Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с беспокоящим воспоминанием. 4 глава




Вот ее пошаговое описание:

1. Представить негативную ситуацию и увидеть все происходящее своими собственными глазами. Другими словами, ассоциироваться с ситуацией. Это делается для того, чтобы проверить, действительно ли событие до сих пор доставляет человеку неприятные переживания.

Как только вы ощутите негативные эмоции, тут же посмотрите на все происходящее со стороны,
т. е. диссоциируйтесь от ситуации.

2. Просмотрите всю ситуацию в диссоциированном состоянии.

3. Отложите эту картинку в сторону. Она понадобится чуть позже.

4. Найдите веселую, бодрую мелодию или песню, которая вам нравится. Мелодия сопровождается каким-либо видеорядом. Все это напоминает видеоклип. Прослушайте мелодию вместе с изображением от начала до конца. Важно проверить, действительно ли у вас возникают положительные переживания. Если нет, то найдите другую мелодию.

5. Помещайте на заднем плане изображение с мелодией, а на переднем картинку негативной ситуации. Просматривайте одновременно два ряда событий с начала и до конца. При этом звучит выбранная на четвертом шаге мелодия или песня.

6. Можно повторить процедуру пятого шага три или четыре раза. Причем проделайте ее быстро - за одну-две секунды.

7. Проверка. Чтобы установить результат процедуры ассоциируйтесь с негативной ситуацией и переживите ее еще раз. Обратите внимание, как изменилось ваше восприятие события и ваши ощущения.

В заключение этой главы рассмотрим несколько элегантных способов, позволяющих быстро изменить свое состояние и свои переживания в какой-либо ситуации.

Порой люди, перебирая воспоминания ничем особо не примечательных событий своей жизни, впадают в уныние. Довольно часто думая о своем будущем, человек начинает испытывать тревогу и беспокойство, хотя каких-то видимых причин для этого нет. Каждый из нас, размышляя в конце выходных о предстоящей рабочей неделе, не раз ощущал некоторый дискомфорт. Можно очень просто изменить характер своих переживаний во всех этих случаях. Сделать их позитивными. Достаточно посмотреть на образы прошлого или будущего сквозь розовые очки. Представьте, что вы надели очки с розовыми светофильтрами, и все, на что вы смотрите, приобретает розовый оттенок. Розовый - это цвет позитивных переживаний, надежд на лучшее, ожидания успеха.

Следующая процедура бывает особенно эффективна, если человек сталкивается с какой-то конфликтной ситуацией. Часто люди в десятый, сотый раз мысленно возвращаются к прошлому конфликту и в очередной раз переживают весь набор негативных эмоций. Каждый видел зимой, как падает холодный, искрящийся снег на землю. Особенно это отчетливо видно при свете уличных фонарей. Представьте картину беспокоящего вас конфликта. Посмотрите, как на нее падает искрящийся снег, охлаждая накаленную ситуацию, позволяя вам успокоиться, найти новые более эффективные, способы действия.

От неприятного переживания можно избавиться, если как бы пройти сквозь него. Для этого создайте зрительный образ соответствующего события и приблизьте его резко к себе, одновременно сделав ярче. Данная процедура делается несколько раз подряд, пока вы не пройдете сквозь неприятную картинку. В результате все неприятности останутся, как говорят, позади. Это выражение в обсуждаемом случае имеет буквальный смысл, а не метафорический.

Каждый из нас имеет представление о том, что такое замедленная или ускоренная съемка (видел по телевизору или в кинотеатре). Вспомните, как при этом меняется восприятие событий. Например, при ускоренной съемке. Люди двигаются в кадре, как сумасшедшие, и даже если они бьют друг друга, все равно это выглядит смешно. Возникает впечатление нереальности происходящего. На этом эффекте основан следующий прием изменения эмоционального восприятия событий. Создайте зрительный образ неприятной ситуации и увеличьте скорость всего происходящего в два раза. Если этого недостаточно для того, чтобы рассмеяться, увеличьте скорость в три-четыре раза. Хороший эффект будет и в случае, если вы уменьшите скорость на переднем плане изображения в два раза, а на заднем увеличите в два раза. Любая скорость протекания событий, отличная от реальной, разрушает сложившийся стереотип эмоциональной реакции. В случае негативной реакции, вы избавитесь от необходимости каждый раз чувствовать себя плохо при воспоминании о чем-то.

