Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический стресс. Заключение. 5. Результативность стратегий преодоления надо рас­ сматривать на разных уровнях




Психологический стресс



Заключение


 


положительному, ни к отрицательному результату. Для более точного понимания эффективности стратегии преодоления надо управлять или степенью стрессогенности стимула, или видом использованного преодоления, или же изучать условия, когда эта стратегия становится эффективной.

5. Результативность стратегий преодоления надо рас­
сматривать на разных уровнях, включая физиологический,
психологический, социальный и поведенческий. Стратегии
могут быть полезны на одном уровне и повлечь за собой не­
уместные затраты на других. Разрешение проблем на работе
способом, помогающим карьере, может создать проблемы в
семье или для здоровья. Необходимо найти стратегию, исходя
из принципа: минимум затрат и максимум выгоды, что нелегко
определить для многих ситуаций.

Далее, стратегия может не только влиять на непосред­ственную ситуацию, но также затрагивать окружающую со­циокультурную среду. Стратегии человека или группы могут быть связаны с культурными нормами и/или обычаями или через изменение восприятия и отношения к ним, или через изменение пригодности стратегий для решения данной про­блемы.

6. Влияние тех или иных стратегий на преодоление стресса
должно быть рассмотрено в динамике. Большинство моделей
адаптации построены на принципе гомеостаза — они предпо­
лагают, что преодоление служит для восстановления равнове­
сия. Действительно, многие проблемы незначительны по ин­
тенсивности воздействия, и преодоление выполняет, прежде
всего, гомеостатические функции. Однако преодоление может
также приводить в движение процессы усиления функцио­
нальных реакций, которые в конечном счете могут привести
к непредвиденным результатам. С одной стороны, легко ис­
пользовать стратегию, целесообразную в данных обстоятель­
ствах, но это может иметь неблагоприятные долгосрочные
последствия. Наоборот, способность переносить, выдерживать
актуальный стресс в конечном счете может быть выгодна.
Например, подготовка к экзамену достаточно стрессогенна.
Уменьшение этого стресса путем «избегания» (просмотра
фильмов, видеоигр и др. ) временно облегчает жизнь, но имеет
отрицательные последствия в будущем, когда недостаточная


I


подготовленность влияет на результат экзамена. В то же время преодоление стресса путем усиленной подготовки уменьшает вероятность последующего стресса на экзамене.

Дифференциация между непосредственным и долго­срочным результатами особенно важна для травматических стрессоров. Известно, что травма со временем может при­вести к глобальному изменению личностной идентичности и действие травматического стресса лучше всего описывается теорией хаоса, когда изначально небольшие различия в спосо­бах преодоления со временем приводят к совершенно разным результатам.

7. Изучение только отрицательных последствий стресса дает однобокую картину преодоления. Общепринятая точка зрения и научные факты показали, что психологический стресс может иметь положительные последствия — повы­шение физической выносливости, рост мастерства и чувства собственного достоинства, расширение жизненных перспек­тив или увеличение набора стратегий преодоления для исполь­зования в будущих стрессовых ситуациях. Действительно, это имеет эволюционный смысл, когда жизнестойкие организмы извлекают выгоду из бедственной ситуации способами, об­легчающими будущую адаптацию. Однако нужен некоторый минимальный уровень ресурсов, чтобы предотвратить появ­ление дезадаптации, и иногда неблагоприятное воздействие или простая неудача могут свести на нет любые выгоды. В литературе нередко высказывается мысль о том, что надо счи­тать преодоление не просто расходованием сил, но и стимулом для развития.

Дальнейшие исследования развития способностей преодо­ления стресса на жизненном пути будут иметь большое значе­ние для решения этой перспективной проблемы. В настоящей работе обозначен ряд положений, имеющих значение при рассмотрении этого вопроса. В современных исследованиях этой проблемы у детей и подростков получены некоторые ре­зультаты о связанных с возрастом изменениях в способах пре­одоления стресса. Однако практически отсутствуют данные по развитию способностей и стилей преодоления стресса на этапах жизненного и профессионального пути. Можно пред­положить, что использование теории когнитивно-социального


\


 

490.

Психологический стресс

обучения позволит интегрировать многие факторы развития, которые влияют на процесс обучения преодолению стресса, и, в частности, понять некоторые вопросы его развития.

Необходимо, чтобы будущие исследования развития пре­одоления стресса помогли определить, как изменяются страте­гии преодоления в процессе развития человека. Исследования двух конкретных типов преодоления стресса — решение соци­альных проблем и отвлечение внимания — показали, что раз­витие этих стратегий связано с особенностями когнитивного развития. Следует расширить изучение того, как когнитивные и другие аспекты развития связаны со стратегиями преодоле­ния стресса, сфокусированными на проблеме и на эмоциях, а также со стратегиями преобразования ситуации и снижения напряжения.

Следует изучить процессы обучения преодоления стресса. С точки зрения теории когнитивно-социального обучения од­ним из условий, имеющих важное значение, является специ­фичность разных моделей развития способностей преодоления стресса в зависимости от возраста, социального окружения и других факторов. На протяжении детства и юношества важную роль при обучении различным моделям преодоления играют родители и старшие члены семьи, а в более старшем возрасте все большее влияние оказывают сверстники, сослуживцы. Знания особенностей развития способностей преодоления стресса в разном возрасте, на различных этапах жизненного пути будут способствовать выявлению неадаптивных способ­ностей преодоления, коррекции процесса освоения конкрет­ных стратегий поведения и разработке программ обучения адаптивным стратегиям преодоления стресса.

Будущие исследования надо направить на изучение пре­емственности навыков и способностей преодоления стресса в процессе их развития. Исследования свидетельствуют о том, что ряд сформированных способностей и навыков поведения по преодолению стресса на ранних стадиях развития связан с аналогичными стратегиями и на более поздних стадиях. Не­обходимы лонгитюдные исследования этих процессов, их за­кономерностей, начиная от детского и юношеского возраста, до более поздних периодов развития человека.

Исследования проблемы преодоления психологического


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...