Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с беспокоящим воспоминанием. 6 глава




Якорь на окончание своего бытия можно, что называется, «снять». И огромное число людей, живущих дольше своих родителей, яркий тому пример. Что может снять якорь на смерть? Другой более актуальный, а значит более сильный якорь, если он помещен в будущем по времени позже, чем год ухода из жизни кого-либо из родителей. Например, через год любимая внучка пойдет в школу. Кто же кроме меня будет водить ее через все дороги, а потом помогать делать уроки, если родители все время находятся на работе. Это, конечно, повод чтобы прожить еще несколько лет. А там может еще что-то важное появится. Так и живет человек, черпая и черпая из своей сокровищницы все новые и новые резервы. И беда нас настигает ни тогда, когда вдруг покажется дно колодца жизни. Никому еще не удавалось вычерпать его. Беда приходит, если мы отворачиваемся от своего источника. Вот тогда действительно можно умереть от жажды, стоя по горло в реке жизни.

Механизм якорения играет важную роль в межличностных отношениях. Люди часто не осознают, к какому важному результату порой приводит простое прикосновение друг к другу. Наверное, каждый наблюдал, как маленький ребенок ударившись, бежит к маме в объятия, надеясь получить облегчение. И действительно получает. Как это происходит? Родители обычно прикасаются к маленьким детям, оказывая им какую-то помощь. Например, во время кормления, меняя испачканные пеленки или одежду, неся малыша на руках, когда он устает. Или, просто, ласкают его, выражая свою любовь. Во всех этих случаях прикосновение связано с массой положительных переживаний. В результате прикосновение становится мощным позитивным якорем.

Кроме того, прикосновение, тактильные ощущения в первые годы жизни играют ведущую роль в развитии психики ребенка. Дело в том, что в этом возрасте другие познавательные процессы, такие как память, мышление еще не достаточно развиты. Они, как говорится, пока не «созрели». Поэтому освоение, познание окружающего мира идет через ощущения, этот наиболее сформировавшийся процесс к моменту рождения. Ребенок получает впечатления, на их основе развивается психика и все это сопровождается положительными переживаниями. Причем, тактильные ощущения, ощущения возникающие при движении тела, действительно играют ведущую роль в формировании психики ребенка первые годы жизни. Ведь, если тихо и темно, то слуховые и зрительные впечатления, просто, отсутствуют, но ощущения прикосновения и движения присутствуют всегда. А флагманом развития психики, как правило, является наиболее функционально и информационно загруженный канал. Вот почему прикосновение у малышей само по себе является мощным позитивным якорем.

Когда ребенок испытывает боль, внутренний дискомфорт, то прикосновение родителей, их объятия оказываются очень эффективной помощью. Они запускают множество положительных эмоциональных переживаний. В результате негативная эмоция просто «гасится», и внутреннее благополучие оказывается восстановленным.

Иногда прикосновение может сыграть с людьми злую шутку. Например, приходит жена домой расстроенная после работы. Муж успокаивает ее, обнимает за плечи. После ужина, интересного фильма, в домашнем кругу мрачные мысли уходят, неприятные переживания рассеиваются. Женщина чувствует себя замечательно, видя внимание и заботу супруга. И вот перед сном он снова обнимает ее за плечи и срабатывает негативный якорь. Настроение жены резко ухудшается, она снова в расстроенных чувствах.

Будьте осторожны с прикосновениями, когда ваши близкие в плохом настроении, испытывают дискомфорт или болезненные ощущения. Не стоит пытаться «погасить» конфликт между супругами при помощи интимной близости. Вы рискуете поставить негативный якорь и потерять куда больше, чем надеетесь приобрести. Прикасайтесь друг к другу, когда вы в хорошем расположении духа. И тогда вас, в буквальном смысле, будет притягивать ваш партнер, а вы соответственно его. В этом случае людям, просто, хорошо и комфортно, когда они рядом. И не удивительно, ведь каждый стал для другого самым настоящим позитивным якорем. Это, конечно, звучит несколько утилитарно, и, тем не менее, прием достаточно эффективен для поддержания хороших взаимоотношений.