Есть еще один забавный способ изменить качество переживания какой-либо ситуации. Воссоздайте мысленно картинку ситуации и переверните ее вверх ногами. Ваше восприятие события существенно изменится.

В данной главе рассказано о множестве способов реорганизации субъективного опыта, изменении ригидных стереотипов поведения человека. Какой из способов эффективнее? Прежде, чем ответить на вопрос, расскажу одну житейскую историю.

В студенческие годы я участвовал вместе со своими сокурсниками в ремонте университетского спортивного лагеря. Однажды к нам привезли почти полную бочку гвоздей. Ее нужно было отнести на склад. Мы собрались это сделать, но бочка оказалась очень тяжелой, и нести ее было неудобно. Метрах в десяти лежали носилки. Было решено поставить бочку на носилки и вчетвером отнести к складу. Ухватившись за бочку, мы поволокли ее к носилкам. Но буквально через метр остановились передохнуть. Потом еще метр и снова отдых. Вдруг кладовщик, наблюдавший всю эту сцену со стороны, сказал: «Ребята, а ведь проще поднести носилки к бочке». На секунду все замолчали и потом разом рассмеялись.

Люди часто негибки, стереотипны в своих действиях. Выбирая какую-то форму поведения в ситуации, они упорно воспроизводят ее, не обращая внимания на свою неэффективность, изменившиеся условия и цели деятельности. Если вы что-то сделали и не получили ожидаемого результата, сделайте что-нибудь другое. Не бывает неудач - бывают неудачные способы действия. Не берусь отстаивать истинность этого убеждения. Хочу лишь сказать, что оно просто помогает жить и достигать успеха.

 

ПУТЬ К СОКРОВИЩАМ

 

Ученые утверждают, что мозг человека содержит четырнадцать миллиардов нервных клеток. Люди активно используют в своей жизни не более десяти процентов этого огромного богатства. Возникает естественный вопрос: а чем же заняты остальные девяносто процентов клеток мозга?

Возможно, часть ответа дают нам факты поведения человека в экстремальных условиях. Наверное, все слышали о людях перепрыгивающих двух-трех метровые преграды, убегая от разъяренных животных. Известны случаи, когда во время прыжка с парашютом человек руками разрывал запутавшиеся стропы. Еще более уникальное событие произошло несколько десятилетий назад.

Автомобиль наехал на ребенка, и охваченная горем мать одной рукой приподняла машину, а другой помогла сыну выбраться из-под колеса.

Другую часть ответа раскрывают результаты экспериментов с классическим гипнозом. Так, например, каменщик под гипнозом вспомнил какую форму имела трещина в одном из кирпичей пятого ряда восточной стены дома, который он строил полгода назад. В другом опыте пожилая женщина в гипнотическом состоянии стала читать молитвы на одном из древних восточных языков. Это было удивительно, поскольку она не знала ни одного иностранного языка. Разгадку искали долго. В итоге выяснилось, что в молодости она некоторое время работала служанкой в доме выходцев с востока и иногда мимоходом слышала, как они молились.

Факты уникальных способностей людей тоже позволяют подойти к ответу на наш вопрос. Например, знаменитый Фемистокл знал по имени и в лицо каждого из двадцати тысяч жителей греческой столицы. Моцарт мог точно записать большую, сложную пьесу услышанную однажды.

Художник И. Н. Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Петр I и Алексей» - с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением, - был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес», - написал в последствии художник.

Есть люди, которым удается овладеть десятками языков. Например, итальянский профессор Тальявани говорит на 132 языках. Живший в начале девятнадцатого века датчанин Р. X. Раек знал 230 языков.

Все приведенные примеры указывают на огромные внутренние ресурсы, которыми обладают люди. Эти ресурсы во много раз превосходят актуальные возможности человека. В определенных случаях мы получаем доступ к нашему богатству. Но часто оно человеку не доступно.

Кроме физических и интеллектуальных у человека есть еще и личностные ресурсы. Когда человек попадает в сложную жизненную ситуацию, то именно к ним он обращается за помощью. Однако, как наша память порой нас подводит, так и личностные ресурсы не всегда бывают доступны людям.

