образов первого и второго планов. В данном случае шаг процедуры заканчивается, когда в результате трансформации образов возникает некоторое стабильное изображение. Возможен вариант, когда изменения образа приобретают циклический, повторяющийся характер. Либо скорость трансформации изображения становится значительно меньше, чем на этапе бурных преобразований. Это также указывает на завершение данного шага процедуры.

4. Проверка. Человек мысленно проигрывает проблемную ситуацию от начала до конца. В оценке изменений он ориентируется на свои переживания. Окончательная проверка результативности процедуры происходит в реальной жизни.

Хотелось бы отметить, что часто эффективность деятельности человека после использования той или иной психотехнологии возрастает не сразу, не резко, а постепенно. Как уже говорилось, проблемное поведение обычно объясняется стереотипностью наших реакций. Приводимые здесь процедуры позволяют расширить человеческий репертуар поведения в той или иной ситуации. Это, и приводит к повышению эффективности ваших действий. Однако требуется некоторое время, чтобы «подогнать» новые способы реагирования к конкретной жизненной ситуации.

Еще одно замечание: данная процедура не предполагает работы с тяжелыми негативными переживаниями. В ней не используется механизм диссоциации, который предохраняет от сильных отрицательных эмоций.

Продолжая разговор о мастерстве, обратим внимание на такой интересный факт. Давно замечено, что люди, талантливые в одной области, сравнительно легко достигают вершин и в других сферах человеческой деятельности. Есть даже выражение «разносторонний человек». В чем же секрет этой разносторонности?

У талантливых людей есть одно интересное качество. Они умеют использовать сильные стороны своего интеллекта, своей личности в различных видах деятельности. Другими словами, у них есть доступ к важным, с точки зрения достижения успеха, внутренним ресурсам во множестве жизненных ситуаций. В структуре таланта существует психологический механизм, позволяющий переносить эффективные способы деятельности из одной области в другую. Это механизм преодоления барьеров между разными сферами нашей жизни. Речь идет, в первую очередь, о внутренних, психологических барьерах.

Наблюдения показывают, что подобных механизмов существует довольно много. Они различаются между собой степенью эффективности. Мы расскажем об одном из таких механизмов. Для этого вновь обратимся к фрагменту семинара.

Ведущий: Располагайтесь, Ирина, удобнее. Сейчас вам предстоит приятное занятие. Вы научитесь использовать свои сильные стороны, когда, допустим, решите освоить какой-то новый вид деятельности. Ирина, вы собираетесь в ближайшее время заняться чем-либо новым?

Ирина: А, я уже взялась за одно дело. Месяца три, наверное, как пытаюсь его освоить.

Ведущий: Вот и хорошо. Сейчас мы сделаем одну процедуру, и вы получите результат. Ирина, что вы умеете делать в жизни очень хорошо? В чем вы являетесь мастером? Подумайте, а я скажу несколько слов о понимании мастерства. Мастерство - это то, что мы делаем автоматически, даже не замечая своего блестящего результата. Например, есть учителя, которые отдельные темы программы считают простыми. У них дети всегда легко усваивают эти куски материала. Они обычно удивляются, если кто-то из коллег жалуется на неуспехи своих учеников по данным разделам программы. Весь секрет в том, что эти люди просто мастера в изложении соответствующих частей учебного курса.

Или возьмем такое занятие, как вязание. Обращали ли вы внимание, что человек, очень хорошо умеющий вязать, обычно удивляется, когда новички пыхтят над простеньким узором. Для него процесс вязания стал автоматическим действием, таким же естественным, как ходьба. Мы ведь не считаем большим достижением умение ходить. Наш личный опыт первых шагов уже забылся. И только наблюдение за малышами заставляет признать, что поначалу - это непростое занятие.

Кстати, мастерство - это не всегда что-то полезное с житейской точки зрения. Так, мастерством можно считать умение находить массу мелких необязательных занятий, которые мешают приступить к основному делу. Некоторые жалуются на то, что вечно куда-то опаздывают, что им всегда не хватает пяти минут. Эти люди очень умело организуют свою жизнь. Умело, в смысле подготовки к опозданию. Даже имея большое количество свободного времени, они его так распределяют, что в итоге начинают опаздывать. Все это делается естественно и не зависит от каких-то сознательных намерений человека.

