Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Психологический стресс. даментальных и аналитических работ по этому вопросу. К ним в первую очередь следует отнести исследования П.К. Анохина




Заключение

Психологический стресс как самостоятельная научная пробле­ма стал предметом специальных исследований относительно недавно — всего три-четыре десятилетия тому назад. Ее за­рождению мы обязаны работам в области биологического и физиологического стресса, физиологии и психологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям, развития пси­хосоматических заболеваний и в ряде других направлений. Пси­хологические вопросы стресса наиболее продуктивно разраба­тывались в экстремальной медицине, психологии и физиологии спорта и труда в связи с проблемой эмоционального стресса, нервно-психического напряжения, различных психических состояний (утомление, монотония, десинхроноз и др. ).

В последние годы интерес к этой области научных и прак­тических знаний увеличивается не только в связи с достижени­ями психологической и других наук в смежных областях, но и с ростом драматических явлений и событий нашей жизни из-за нарастающих воздействий экстремальных факторов экологи­ческого, техногенного, социального, политического и другого характера, вызывающих изменения в психическом статусе, развитие неблагоприятных психических состояний и заболе­ваний психогенной природы. Эти воздействия и психические реакции на них влияют на состояние личностной сферы и межличностные отношения, отражаются на работоспособно­сти, профессиональной эффективности и безопасности труда, состоянии здоровья и долголетия.

Несмотря на столь важное научное и практическое значение психологического стресса, в нашей стране за последние три деся­тилетия опубликовано относительно небольшое количество фун-


даментальных и аналитических работ по этому вопросу. К ним в первую очередь следует отнести исследования П. К. Анохина, А. В. Вальдмана, Л. Г. Дикой, Г. Н. Кассиля, Л. А. Китаева-Смыка, А. Б. Леоновой, В. Л. Марищука, В. И. Медведева, Н. И. Наенко, Т. А. Немчина, П. В. Симонова, Н. Н. Суворовой, К. В. Судакова и некоторых других.

Существенно больше исследований и публикаций по про­блеме психологического стресса проведено и опубликовано за рубежом — затруднительно даже перечислить основных исследователей в этой области, в этом издании упоминаются основные работы многих зарубежных авторов.

Зарождение и исследование основных направлений и ре­зультатов изучения, развития и преодоления психологического стресса имеют относительно короткую историю.

На этом пути были созданы и обоснованы различные теории и модели биологического, физиологического, психо­логического, социального стресса, что позволило значительно расширить сферу знаний об этой форме активности систем ор­ганизма и личностных свойств человека. Основу исследований в этой области заложили работы В. Кеннона о гомеостазисе и Г. Селье о стрессе как общем адаптационном синдроме.

Сравнительный анализ теорий и моделей стресса, про­веденный нами, а также другими авторами (А. В. Вальдман, Н. И. Наенко, К. Юнг, P. L. Rice, U. Lundberg, С. Aldwin и др. ), свидетельствует об определенной этапности развития учения о стрессе, преемственности научных позиций и в то же время о различиях во взглядах на доминирующие причи­ны, механизмы регуляции и особенности его проявления. Не противопоставляя современную концепцию психологического стресса другим направлениям развития теории стресса, не­обходимо все же отметить, что она носит наиболее глубокий и универсальный характер. Такое положение обусловливает­ся, во-первых, серьезным научным вниманием к проблеме, обширным количеством теоретико-экспериментальных ис­следований и реализацией в них идей и взглядов на закономер­ности психического отражения явлений действительности, механизмы регуляции различных форм активности человека, личностную детерминацию психических состояний и пове­дения, когнитивные закономерности формирования знаний,



Психологический стресс


Заключение


477


 


психических образов, оценочных суждений и т. д. Во-вторых, теория психологического стресса, несмотря на необходимость ее дальнейшего развития и уточнения ряда положений, уже сейчас отражает и объясняет многие особенности возникнове­ния этого психического состояния в экстремальных условиях, значение индивидуальных особенностей личности в этом про­цессе, взаимосвязь стресса и различных нарушений здоровья и работоспособности и многие другие вопросы.

Своеобразие состояния учения о психологическом стрессе, особенностях его зарождения, развития и проявления влияют на содержание его понятия и определение сущности этого яв­ления. R. S. Lazarus и R. Launier определили психологический стресс как реакцию на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Они отметили, что это состояние следует рассматривать как продукт наших когни­тивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знаний собственных возможностей (ресурсов), степени обученное™ способам управления и стратегиям поведения в экстремаль­ных условиях. Позже эту же мысль R. S. Lazarus и S. Folkman представили в несколько другом ракурсе: стресс — это опре­деленная взаимосвязь между человеком и средой, которая оценивается как чрезмерное требование или превышение его ресурсов и создание угрозы его благополучию.

Обобщая определения и представления зарубежных пси­хологов, таких как R. S. Lazarus, J. McGrath, M. Frankenhayser, U. Lundberg и ряда других, о сущности психологического стресса, можно сказать, что ими это состояние рассматрива­ется как явление, в котором требования ситуационного воз­действия оцениваются личностью относительно ее ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований. Когнитив­ная оценка такого баланса является основным регулирующим фактором реакции на стрессоры, что отражается в активности определенных биологических и психологических систем и функций. Эта когнитивная оценка определяет межиндиви­дуальные различия в реакции на определенную стрессовую ситуацию. Индивидуальные способности, личностные харак­теристики, предшествующий опыт и генетическая предрас­положенность определяют степень восприимчивости к стрессу и возможности по его преодолению.


В ряду иных концепций стресса необходимо выделить теорию о когнитивной системе стресса. Ее разработали R. S. Lazarus, его сотрудники и последователи (A. Bandura, A. Baum, J. Coyne, S. Folkman, M. Frankenhayser, E. Hubbard, G. R. Hockey, S. Hobfoll, C. G. Jung, M. Kofta, R. Launier, L. Levi, U. Lundberg, J. McGrath, E. Opton, E. M. Rosenstock и др. ). По­ложения этой теории легли в основу концепции о психологи­ческом стрессе.

Как известно, основным критерием для выделения какой-либо системы из окружающего мира является ее рассмотрение со стороны целевого назначения. В этой связи важно правиль­но определить системные основания, то есть уровни, которые лежат в основе функционирования системы. Отнесение тех или иных психических явлений к системным образованиям определяет необходимость установления их компонентного состава, взаимосвязи и иерархии этих компонентов.

С этих позиций материалы изучения механизмов развития психологического стресса позволяют рассматривать процессы когнитивной регуляции этого состояния как системную ка­тегорию. Системообразующий фактор такого процесса — со­отношение субъективных оценок степени экстремальности ситуации и способности ее преодоления, купирования, кото­рые отражаются в чувстве тревоги, напряженности, страха и т. п. Как отмечает R. S. Lazarus, оценка является когнитивным медиатором реакции на стресс, опосредуя требования среды и иерархию целей индивида. Формирование представлений о реальной или потенциальной угрозе, ущербе, потере, слож­ности ситуации вызывают когнитивные процессы, которые обеспечивают интеграцию и интерпретацию информации о субъективно значимых событиях. Эти преобразования инфор­мации на основе функционального взаимодействия различных психических процессов сопровождаются избирательным отношением к ней, приданием информации определенных значений, построением на ее основе психических образов си­туаций, восполнением информационных «пробелов» в памяти, снижением ее неопределенности и т. д.

Характер оценочных суждений о требованиях ситуаци­онных воздействий и ресурсах личности, необходимых для удовлетворения этих требований, обусловливается такими


4Z8_


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...