Эта глава посвящена описанию способа, каким человек может получить доступ к своим внутренним ресурсам.

На протяжении многовековой истории, люди упорно задают себе один и тот же вопрос. Его можно обнаружить и в первых письменных источниках древней Индии и в сочинениях мыслителей эпохи Возрождения. Священные книги разных народов мира о том же вопрошают своих читателей. И каждый человек в своей жизни не раз спрашивает себя об этом. В различных книгах, в разные времена, он звучит по-разному. То в виде притчи, то аллегории или парадокса. Но по сути спрашивается об одном: где взять силы, чтобы преодолеть все трудности жизни, где тот источник, наполняющий энергией идущего к цели?

Самое интересное, что ответ давным-давно известен. Хотя он и «одет», порой, в необычные словесные одежды, но последние достаточно прозрачны, и не скрывают смысла. Сколько столетий уже существует надпись на Дельфийском храме: «Познай самого себя». О том же утверждают последователи дзен-буддизма: «Если человек ищет истину, оглядываясь вокруг себя, то он топчет ногами то, что ищет». В книге книг о месте великого источника сказано «Не ищите Царствия Божия ни на небесах, ни на земле райской, оно внутри каждого из нас». Но как часто люди остаются глухи и к мудрости древних и к мыслям своих современников. В чем же причина такого положения? Вероятно, она заключена в самом способе, каким человек воспринимает окружающий мир. В психологии есть один интересный парадокс. В построении образа какого-либо предмета или явления участвуют психические и физиологические процессы. Все они протекают в границах нашего тела, а результат их работы - психический образ - вынесен во внешний мир. Обычно человеку даже в голову не приходит, что все то, что он видит, слышит, и чувствует, все предметы, явления и живые существа, которые он воспринимает, есть его собственные образы. Сотканы эти образы из его собственной чувственной ткани. Конечно, это полотно возникает благодаря воздействию на органы чувств окружающего мира. И все же ткань-то наша, а значит, любой образ - это тем или иным способом трансформированная внутренняя природа нас самих.

Хочется еще раз повторить: люди обладают всеми ресурсами, чтобы быть эффективными в жизни и добиваться успеха. Сложности же человека часто заключаются в том, что в какой-либо конкретной ситуации он теряет доступ к своим собственным ресурсам.

Вновь вернемся к записи фрагмента одного из наших семинаров. Он хорошо иллюстрирует как можно восстановить или установить связь со своими внутренними ресурсами, как получить ключи от нашей личной сокровищницы.

Ведущий: Сейчас нам нужен кто-нибудь, у кого есть некоторое неприятное воспоминание. Воспоминание до сих пор беспокоящее его, вызывающее негативное переживание. (Поднимает руку одна из участниц семинара.)

Хорошо. Подойдите, Ирина, и встаньте лицом ко всем остальным, чтобы вас было видно.

Это «что-то», что вы видите, слышите и чувствуете.

Ирина: Да. Я вижу...

Ведущий: Подождите. Не надо рассказывать нам содержание воспоминания. Иначе наблюдающие сосредоточатся на нем и упустят процедуру, которую мы собираемся здесь продемонстрировать. В вашем воспоминании вы видите что-то, что вас не устраивает. Ирина, обратитесь еще раз к этому воспоминанию. Просмотрите ситуацию от начала до конца. Используйте столько времени, сколько вам нужно. Мы подождем. Можете закрыть глаза, если вам так удобнее. (В то время, пока она переживает ситуацию, ведущий касается запястья ее левой руки). Ощутите, что было самым неприятным в этой ситуации? (Пауза). Все, ваш экскурс в воспоминание закончился. (Ведущий отпускает руку Ирины).

Вы все могли видеть как изменилась внешность Ирины в момент переживания. Уголки губ опустились вниз и стали слегка подрагивать, обозначились морщины на лбу, кожа лица побледнела. Поза стала напряженной, тело вытянулось и чуть отклонилось назад. Ирина, сделайте шаг в сторону. Теперь я хочу, чтобы вы нашли тот ресурс, который помог бы вам в этой ситуации быть более эффективной. Ресурс - это не что-то внешнее, а какие-либо ваши внутренние качества, способности, состояния. Например, это может быть большая уверенность, выдержка, хладнокровие или теплота, забота, любовь. С тех пор прошло уже некоторое время.