Еще один утилитарный прием. Допустим, вам нравится, когда ваш супруг прибывает в шутливом расположении духа. Но уж больно редко это с ним случается. А как счастливы все домашние в такие моменты. Вы можете буквально приложить руки к увеличению вашего счастья. Прикоснитесь к нему в этот момент. Появится своеобразный якорь, вызывающий соответствующее состояние. В другой раз вы можете, например, попросить его рассказать какую-нибудь веселую историю и прикоснуться соответствующим образом. Ваше прикосновение позволит супругу получить доступ к шутливому расположению духа. Если он почувствует, что данное состояние сейчас будет уместно, то легко в него войдет. Вы как бы предлагаете ему вариант поведения. Люди часто и рады были бы посмеяться, да, вот беда, иной раз забывают как это делается.

Подобным якорем уместно пользоваться не чаще одного, двух раз в день. Если в момент прикосновения человек испытывает какие-то иные сильные переживания, то ваш якорь не сработает. Скорее всего, вы получите новый якорь на новое состояние. Якоря имеют особенность ослабевать по своей способности вызывать соответствующее состояние. Это происходит, если ими часто и неуместно пользоваться. Велика вероятность, что актуальное состояние человека сотрет ваш якорь. Как уже говорилось, якорь можно «накачивать» энергией соответствующего состояния, когда последнее самопроизвольно возникает.

Все знакомы с поговоркой: «Утро вечера мудренней». В нашем контексте она означает, что ночь стирает все негативные якоря. То, что «сковывало» нас вечером и мешало решить проблему, нивелируется в течение ночного сна. Это относится к якорям, сила которых невелика. Утром вариативность нашего поведения, способов реагирования обычно больше чем вечером, что и позволяет найти приемлемые решения.

В психологическую консультацию иногда обращаются семейные пары с жалобой на поселившуюся в доме скуку. Их совместная жизнь из радостной и увлекательной постепенно превратилась во что-то бледное и неинтересное. В итоге обсуждения часто выясняется, что причина всему - стереотипность поведения. Люди, просто, перестали делать что-либо новое в своих взаимоотношениях. Их жизнь вращается в кругу нескольких десятков одних и тех же форм поведения. Естественно, становится скучно.

В этом случае хороший эффект может дать возвращение супругов к своим же собственным, но забытым типам взаимоотношений. С одной стороны, они уже всем этим владеют, осталось только пользоваться. А с другой, данные формы поведения связаны с периодом, когда жизнь была интересной, многообразной и о скуке еще не было и речи. В последнем случае само поведение является якорем состояния, некогда доступного, но ныне утерянного.

Еще один способ изменений связан с конструированием новых форм совместной супружеской жизни. Люди выясняют, чтобы они могли сделать, будучи вместе, из того, что они никогда ранее не делали. Как иначе провести выходные, чем можно заняться вечером, кроме сидения у телевизора и т. д. Если супруги согласны, то можно предложить им разыграть какую-либо воображаемую ситуацию. Например, одна пара выбрала ситуацию «мы готовимся покорять Эверест». Они нашли и прочитали все, что было известно об этой вершине. Изучили необходимое снаряжение для покорения горных вершин. Научились читать карты и пользоваться необходимыми приборами. Записались в туристический клуб и тем самым обрели новый круг знакомых. В итоге супруги действительно покорили одну из заснеженных горных вершин, но, правда, ниже чем Эверест.

Воображаемая ситуация, конечно, далеко не всегда приводит к таким практическим последствиям. Например, другая пара решила разыграть подготовку к длительной совместной поездке в Англию. Они перечитали множество книг по истории страны, не пропустили ни одного из английских фильмов. С совершенно новой целью еще раз сходили в театр на спектакли по пьесам В. Шекспира и Б. Шоу. И, наконец, они достаточно уверенно стали говорить на английском. Супруг, кроме того, начал читать английских авторов в подлиннике.

Если люди выбирают ситуацию типа: «мы завели собаку» или «у нас появился котенок», то обычно в итоге животное действительно появляется в доме. Это желательно учитывать при выборе предмета увлечений. Ведь не всегда условия позволяют держать дома собаку. В этом случае можно заняться изучением жизни аквариумных рыбок или особенностями выращивания кактусов. На худой конец, если уж очень нравятся крупные животные, то можно познакомиться с жизнью африканских бегемотов. Вряд ли придет в голову идея содержать это животное в домашних условиях.