В жизни такое поведение доставляет массу мелких, неприятных переживаний. Однако оно часто предохраняет людей от разрушительных негативных эмоций. Например, человек с повышенным уровнем личностной тревоги. Состояние беспокойства, тревоги - это его естественное состояние. Оно связано с особенностями работы нервной системы. Но наше сознание устроено так, что оно всегда пытается рационально объяснить, почему мы себя чувствуем определенным образом. Сознание ищет причину во внешнем мире и, как правило, находит. Человек относит свое беспокойство на счет задержки зарплаты, сломанного телефона, ожидаемого повышения цен и, наконец, на счет опоздания. А вот если убрать все эти мелочи, то что же произойдет? Энергия беспокойства начнет фокусироваться на мыслях о здоровье, о благополучии детей, на будущем, где столько всяких проблем. В итоге может возникнуть тяжелый внутренний конфликт, сильные страхи, «зацикленность» на переживании негативных эмоций. Все это ведет к различным личностным деформациям. Способы, какими люди организуют свое поведение, всегда имеют определенный смысл в контексте их личностной истории. Этот смысл часто неизвестен нашему сознанию. Порой он настолько «экзотичен», что сознание просто не имеет возможности его понять. Именно поэтому, меняя что-то в человеке, важно не разрушать уже имеющиеся формы реагирования, а добавлять новые варианты поведения. У людей появляется выбор: то ли воспроизводить прежнюю форму поведения, то ли сделать что-то новое. И если этот новый способ реагирования оказывается более эффективным и с точки зрения результата, и с точки зрения сохранения целостности личности, то он будет использоваться человеком в повседневной жизни. Ирина, пока я тут говорил, вы наверняка уже обнаружили ту область, в которой являетесь мастером.

Ирина: Да, я нашла то, что мне очень хорошо удается делать.

Ведущий: Вот и замечательно. Вы помните, мы решили не раскрывать содержание вашего личного опыта. Нам важно четко обозначить процедуру. А содержание будет только отвлекать внимание.

Ирина, у вас есть зрительный образ той ситуации, где вы что-то делаете мастерски. (Она кивает головой). Это статичное изображение, или сюжет имеет какую- то динамику?

Ирина: Да, события развиваются в определенном порядке. (Ирина разводит руками вокруг себя).

Ведущий: Ирина, ваш жест руками указывает, что вы находитесь внутри ситуации. Вы смотрите на все происходящее своими собственными глазами. Другими словами, вы ассоциированы с ситуацией. (Она кивает головой в такт словам ведущего). Вернитесь в начало ситуации и обратите внимание, какие звуки или слова возникают по мере ее развертывания. Еще раз пусть все события протекут от начала и до конца. А вы обратите внимание на ваши ощущения, переживания, возникающие по мере продвижения действия к завершению... А теперь выйдите из ситуации, посмотрите на все происходящее с точки зрения наблюдателя. Представьте, что перед вами разворачивается некое действие, где вы что-то делаете очень хорошо, просто мастерски. Это может быть фильм о вас или сцена из спектакля о вашей жизни. Вы зритель. Вы видите себя на сцене или экране. Говоря иначе, диссоциируйтесь от ситуации. Просмотрите все происходящее от начала до конца.

Теперь у вас есть два динамичных образа одной и той же ситуации. Ситуации, в которой вы что-то делаете очень хорошо. В одном случае вы ассоциированы со всем происходящим, в другом вы от него диссоциированы.

Далее, Ирина, сделайте следующее. Поместите оба образа прямо перед собой. Допустим, на огромном экране вы видите фильм о себе. Смотрите вы этот фильм из зрительного зала, где делаете то же, что происходит на экране.

Ирина: У меня не получается. В зале темно, кресла мешают.

Ведущий: Ирина, представьте, что действие разворачивается около большого зеркала. Если это происходит в комнате, то пусть одна из стен будет зеркальной. В зеркале отражается все, что вы делаете.

Ирина: Вот с зеркалом у меня получилось. Необычное ощущение, все происходит синхронно.

Ведущий: События разворачиваются в комнате? (Ирина кивнет головой). Продолжая делать то, что вы делаете, подойдите к зеркалу и пройдите сквозь зеркальную поверхность. Вы сливаетесь со своим изображением в зеркале и проникаете в Зазеркалье. (Ирина закрывает глаза). Зеркальный образ ситуации трансформируется за зеркалом в комнату вашего мастерства. Осмотритесь в этой комнате. Что вы видите в ней? Как вы там себя чувствуете? Какими звуками она наполнена? Расскажите нам, Ирина, о своих впечатлениях.