Ирина: Несколько лет.

Ведущий: Прошло несколько лет. Вы стали взрослее, приобрели новый опыт, многому научились. У вас появились новые ресурсы. Выбирайте то, что вам поможет изменить негативное событие, так как хочется. Не называйте нам свой выбор. Просто подумайте о нем. Посмотрите, как вы выглядите, обладая этим ресурсом, как звучит ваш голос? Как вы ощущаете себя, имея нужный ресурс? (В то время пока она думает о ресурсе, ведущий касается запястья ее правой руки). Что добавил в ваше самоощущение новый ресурс? (Пауза). Несомненно, Ирина, испытала сильное позитивное переживание. (Ведущий отпускает руку Ирины). Наблюдающие могли заметить, как переживание ресурсного состояния отразилось на ее внешности. Появилась легкая улыбка, порозовели щеки, корпус наклонился слегка вперед и еще целый ряд других изменений. Как вы себя чувствуете, Ирина?

Ирина: Очень хорошо.

Ведущий: Теперь, обладая необходимым ресурсом, вернитесь снова в неприятную ситуацию. (Ведущий касается запястья ее левой руки). Вы все видите, как начинают подрагивать уголки ее губ, появляются морщины на лбу, она отклоняется назад. (Ведущий касается запястья ее правой руки. Он держит Ирину одновременно за левую и за правую руки). А теперь легко можно заметить, как морщины на лбу то появляются, то исчезают, она слегка раскачивается, наклоняясь то вперед, то назад. Обратите внимание: одна щека чуть бледнее, чем другая. Улыбка то появляется, то исчезает. Все это внешние проявления некоторого внутреннего процесса. Суть этого процесса в том, что негативное и ресурсное состояния «включились» одновременно, происходит их активное объединение. Теперь, Ирина, вспоминая неприятную ситуацию, имеет возможность реагировать по-разному. У нее появился выбор - огорчаться или улыбаться, вспоминая об этом событии. Причем ей доступен весь диапазон способов реагирования от интенсивных негативных переживаний до позитивного отношения к произошедшему. Мы не стерли ее прежнюю реакцию, а лишь добавили новые выборы. И это очень важно. В жизни может возникнуть такая ситуация, где наиболее адекватным будет поведение, связанное с неприятными переживаниями. Кто знает. Наличие выбора всегда лучше, чем его отсутствие. (Ведущий отпускает руки Ирины). Ирина, я хочу, чтобы вы еще раз вернулись к своей неприятной ситуации и пережили ее от начала до конца. (Ведущий касается левого запястья, «включая» негативный «якорь»). Ощутите, хватает ли вам нового ресурса, довольны ли вы теперь? Это проверка проделанной работы. Если ресурса недостаточно, можно найти еще одно ресурсное состояние и включить его в контекст переживания негативной ситуации. Делается это тем же способом, что и с первым ресурсом.

Ирина: Я довольна своим состоянием.

Ведущий: Хорошо. Теперь еще один шаг. Это можно назвать присоединением к будущему. Вы, Ирина, время от времени вспоминаете неприятную ситуацию. Какие-то стимулы запускают данное воспоминание. Что вы видите, слышите или чувствуете? Что напоминает вам о неприятной ситуации?

Ирина: Определенное расположение предметов, их цвет. И еще такой короткий хлопающий звук.

Ведущий: Представьте ближайшую по времени ситуацию из будущего, когда вы можете увидеть и услышать снова эти стимулы.

Ирина: Да, такое возможно.

Ведущий: Теперь, когда вы видите определенное расположение предметов, их цвет и слышите короткий звук, я хочу чтобы вы помнили о своем новом ресурсе. (В то время, пока Ирина думает о будущем, ведущий касается ее правого запястья.

«Включает» позитивное ресурсное состояние).