Правда, однажды был очень забавный случай с маленьким сыном в одной семье. Они все вместе разыгрывали ситуацию «мы едем в Африку». И вот как-то малыш узнал из передачи по телевизору, что есть карликовые бегемоты. Вечером он встретил родителей после работы с таким счастливым лицом, что они забеспокоились: уж не отдала ли бабушка новогодний подарок раньше времени. Дело было перед праздником. Но все оказалось оригинальнее, сын стал упрашивать их завести дома карликового бегемота. Он долго убеждал взрослых, что полтора метра в длину это совсем мало. В итоге они сошлись на покупке большой надувной игрушки.

Другой способ изменить стереотипное поведение - попросить супругов пожить некоторое время, общаясь без помощи слов. Допустим, муж стучит пальцем по запястью руки, пытаясь показать, что пора обедать. А жена бежит включать телевизор, думая, что началась очередная серия фильма. Он подходит к экрану и указывает на рекламу продуктов питания. А жена, улыбаясь, дотрагивается до своих сережек, таких же как у девушки на экране. Он стучит себя по животу, она согласно кивает, да, потолстел.

Отказ от использования слов в общении делает очевидным, что наше сообщение может пониматься по-разному. Причем партнер реагирует в сообщении на то, что созвучно его состоянию, интересам, устремлениям, наконец, его представлениям о мире. Слово это такой же знак, как и жест. В обыденном сознании существует иллюзия, будто слова всегда имеют один и тот же смысл. В действительности они, как и жесты, очень по-разному понимаются нашими партнерами. За каждым словом, обычно, стоит многообразие личностных смыслов.

Жестовая коммуникация требует пристального внимания к реакции партнера. Это разрушает распространенный стереотип общения, когда люди абсолютно не обращают внимания на то, как их поняли. В общении без слов становится очевидным, что смысл вашего сообщения заключен в реакции на него собеседника. А совсем не в ваших представлениях о том, что вы хотите сказать.

И еще одна важная особенность этой безмолвной игры. Если человек не получает нужной реакции в ответ на свое обращение, то он вынужден сделать что-то другое. Как-то по-другому изложить свое сообщение. Человек должен изменить свое собственное поведение, чтобы получить результат.

Люди умудряются повторять десятки раз одно и то же, хотя это и не приносит эффекта. Так, мама говорит малышу: «Не стучи, не стучи, не стучи». А он все стучит и стучит. Она вкладывает в свою просьбу один смысл, а ребенок - совсем другой. При этом он ей наглядно и громко демонстрирует, как понято ее высказывание. Но мама продолжает стереотипно повторять одно и то же. А ведь существует множество способов изменить поведение сына. Достаточно, например, показать за окном проезжающую машину. Да, мало ли еще как!

Удивительно, человек хочет получить для себя какой-либо результат, но пусть кто-то другой изменит свое поведение для этого. «Я буду себя чувствовать хорошо, если он станет вести себя иначе», - эта фраза стала классикой. Во-первых, ваш партнер может и не знать какого поведения вы от него ждете. Во-вторых, он и так благополучен, зачем ему лишние хлопоты. Гораздо продуктивнее если вы будете меняться сами, чем пытаться это навязать окружающим. Когда вы что-то делаете и не получаете результат, имеет смысл сделать нечто другое. Меняйте свое поведение до тех пор, пока не получите желаемую реакцию от партнера. Ведь, это вам что-то нужно, а не ему.

Опыт личности - вот главное богатство человека. Он не подвержен обесцениванию и всегда с нами. Вот только, порой, человек теряет ключи от своей сокровищницы. И тогда из бесконечного многообразия психологических состояний, форм поведения и способов переживания люди вынуждены довольствоваться ограниченным набором стереотипов. Это очень не эффективный путь использования своей личностной истории. Знание о том, как работают якоря позволяет увеличить наши возможности, расширить репертуар поведенческих реакций. Вариативность поведения, владение множеством разных способов, возможность выбирать наиболее адекватный данной конкретной ситуации - вот цель всех наших усилий.