Ирина: Это комната большого дворца. Стены украшены лепными орнаментами, покрытыми позолотой. Мраморный камин с ажурной металлической решеткой. Рельефный потолок, разбит на замысловатые сегменты. Везде позолота, огромная, красивейшая люстра, состоящая из множества хрустальных подвесок. Они слегка покачиваются и, соприкасаясь, создают удивительно мелодичный звук. Такой прозрачный и искрящийся звук. И, кажется, все пропитано этим звуком. Воздух в комнате свежий, пощипывающий, как на морозе. С каждым вздохом эта искрящаяся свежесть разбегается по всему телу. Ощущение подъема, силы, радостного возбуждения. В центре комнаты стоит деревянный круглый стол на одной ножке. Он сделан из темного с красным оттенком дерева. Вокруг стоят четыре стула с резными спинками. Вдоль стены расположились диван и два кресла. Они обиты тканью со своеобразным рисунком. Золотой ниткой вышиты крупные розы на фоне причудливого орнамента. На стенах висят картины в массивных золоченых рамах очень искусной работы. Картины разной величины: от маленьких до больших, с человеческий рост. Я не вижу четко того, что на них изображено, но это явно шедевры.

В комнате множество мелких предметов. Вот очень интересный подсвечник, а рядом шкатулка. На крышке выведен какой-то загадочный знак. Я вижу две массивные деревянные двери в углах комнаты. (Ирина замолкает и через некоторое время открывает глаза).

Ведущий: Спасибо, Ирина, за описание. Действительно, в вашей комнате любой предмет - это воплощение мастерства. Даже воздух пропитан данным качеством. А теперь вернемся к тому занятию, которое вы осваивали в последние месяцы. Ирина, можно это сделать в той комнате? Ирина: Да, вполне... Возьмите все, что вам необходимо. Вернитесь в комнату вашего мастерства. Располагайтесь там, где вам будет удобно и займитесь своим делом. Если хотите, закройте глаза.

А пока Ирина обучается мастерству в новом виде деятельности, я расскажу, что еще можно сделать в комнате мастерства. Ну, во-первых, все великолепие комнаты, как, впрочем, и она сама, есть ни что иное, как оформившиеся в виде образов вещей и предметов разнообразные психические процессы. Я не берусь отстаивать истинность этого утверждения. Хочу лишь подчеркнуть, если вы решили использовать данную процедуру, то целесообразно придерживаться приведенного убеждения. Каждая вещь в комнате - это какой-либо психический процесс, обеспечивающий мастерство выполнения определенной деятельности. Мы уже говорили о том, что существуют «предметы силы». По аналогии можно назвать все, что находится в комнате «предметами мастерства». Психологическая подоплека воздействия на человека «предметов мастерства» та же самая, что и «предметов силы».

Как можно использовать все разнообразие вещей в комнате? Каждый предмет имеет свое практическое значение. Например, за круглым столом Ирина может мысленно посидеть с кем-либо из окружающих и найти решение возникших проблем. Кресло - хорошее место для размышлений. Лежа на диване, можно увидеть «вещий сон». Так один из участников семинара использовал диван в своей «комнате мастерства» для поиска оригинальных решений возникающих задач. Размышляя над проблемой и чувствуя, что запутался в хитросплетениях мысли, он применял следующий прием. Ложился днем в своей квартире на диван, закрывал глаза и создавал зрительный образ «комнаты мастерства». В комнате он так же устраивался поудобнее на диване и «смотрел» сны о своей задаче. Вернее, о способах ее решения. Другой участник семинара, размышляя о некоем сложном вопросе, любил ходить по своему рабочему кабинету от стола к стене и обратно. Когда он воссоздал комнату личного мастерства, то обнаружил на полу красивую ковровую дорожку. Она тянулась от письменного стола до камина у противоположной стены. Мужчина стал использовать свою ковровую дорожку, мысленно путешествуя по ней в поисках важных решений. Он заметил, что приближение к камину сопровождается ощущением тепла. Через некоторое время вся цепочка реакций как бы выпрямилась и сократилась. Достаточно было вызвать ощущение тепла и интенсивность мыслительного процесса возрастала. Человек получил быстрый и эффективный способ доступа к своему ресурсному состоянию. В «комнате мастерства» можно посидеть за письменным столом, обдумывая очередную статью, курсовую работу или важное послание. Есть возможность воспользоваться ручкой с золотым пером. Она помогает найти подходящую форму изложения мысли.