Ирина, представьте себе следующую по времени ситуацию, где вам может понадобиться ресурс. (Пауза). И еще одну. (Пауза). А теперь быстро мысленно «пробегитесь» по всем возможным ситуациям в будущем, когда вам может понадобиться этот ресурс. Не стремитесь конкретизировать эти ситуации. Просто как бы пробегитесь по времени своей жизни в будущее. Вы делаете это, обладая необходимым ресурсом. (Пауза. Ведущий отпускает руку Ирины). Все. Спасибо, Ирина, за демонстрацию.

 

Приведенный фрагмент семинара хорошо иллюстрирует, каким способом человек может получить доступ к ресурсному состоянию. И как можно включить ресурс в контекст поведения нуждающегося, с точки зрения человека, в данном ресурсе.

Люди способны испытывать огромное количество различных психических состояний. Возникают эти состояния не одновременно, а последовательно. Развившееся состояние захватывает человека целиком, подавляя все остальные возможные конкурирующие переживания. Например, если вы испытываете радость, то в это время быть грустным вам вряд ли удастся. Каждое состояние вызывает определенный набор внешних и внутренних стимулов.

Павлов еще в начале нашего века экспериментально показал, что можно произвольно создавать стимулы, в ответ на которые возникают соответствующие реакции. Каждый, наверное, помнит его классические эксперименты с собаками, когда в ответ на загорание лампочки у собаки начинал выделяться желудочный сок. Все это было названо условным рефлексом.

Именно механизм условного рефлекса лежит в основе описанной выше процедуры изменения. Ведущий просит Ирину вспомнить беспокоящую ее неприятную ситуацию.

Как только она получает доступ к этому воспоминанию, что проявляется в ее реакциях, он касается какой-либо части ее тела. В нашем примере ведущий брал Ирину за запястье левой руки. По окончании воспоминания и соответствующего переживания, что так же можно увидеть по изменению внешних реакций человека, он отпускает руку Ирины.

Теперь прикосновение к запястью левой руки Ирины по механизму условного рефлекса будет приводить к возникновению всего комплекса физиологических и психологических процессов, соответствующих воспоминанию негативной ситуации. Мы получаем как бы «якорь», который позволяет вызывать и удерживать определенное психическое состояние. Как якорь у парохода выполняет функцию удержания его на месте, так и наше прикосновение - «якорь» выполняет ту же функцию по отношению к состоянию человека.

Далее ведущий просит Ирину сделать шаг в сторону, как само место так же может выполнять роль «якоря» удерживающего соответствующее состояние. Кстати, каждый из нас мог заметить такую интересную особенность. Выходя на кухню, человек начинает испытывать желание чего-нибудь съесть. Кухня - это то место в доме которое выполняет роль «якоря» на еду. Женщины значительно чаще мужчин жалуются на избыточный вес. Они все время озабочены тем, как бы поменьше есть, особенно того, что полнит. У мужчин подобных проблем почти нет. А разве полных мужчин меньше чем женщин? Просто женщины, в силу традиции, значительно больше времени проводят на кухне. Находясь там, они постоянно борются с желанием чего-нибудь съесть. Таким образом, и возникает проблема переедания.

Вернемся вновь к семинару, к анализу его фрагмента. На новом месте ведущий просит Ирину найти тот внутренний ресурс, который помог бы ей справиться с неприятной ситуацией, быть в ней на «высоте». Как только Ирина находит ресурс, что можно увидеть по изменению ее внешнего вида, ведущий касается запястья правой руки. И держит ее, пока она переживает свое ресурсное состояние. Когда переживание закончилось, ведущий отпускает Иринину руку. Теперь есть еще один «якорь», вызывающий ресурсное состояние.

«Якоря» на негативное и позитивное состояния ставятся путем прикосновения к различным участкам тела. В нашем примере негативный «якорь» на левом запястье, а позитивный - на правом. Обычно негативный и ресурсный позитивный «якоря» ставятся на разных половинах тела человека. Но это не обязательное условие. Можно порекомендовать еще следующее: по мере того, как усиливается эмоциональное переживание ситуации человеком, вы можете усилить давление на тот участок тела, которого касаетесь в момент постановки «якоря». Такой способ якорения позволит регулировать силу эмоционального переживания человека, когда вы будете произвольно вызывать это состояние с помощью «якоря».