Любой опыт значим для личности, каким бы бесполезным он не казался с первого взгляда. Даже тягостные, насыщенные отрицательными эмоциями ситуации могут стать нашими жизненными ресурсами. Самые большие неудачи и промахи можно обернуть фундаментом будущих побед и достижений. Ваша личностная история - это не набор ограничений. Ваша личностная история - это кладовая ресурсов! Используйте ее именно в этом качестве и успех станет вашим привычным попутчиком на дороге жизни.

 

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ УСПЕХИ

 

Эта глава будет посвящена описанию различных способов достижения успеха. Речь пойдет о создании психологических предпосылок эффективной деятельности в наших многообразных жизненных начинаниях. Но прежде чем приступить к рассмотрению конкретных процедур, я хотел бы рассказать одну историю.

Около ста лет назад, в самом конце девятнадцатого века, моему прадеду было двадцать лет. Он хорошо играл на гитаре и любил петь романсы в домашнем кругу. Однажды, то ли случайно, то ли намеренно, он разбил корпус гитары на множество мелких частей. Прадед имел, что называется, «золотые руки» и сумел склеить из кусочков новый корпус инструмента. До сих пор в нашей семье вспоминают об изумительном звучании его старой-новой гитары.

Реорганизация человеческого опыта - вот что лежит в основе всех используемых процедур. Разъединение опыта на составляющие, сортировка их по определенным принципам и новая сборка из этих составляющих некоторого целостного поведения. Причем поведение приобретает ряд новых, заранее заданных качеств. Вот, собственно, и вся работа, которую мы проделываем, изменяя самих себя. Все остальное - это конкретика процедур и особенности внутренней организации того или иного человека.

Любая эффективная деятельность, ведущая к успеху, имеет целый ряд общих черт. Каждый из нас в своей жизни что-то умеет делать очень хорошо. В определенной области повседневного бытия человек является мастером. Причем мастерство - это совсем не то, за что нас хвалят окружающие. Мастерство - это деятельность, которую мы осуществляем настолько блестяще, что люди воспринимают ее, как нечто само собой разумеющееся, как некий естественный процесс. Когда вы наблюдаете, как работает мастер, то создается впечатление будто все это очень легко и просто. Иначе и делать-то вроде нельзя.

Например, каждый взрослый человек говорит свободно на своем родном языке. Это обычный процесс, не вызывающий особого удивления. В действительности язык - одно из самых поразительных достижений человечества. Мы все в этом деле мастера. Таким же мастерством для современного человека является умение читать и писать. Есть люди, настолько естественные в общении, что мы даже не замечаем, как становимся друзьями. Есть гении доброты и сострадания. Они не ждут за свои дела никаких наград и никогда их не получат. За мастерство нет платы, оно само по себе величайшая ценность. Если вы ждете за что-то похвалы или вознаграждения, значит у вас есть еще возможность стать более эффективным, значит вы еще не достигли мастерства.

Успешная деятельность обладает некоторыми чертами мастерства. Каким бы ни было ее содержание, эффективность в значительной степени зависит от особенностей протекания, разворачивания деятельности. Содержание того, в чем мы проявляем активность, может быть очень различным. Но все, что мы делаем эффективно, имеет вполне определенное сходное внутреннее строение. Поэтому, когда человек собирается в чем-то стать мастером, то для этого ему необходимо придать соответствующей деятельности внутреннее строение мастерства.

Для демонстрации способа, как это можно осуществить, обратимся к фрагменту одного из наших семинаров.

 

Ведущий: В какой области, Михаил, вы решили добиться успеха?

Михаил: Введения деловых переговоров.

Ведущий: Подумайте, что в общении с людьми у вас хорошо получается? Что вам дается легко, приносит удовлетворение, даже радость? Может вам с детьми очень просто общаться или с девушками свободно знакомитесь? Михаил, иногда люди очень эффективно решают проблемы с обменом некачественных товаров в магазине. Для кого-то большая трудность предъявить претензии, а кому-то и в голову не приходит, что ему могут отказать в его просьбе. Человек настолько естественен в своем желании обменять вещь, что никакого сопротивления у продавца даже не возникает.