Вы, конечно, заметили, Ирина часто упоминала о золоте и позолоченных предметах в своем рассказе. Дело в том, что в нашей культуре золоту приписывается качество абсолютной ценности. Именно этим качеством - высшей ценности - обладает мастерство. Практика показывает, что золотой цвет часто встречается в описаниях комнаты личного мастерства. Еще можно отметить изысканность всех предметов, находящихся в комнате. На каждой вещи как бы стоят клеймо высшей пробы. И неудивительно, ведь все предметы являются символами человеческого мастерства. Еще один интересный способ работы в комнате. Рассказывая, Ирина упомянула о множестве висящих на стенах картин, в красивых золоченых рамах. В любую из этих «рамок мастерства» вы можете вставить картинку своей проблемы. Для этого воссоздайте зрительный образ проблемы. Посмотрите на все происходящее с вами в этой ситуации с позиции стороннего наблюдателя. Другими словами, диссоциируйтесь от беспокоящих вас событий. Затем мысленно возьмите первый кадр проблемной ситуации и вставьте его в «рамку мастерства». И просто смотрите, что будет происходить с изображением в рамке. «Рамка мастерства» - это своеобразный учитель, который позволяет научиться эффективным способам решения проблемы. Обычно первый кадр проблемной ситуации трансформируется в фильм. Этот фильм можно просмотреть несколько раз, пока вы не обнаружите, что произошли определенные позитивные изменения. В заключение ассоциируйтесь со своим собственным образом, т е. войдите внутрь проблемной ситуации. Ощутите, устраивают ли вас те изменения, которые произошли. Достаточно ли вам их, чтобы быть эффективными и добиваться успеха. Если недостаточно, то вы можете поработать с другой рамкой. Картины в комнате личного мастерства имеют определенное тематическое содержание. Желательно соответствие в самом общем плане проблемы и картины, рамку которой вы используете. Так, например, если картина посвящена взаимоотношениям между людьми, то и проблема берется из этой области. Если же проблема связана с решением технической задачи, то можно найти картину с изображением каких-то машин и механизмов.

Ирина, судя по вашему виду, вы с пользой провели время в своей комнате. Расскажите нам, что произошло?

Ирина: Я хотела бы рассказать о содержании того дела, в котором совершенствуюсь. Мне будет легче объяснить, что произошло в «комнате мастерства».

Ведущий: Хорошо. Раскройте нам ваш секрет.

Ирина: Уже несколько месяцев я учусь вязать. Простая вязка хорошо получается, а вот различные узоры - нет. Все время сбиваюсь, делаю ошибки. Приходится распускать и все начинать сначала. В комнате я занялась вязанием в одном из кресел. С самого начала было чувство, что все получится очень хорошо. И действительно, из под моих спиц пряжа буквально выплывала сантиметр за сантиметром. Я видела, как связанная часть изделия ложится крупными складками ко мне на колени. Еще у меня появилось отчетливое ощущение некоего ритма движения спиц. Этот ритм позволяет не делать ошибок и значительно увеличивает скорость работы. Когда чувствуешь ритм, то уже надо следить за отдельными движениями рук. Поддерживаешь ритм и работа идет плавно без затруднений. Причем через какое-то время уже нет необходимости следить даже за ритмом. Спицы как бы сами задают его. Можно сосредоточиться на чем-то другом. В конце я вязала и слушала все, что вы говорите.

Ведущий: Спасибо, Ирина. Вы дали нам хорошее описание процесса формирования навыка. Сегодня вечером вы на практике проверите дома эффективность своего обучения и завтра нам расскажете. На следующий день Ирина рассказала о своих успехах.

Ирина: Я весь вечер дома вязала и получила большое удовольствие. Я поняла, что в этом деле очень важную роль играет ритм. Как только отдельные движения слагаются в ритмический рисунок, работать становится легко и просто. Остается только следить за этим рисунком. Я пробовала вечером вязать несколько разных узоров и обнаружила, что каждый из них слагает свою собственную мелодию. Причем мелодия как-то сама собой запоминается. И в дальнейшем, когда снова вывязываешь этот узор, остается только эта ритмическая мелодия. Все остальные детали просто теряются, в том числе, и сам ритм начинает играть какую-то подчиненную роль внутри мелодии.