Возникновение и окончание переживания как негативной, так и позитивной ситуаций, можно наблюдать по изменению внешних реакций человека. Обычно меняется ритм дыхания, цвет кожи лица, конфигурация рта, появляются морщины. Обратите внимание на изменение позы, наклона головы. Внешних проявлений психического состояния всегда очень много.

Любое переживание обнаруживается целым букетом внешних реакций. Сколько из них вы заметите, наблюдая за человеком, зависит исключительно от вашей способности к различению.

Достаточно небольшой тренировки и вы научитесь отличать очень тонкие изменения во внешних проявлениях человека. Но если вы сомневаетесь в своих наблюдениях, то можно просто спросить человека, когда у него началось и когда закончилось переживание значимой ситуации. В зависимости от его ответа поставить «якорь».

Важно видеть реакции человека. Это позволит вам качественно выполнить работу по якорению психического состояния. Ведь, если вы поставите «якорь» чуть раньше, чем началась реакция у человека, то прихватите какие-то внутренние процессы. Если чуть позже чем началась реакция, то часть переживания не будет включена в процедуру изменения.

Вернемся вновь к приведенному фрагменту семинара, Оставляя Ирину на новом месте, ведущий просит ее вновь вспомнить неприятную ситуацию. Одновременно с просьбой он касается левого запястья руки и «включает» негативный якорь. Как только ведущий замечает по внешним проявлениям, что у Ирины началось соответствующее переживание, он касается правого запястья руки, «включается» позитивный ресурсный якорь. В результате Ирина одновременно получает доступ к двум своим состояниям. Причем одно состояние является ресурсом, позволяющим эффективно справляться с негативными последствиями другого. Происходит объединение двух процессов всегда существовавших раздельно. Интересно, что объединение происходит не только на уровне психологическом, но и физиологическом. Последнее можно наблюдать по внешним реакциям Ирины: изменению мимики лица, дыхания, позы и т. д. Между двумя состояниями возникает условно-рефлекторная связь. Далее осуществляется проверка эффективности изменения. Ведущий просит Ирину еще раз вернуться в неприятную ситуацию, при этом он касается левого запястья руки, «включая» негативный якорь. Наблюдая за внешностью Ирины, можно увидеть своеобразную «смесь» реакций сразу двух состояний. Это говорит о том, что объединение действительно произошло. Ирина, переживая событие, определяет для себя, хватает ли ей данного ресурса.

Дело в том, что якорь можно, как образно говорится, «накачать». Для этого человек находит в своем субъективном опыте еще одно ресурсное состояние. С помощью уже описанной процедуры это состояние объединяется с негативным состоянием. В результате человек имеет уже два ресурса, сталкиваясь с беспокоящим его событием. Если этого недостаточно, то мощно найти третий ресурс. Все это делается до тех пор, пока сила общего позитивного ресурса не станет адекватна силе тревожащего человека состояния.

Применяя данную процедуру важно помнить следующее. Если позитивное состояние по своей силе значительно превосходит негативное, то последнее в результате их объединения будет существенно подавлено. Доступ человека к поведению, связанному с беспокоящими переживаниями, становится значительно затруднен. Но любое поведение, каким бы деструктивным оно не казалось на первый взгляд, имеет определенный смысл для личности. В какой-то ситуации данный способ реагирования может оказаться единственно адекватным.

Например, можно устранить чрезмерный страх человека перед прогулкой по вечерним улицам города. Однако, полное нивелирование чувства опасности в ночном городе нецелесообразно. Имеет смысл испытать беспокойство и пройти мимо темного переулка, хотя так и ближе к дому. Иначе экономя минуты, можно потерять значительно больше. Человек, имеющий выбор, найдет в конкретной ситуации наилучший вариант поведения. Человек не имеющий выбора будет действовать стереотипно, как робот, воспроизводя единственный способ реагирования, которым он владеет.