Михаил: Пожалуй, я без труда могу произвести хорошее впечатление на человека при поверхностном знакомстве.

Ведущий: Вы уверены в этом?

Михаил: Да. Это для меня настолько привычно, что я не обращал раньше внимания. Вот сейчас, перебирая, заметил, что у меня много знакомых. Причем таких, с кем я встречаюсь в коридоре или на улице случайно. Такое пятиминутное знакомство. Хорошие отношения, но я к ним не стремился и не прикладывал каких-либо усилий.

Ведущий: У вас явно есть зрительный образ ситуации такого знакомства. (Реплика к аудитории.) Обратите внимание, Михаил смотрит как бы сквозь меня. У него расфокусированный взгляд, и смотрит он прямо перед собой. Это указывает на доступ к зрительным образам. Кроме того вы заметили, что он улыбается и кисть его правой руки двигается, как при рукопожатии. Действительно, для него данная ситуация очень приятна.

Михаил, сохраните этот зрительный образ. Он нам чуть позже понадобится. А теперь вы в ситуации деловых переговоров. Создайте зрительный образ. Есть?

Михаил: Да, у меня есть картинка.

Ведущий: Хорошо. Теперь поместите на заднем плане образ ситуации, в которой вы чувствуете себя совершенно естественно. А на переднем плане образ ситуации деловых переговоров. Сквозь ближнее к вам изображение смотрите на то, в чем вы мастер. Потратьте на это столько времени, сколько вам необходимо, чтобы заметить, как начинает меняться по своим параметрам образ ситуации деловых переговоров. Прежде чем Михаил нам расскажет о своем опыте, я хотел бы заметить следующее (обращается к аудиторам). За те минуты, пока Михаил работал со своими образами, его внешние реакции отчетливо показывали нам, как протекал процесс. Приблизительно секунд через десять после того, как он сосредоточился на двух изображениях, у Михаила закрылись глаза. Можно было наблюдать, как под закрытыми веками происходило интенсивное движение глазных яблок. Это говорит об определенных изменениях зрительных образов. Одновременно у него все время менялся рисунок морщин на лице и особенно вокруг глаз. Видно было, как менялся цвет кожи на щеках. Я бы еще отметил заметное подрагивание нижней губы. Это все указывает на наличие выраженных телесных ощущений.

Когда движение глазных яблок под закрытыми веками прекратилось, он открыл глаза, Взгляд был «остановившийся», - глаза слегка расфокусированы. Он явно сосредоточен на определенном зрительном образе. Прекратился «танец» морщин, стабилизировался цвет кожи. Перестала подрагивать нижняя губа. Процесс закончился. Михаил, расскажите нам, что произошло.

Михаил: Первоначально оба зрительных образа были статичны и отчетливо отделены один от другого. Затем мне показалось, что возникло подергивание то ли первой картинки относительно второй, то ли наоборот. Я закрыл глаза, чтобы лучше разглядеть, и тут началось. Границы образов стали размыты, они как бы попали в одно пространство. Начал меняться цвет ближнего образа, и вдруг он ушел как бы целиком в середину второго. Как будто ближний образ стал маленьким круглым шариком и вдавился в центр дальнего образа. Этот шарик стал удаляться, вытягивая за собой пространство второго образа. Если надавить пальцем на середину детского воздушного шарика, то он начинает трансформироваться, повинуясь движению пальца. Взаимодействие образов выглядело приблизительно так. Далее оба образа трансформировались в самолет типа истребителя с треугольными крыльями и острым носом. Передняя часть с кабиной были как бы сделаны из материала ближнего образа, а крылья, двигатель и хвостовое оперение - это результат трансформации дальнего образа. Истребитель быстро двигался на небольшой высоте над поверхностью земли. Я находился то ли в кабине, то ли над колпаком кабины. Отчетливо был виден острый нос самолета и ландшафт местности, проплывавший под ним. Затем истребитель уходит куда-то в космическое пространство. Вокруг стало значительно темнее, и мы двигались среди покачивающихся шариков планет и блестящих крапинок звезд. Однако вскоре появилась какая-то поверхность. Движение замедлилось. Я обнаружил, что стою перед неким сооружением, имеющим явно символическое значение. Более никаких изменений не происходило, и я открыл глаза.