Приведенные фрагменты семинара позволяют проиллюстрировать, как человек может использовать свои внутренние ресурсы, осваивая что-либо новое. Хотелось бы отметить, что путешествие в комнату личного мастерства само по себе очень увлекательное занятие. Это способ соприкосновения со своим внутренним миром. Ведь обычно мы имеем дело с эмоциональным переживанием тех или иных субъективных состояний, а не с их зрительным образом. Посещение же «комнаты мастерства» дает человеку возможность увидеть символическое представление его собственных внутренних состояний.

Приведем пошаговое описание процедуры изменения, позволяющей получить доступ к сокровищам личного мастерства.

1. Найдите то, в чем вы считаете себя мастером.

2. Переживите это поведение в ассоциированном состоянии, т. е. как главный участник, а не сторонний наблюдатель. Важно воспроизвести не только зрительные образы, но и звуки, связанные с ситуацией мастерства, эмоциональные переживания, вкусовые и обонятельные ощущения, если они, конечно, присутствуют там. Часто большую роль в данном поведении играют ощущения, связанные с движением тела или отдельных его частей.

3. Диссоциируйтесь от ситуации личного мастерства. Иначе говоря, посмотрите на все происходящее от начала и до конца с точки зрения стороннего наблюдателя. Вы становитесь в позицию зрителя сцен из своей собственной жизни.

4. Вы имеете теперь две картины одного того же события. В одном случае, вы ассоциированы со всем происходящим, в другом - диссоциированы от него. Далее, перед своим внутренним взором расположите диссоциированный образ на заднем плане, а ассоциированный - на переднем. И затем, синхронно запустите события ситуации мастерства на переднем и заднем планах. Один из вариантов, как это можно сделать, описан в, приведенном фрагменте нашего семинара.

Итогом данного шага процедуры будет трансформация диссоциированного образа в комнату личного мастерства.

5. Мысленно войдите в «комнату мастерства». Найдите там удобное место для занятия делом, в котором решили совершенствоваться. И сделайте то, в чем вы хотите стать мастером. Уже говорилось, что комната может использоваться разными способами. В ней можно отдыхать, размышлять, искать решения в сложных ситуациях, набираться сил и т. д. Все зависит от вашей изобретательности.

6. Проверка эффективности изменений происходит в реальной жизни. Одним из критериев действительного изменения является то, что человек обнаруживает в новом для него деле какой-то важный момент, определяющий успех работы. В примере с Ириной таким моментом был ритм движения рук. Несложно понять, что «комната личного мастерства» у разных людей будет разной. Все зависит от индивидуальных особенностей человека. Можно сказать больше - вместо комнаты вполне вероятно появление «библиотеки мудрости» или «сада мастерства». В общем, образ бывает очень различным. Его конкретная форма определяется психологическими качествами самого человека и спецификой процедуры.

Замечено, что все предметы в комнате, как и она сама, - это как бы овеществленные процессы человеческого мастерства. Дело в том, что работать непосредственно с психическим процессом вне его вещественной формы человек не умеет. Наша западная культурная традиция не культивирует таких способов жизнедеятельности. Мы развиваемся путем моделирования физических и психических процессов, способностей, качеств в виде тех или иных вещественных предметов. Так, например, лопата, экскаватор, бульдозер - это все модели процесса и способности человеческой руки копать что-либо. Современный компьютер - это модель отдельных интеллектуальных функций человека. Перечисление можно продолжать очень долго.

Человек создал целый мир искусственных, рукотворных предметов, которые, в общем-то, являются моделями его собственных способностей. В этом смысле он уникален. Больше ни одно живое существо, в известной нам части вселенной, не воспроизводит такой способ существования. Ведь, фактически, человек создает огромную предметную модель самого себя и живет внутри этой модели.

Люди пользуются предметами, которые отражают те или иные их качества. Изменяя эти предметы, придавая им новые свойства, они получают возможность экспериментировать со своим внутренним миром. Используя новые качества вещей, человек усваивает и присваивает эти качества. Они становятся частью его субъективной реальности. Таков действительный путь развития человека и созданного им мира культуры.

В силу особенностей нашего восприятия любой набор стимулов, как правило, структурируется в образ некоторой целостной вещи. В определенном смысле человек буквально «собирает» узор окружающего мира из мозаики отдельных мазков. Это правило относятся не только к восприятию внешней действительности. По тем же законам мы конструируем и образы своих внутренних состояний, переживаний, каких-либо способностей. Именно поэтому психические процессы обретают форму вещей, когда мы пытаемся с ними соприкоснуться, как при создании «комнаты личного мастерства». В данном случае конкретный образ - это лишь оболочка процесса. Существенными же являются такие характеристики образа, как, например, цвет, яркость, четкость, устойчивость изображения и т. д.