Убедившись, что Ирине ресурса достаточно, ведущий приступает к завершающему шагу процедуры. Как уже отмечалось, проблема человека не в том, что он, например, не может быть смелым и решительным в какой-то ситуации. Проблема в том, что он таковым в этой ситуации не является. Человек, допустим, бывает смелым и решительным в своей профессиональной деятельности, защищая интересы близких и друзей. У него есть необходимый ресурс, нужные качества. Задача изменения состоит в том, чтобы сделать этот ресурс доступным в какой-то вполне конкретной ситуации. Ну, например, в общении с лицами противоположного пола. Проблемное поведение запускается обычно некоторым набором стимулов, реже одним стимулом. Однажды, на консультацию пришла семья с мальчиком пяти лет. Родители жаловались на возникающие у сына время от времени «периоды буйства», как они выражались. Вдруг ни с того ни с сего тихо игравший ребенок начинал бегать по квартире как «заведенный». Во время консультации сын сидел спокойно, рассматривал картинки деткой книжки. Неожиданно, он вскочил, бросил книжку и начал прыгать на месте. Комната была у нас небольшая и особенно бегать было негде. Родители с беспокойством и некоторым удовлетворением указали мне на его поведение. Вот, мол, смотрите, как оно бывает.

Поведение мальчика, действительно, выглядело оригинальным. Я стал наблюдать за ребенком и родителями, дожидаясь следующего всплеска его активности.

Вскоре все повторилось. Возбуждение мальчика начиналось после того как отец во время разговора непроизвольно щелкал пальцами. Это одна из его привычек. Через некоторое время, после того как мальчик успокоился, я попросил папу щелкнуть пальцами. Реакция сына повторилась. Для большей убедительности родители еще все это проделали.

Чем можно помочь в данной ситуации стало понятно без особых объяснений. Этот пример показывает, что часто бывает значительно проще найти и исключить воздействие стимула, вызывающего беспокоящее поведение, чем изменить само поведение.

Интересно было узнать, в чем причина подобной реакции мальчика на щелчок пальцами. Папа выдвинул достаточно убедительное объяснение. Летом, во время отдыха на даче, они с сыном смотрели по телевизору легкоатлетические соревнования. После чего решили заняться спортом. Поскольку прыгать с шестом было затруднительно, да и не безопасно они занялись бегом на короткие дистанции. Стартовый же пистолет заменяли папины щелчки пальцами. После отпуска через короткое время папа заболел и почти месяц пролежал в больнице. Теплое лето кончилось, началась осень. Сын тосковал и о папе, и о веселых играх на даче. А вскоре, после того как отец вышел из больницы, проявилось странное поведение мальчика. Вероятно, эмоциональные переживания сына, его воспоминания о веселой игре постоянно поддерживали в рабочем состоянии и «накачивали» якорь - щелчок пальцами.

Существует множество подобных якорей в нашей жизни. Как часто вдруг меняется настроение, а чем это вызвано остается загадкой. Если быть внимательными, то можно обнаружить какой-нибудь повторяющийся стимул - хорошо «накачанный» якорь. Он то и манипулирует нашим настроением.

Завершающий шаг процедуры как раз и состоит в обнаружении тех стимулов, которые вызывают весь комплекс негативных переживаний в ситуации. С полным правом этот последний штрих в изменении человека можно назвать присоединением к будущему. Речь идет о присоединении ресурсного состояния к беспокоящей Ирину ситуации в случае ее возникновения в будущем.

Неприятное воспоминание содержит в себе определенный набор стимулов. Сталкиваясь с ними в своей повседневной жизни, Ирина получает доступ к соответствующим негативным состояниям. Данные стимулы фактически являются якорными, условно-рефлекторными раздражителями, вызывающими нежелательные переживания. Задача состоит в том, чтобы на все эти негативные стимулы - якоря буквально «повесить» ресурсные якоря.

Например, у Ирины воспоминание неприятной ситуации вызывает определенное расположение предметов, их цвет и «короткий, хлопающий звук». Все перечисленное «загоняет» ее в состояние, где она ощущает себя дискомфортно.

Ведущий просит Ирину представить ситуацию из ближайшего будущего, когда она вновь может столкнуться с подобными стимулами. И как только Ирина находит соответствующее событие и начинает его переживать, он касается ресурсного якоря, т. е. правого запястья руки. В этот момент раздражители, вызывающие негативное состояние, объединяются с определенным внутренним ресурсным процессом. И теперь эти же стимулы становятся якорями позитивного, ресурсного состояния. То, что раньше вызывало деструктивную реакцию начинает одновременно вызывать к жизни некоторые конструктивные психические процессы, которые позволяют человеку стать эффективным в сложной для него ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...