Ведущий: Спасибо, Михаил (Обращается к аудитории). Я попросил его привести весь рассказ, чтобы у вас сложилось представление о том, что может произойти с человеком в ходе процедуры. Не всегда бывают такого рода путешествия, а уж тем более содержание образов у всех разное. Важно знать, что процесс изменения начинается, как только возникают трансформации образов, и заканчивается, когда изображение стабилизируется и перестает изменяться. Либо изменения становятся цикличными. Можно закончить процедуру и в случае, когда изменения еще продолжаются, но они уже незначительны и их темп довольно замедлен. Прерываться в момент бурных трансформаций нежелательно. Михаил, вернитесь мысленно к образу деловых переговоров.

Михаил: О, он сильно изменился! Появился цвет, образ как-то чуть удалился и сдвинулся вправо...

Ведущий: Хочу заметить, что не всегда результатом процедуры бывает трансформация первоначального образа. Но это довольно частое явление.

 

Приведенный фрагмент семинара демонстрирует внешне очень простую процедуру изменения. Она состоит буквально из трех шагов.

1. Создать образ ситуации, в которой человек решил быть эффективным. Образ в данном случае выступает представителем некоторого класса жизненных ситуаций или определенного вида деятельности. Деятельности, в которой человек хочет стать мастером. Кстати, хотя мы и работаем в первую очередь со зрительными образами, но это не мешает присутствию в образах звуков, тактильных ощущений и вообще любых ощущений других модальностей.

2. Создать образ ситуации, в которой человек уже является мастером. Желательно, чтобы мастерство проявлялось в сфере, аналогичной той, с которой он имеет дело на первом шаге. В нашем примере и та и другая ситуации были из области общения. О том, как понимается мастерство, говорилось уже ранее. Хотелось бы лишь повториться, что человек является мастером во множестве сфер своей жизни. Тех, кто не умеет хоть что-то делать мастерски, просто не существует.

3. Последний шаг состоит в одновременном созерцании двух образов, расположенных пространственно прямо перед человеком на одной линии друг за другом. Передний план - образ из первого шага, задний план - картинка из шага второго. Это делается или с открытыми глазами или с закрытыми, как удобно.

Психологический образ выступает в роли регулятора человеческого поведения. При этом такие параметры образа, как: цвет, четкость, объемность и т. п. - определяют различные особенности поведенческих реакций. Об этом подробнее говорилось в предыдущих разделах нашего повествования. Перечисленные характеристики образа можно перенести на любой другой психический образ человека. Например, черно-белое изображение сделать цветным, размытую и плоскую картинку трансформировать в четкую и объемную. В результате измененный образ будет по-иному регулировать человеческую активность, как внешнюю, так и внутреннюю. У людей появляются новые способы реагирования в проблемных ситуациях.

Подобные изменения вполне можно осуществлять целенаправленно, придавая поведению те или иные желательные качества. Если человек находит образ, регулирующий успешную деятельность, то именно параметры этого образа вызывают к жизни те процессы, которые определяют эффективность поведения. Остается только образы, управляющие малорезультативной деятельностью, трансформировать, придав им соответствующие характеристики. В этом случае в структуре неэффективной реакции появляются процессы, ранее обеспечивающие человеку успех в иных сферах жизни.

Описанная выше процедура как раз и позволяет осуществить целенаправленное изменение образа, как регулирующего звена в цепи целостного человеческого поведения. Человек ставит сам себе задачу - стать эффективным в какой-то области жизни. Процедура создает условия, при которых, под углом зрения задачи, психика самостоятельно осуществляет необходимые изменения.

Несколько иной вариант изменения иллюстрирует следующая история.