Мы уже говорили о том, как можно использовать те или иные параметры образа с целью изменения реакции человека. В основном речь шла о коррекции эмоциональных переживаний. Однако данная технология может успешно использоваться и в работе с интеллектуальными процессами.

Каждый, наверное, испытывал состояние, когда есть множество различной информации, а понять что-то никак не удается. Это состояние называется замешательством. Обычно люди в подобной ситуации стараются добыть еще какие-то дополнительные сведения. Это ввергает их в еще большее замешательство. Дело все в том, что понимание чего-либо и замешательство отличаются не по количеству информации, а по способу ее организации.

Есть такая детская игра, когда из кубиков складывают разнообразные картинки. Так вот, замешательство - это ситуация, в которой кубики рассыпаны по полу и хаотически перемешаны. При понимании же кубики раскладываются в строго определенном порядке, что позволяет создать ясную картинку.

В психике человека можно выделить особый процесс, который занимается организацией имеющейся информации, допустим, о какой-то проблеме. По аналогии с детскими кубиками результатом работы данного процесса будет некоторая картина проблемной ситуации. При этом на уровне сознания человек испытывает эмоциональное состояние, которое называют пониманием. Понимание и замешательство являются субъективными переживаниями, возникающими в ответ на тот или иной способ организации информации. Способ же, каким информация организована в психике человека, в свою очередь отражается через характеристики образа проблемной ситуации. А как работать с характеристиками, мы уже описывали.

Речь идет о том, что у нас есть возможность произвольно регулировать процессы понимания и замешательства. Как конкретно это делается, покажем на примере из семинара.

Ведущий: Садитесь, Олег, поудобнее. Нам предстоит интересная работа. Подумайте о том, что приводит вас в замешательство. Замешательство по поводу чего-то, что вы хотели бы понять. Обратите внимание, замешательство отличается от непонимания. Последнее связано с отсутствием необходимой информация - с одной стороны. А с другой, есть множество вещей, которых мы не знаем и не стремимся узнать. Просто для нас это неинтересно или не имеет никакого значения.

Замешательство же указывает на то, что мы на пути к пониманию. У нас уже есть достаточно большой объем информации, ее остается только как-то иначе структурировать и возникнет понимание. Олег, вы нашли то, что вызывает замешательство?

Олег: Да, нашел.

Ведущий: Вот и хорошо. Содержание мы пока не раскрываем. У вас есть зрительный образ ситуации замешательства? (Олег кивает головой). Теперь я предлагаю подумать о чем-то похожем и понятном для вас. Похожесть заключается в том, что и понимание и замешательство относятся к одной и той же области нашей жизни. Например, если первое относится к сфере взаимоотношений между людьми, то и второе берется оттуда. Если же ваше замешательство связано с работой каких-то механизмов, то и понимание будет относиться к той же области. Олег, вы нашли? (Он кивает головой). У вас есть зрительный образ? (Олег снова кивает головой). Хорошо. Теперь у вас есть два зрительных образа. Один из них связан с ощущением замешательства, другой - понимания. Далее мы с вами будем искать разницу в характеристиках этих образов. Обратитесь внутрь себя и посмотрите, отличаются ли картинки понимания и замешательства по цвету. Например, одна может быть цветной, другая - черно-белой. Обратите внимание на размеры картин, степень их удаленности от вас. Посмотрите, присутствует ли движение в том и другом изображении. Одно может быть неподвижным, как фотография или слайд. Другое скорее напоминает фильм. Олег, как только вы найдете различия, назовите их нам.

Олег: Картина замешательства - это черно-белая фотография. Она расположена где-то высоко надо мной и мне неудобно на нее смотреть. Понимание - цветное, прямо передо мной. В картине присутствует какое-то замедленное движение.

Ведущий: Еще есть различия? Например, звуки присутствуют в каком-либо из образов?

Олег: Да. Понимание сопровождается медленным ритмичным звуком типа ударов метронома. После каждого удара начинается очередная фаза движения. Все происходящее как бы разбито на отрезки, четко отграниченные один от другого. И еще - образ понимания объемен и занимает практически все пространство передо мной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...