Однажды на консультацию пришел человек с жалобой на неустойчивость своих устремлений. Он брался за какое-либо дело, но все время колебался, размышляя о целесообразности своего занятия и мучился сомнениями в успехе. В итоге обычно останавливался на полпути. Во время беседы выяснилось, что ему очень нравится гулять в лесу. Психолог предложил сходить на прогулку в хвойный лес. Выбрать любую понравившуюся ель и наблюдать за ней в течение полутора часов.

Мужчина выполнил рекомендацию. Он сходил в лес, нашел красивое пушистое дерево и просидел перед ним положенное время. Человек сидел и недоумевал, как созерцание ели поможет разрешить беспокоящую проблему. Лишь авторитет психолога побудил его на столь непривычный поступок. Наблюдая за деревом, он мысленно перебирал одну за другой ситуации колебаний, сомнения в успехе, вспоминал недоведенные до конца начинания. И все это происходило на фоне ели, которая в течение года остается постоянно зеленой.

В результате человек изменился. Его подсознание уловило суть метафоры, а поведение обрело необходимое качество - постоянство.

Во многих мистических учениях существуют представления о вещах, которые помогают человеку в различных жизненных ситуациях. Да, и в быту люди пользуются подобного рода идеями. Мистики порой называют такие вещи «предметами силы». Действительно, человека окружает множество предметов, являющихся символами тех или иных качеств. Мы говорим: «Твердый, как камень; спокойный, как водная гладь; сильный, как ураган; большой, как слон; маленький, как мышка». Это перечисление можно продолжать до бесконечности.

Удерживая внимание на подобных предметах, человек получает доступ к переживанию их главного символического качества. В истории с елью таким качеством было постоянство. Человек перебирал свои неудачи и размышлял о трудностях на фоне символа постоянства. В итоге последний оказался встроенным во множество жизненных событий, где ему как раз и не хватало этого качества. Подсознание уловило смысл метафоры с елью, обобщило полученный опыт и сделало доступным умение быть постоянным в соответствующих проблемных ситуациях.

Надо заметить, что в приведенном примере изменение происходило в состоянии легкого транса. Человек совершил действие, абсурдное с точки зрения «здравого смысла». Такие вещи сопровождаются изменением состояния сознания в целом, чем и характеризуется транс. Кстати, чтобы получить подобный результат, совсем не обязательно куда-то далеко ходить. Все можно сделать, сидя на стуле. Вот короткий фрагмент семинара, иллюстрирующий эту психотехнологию.

Ведущий: У вас, Алексей, есть зрительный образ проблемной ситуации?

Алексей: Да, есть. Ведущий: Содержание пока оставьте при себе. Нас оно только будет отвлекать от процедурных моментов. Теперь подумайте и найдите то природное явление, которое обладает качеством, необходимым вам в проблемной ситуации. Это может быть ураган с его силой, дождь, освежающий все вокруг, лед, сковавший реку или горячий источник с его теплом. Найдите что-то подобное и создайте зрительный образ явления.

Алексей: Я нашел.

Ведущий: Хорошо. Далее сделайте следующее. На переднем плане перед своим взором поместите картину проблемной ситуации. За ней на заднем плане разместите изображение природного явления. Оба образа находятся на одной линии прямо перед вами. Теперь просмотрите от начала до конца, как развиваются события в проблемной ситуации. Все это происходит на фоне природного явления...

Судя по вашему внешнему виду, вы закончили. (Обращается к аудитории.) Вот собственно и вся процедура. В заключение можно попросить Алексея мысленно вернуться в беспокоящую его ситуацию. Это проверка: насколько радикально изменилось его восприятие событий и соответствующие переживания. А основная проверка произойдет в жизни, как только он столкнется вновь с аналогичной ситуацией. Еще важно отметить, что в данном варианте процедура используется лишь применительно к ситуациям, не связанным с сильными негативными переживаниями. Для последних случаев существует множество других, более щадящих способов. Кстати и данную психотехнологию можно сделать более мягкой. Для этого человека на первом шаге просят диссоциироваться от проблемной ситуации. В таком случае он просматривает все события с точки зрения стороннего наблюдателя, теряя прямой доступ к беспокоящим переживаниям.

Ведущий: Алексей, мысленно вернитесь в вашу проблемную ситуацию. Как вы там себя чувст­вуете теперь?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...