Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкально-педагогического общения




На фоне существенных изменений в сфере профессионального образования, активного поиска более эффективных путей и подходов к решению вопросов, связанных с подготовкой специалистов в области человеко-ориентированных профессий, ярко высвечивается консервативность музыкально-исполнительской педагогики, проявляющаяся в приоритете узкопрофессиональных задач обучения игре на музыкальном инструменте, в опоре на авторитарные, репродуктивные методы. Одним из важных направлений решения названных проблем является внедрение современных технологий обучения, нацеленных на повышение уровня психолого-педагогической подготовки, личностно-профессионального роста выпускников средних музыкально-педагогических учебных заведений. В этой связи представляется весьма целесообразной разработка комплексной модели коммуникативного обучения.

В последние годы тема моделирования учебного процесса становится популярной в трудах многих отечественных авторов. Наиболее подробный анализ дидактических моделей, закономерностей их построения содержится в работах С. И. Архангельского, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, И. Я. Лернера, А. И. Севрука, диссертационных исследованиях А. В. Томильцева, Ж. Н. Шепелевой. Рассматривая процесс обучения как сложную динамическую систему, имеющую множество компонентов, ученые сталкиваются с вопросом ее упрощения, необходимого для концентрации внимания на основных, существенных для изучаемого явления моментах. Одним из способов такого упрощения и служит метод моделирования. Исследователи отмечают, что этот метод позволяет решать задачи исключительной сложности, подчас является единственным практически доступным методом исследования сложной системы, особенно на стадии ее проектирования или модернизации [213].

Существует множество определений понятия «модель». Можно согласиться с толкованием А. И. Севрука, который понимает модель как систему, представляющую собой подобие или образ системы-оригинала [213, 33]. В обучении модель должна отвечать требованиям четкой структуры и логически удобной формы представляемого объекта, фиксации узловых моментов, пригодности к широкому спектру задач и оказания психологической поддержки.

Модель, являясь упрощенным описанием действительности, позволяющим абстрагироваться от несущественных сторон моделируемого явления, тем самым выступает как средство обобщения, ступень постижения закономерностей, помогая выделить то общее, что получает более конкретную характеристику и обоснование в педагогической теории. Помимо представления о модели как способа изучения каких-либо процессов, модель выступает как средство наглядности и как элемент дидактической системы учителя. Моделирование представляет возможным предположить результат обучения, исходя из начального состояния объекта и тех психолого-педагогических закономерностей, которые лежат в основе педагогической деятельности. Это свойство особенно важно при моделировании педагогических процессов, поскольку именно педагогическое действие и его результаты чаще всего разведены во времени и в пространстве

Опираясь на теоретические исследования в области педагогического моделирования необходимо подчеркнуть, что этот метод становится одним из ведущих при совершенствовании организации учебного процесса, используется как важнейшее условие целостной репрезентации всей системы научного обоснования происходящих процессов, способа реализации связи науки и практики

При разработке модели процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения мы исходили из того, что обучение технике общения характеризуется двуплановостью, обусловленной параллельным освоением предметных коммуникативных умений и развитием личностных компонентов, опосредующих и динамизирующих внешние поведенческие проявления.

Разрабатывая модель обучения, мы опирались на концептуальные положения личностно-деятельностного подхода, личностная компонента которого означает, что обучение «преломляется» через личность студента, его мотивы, интересы, ценностные ориентации. Личностный подход, основанный, по утверждению Г. К. Селевко, на гуманистических идеях деятельной любви к учащимся, веры в их творческие силы, духовной близости воспитателя и воспитуемых, предполагает высокий уровень межличностных отношений учителя и учащихся [216, 74].

Акцент на деятельностный аспект означает, что процесс научения коммуникативным умениям техники общения организуется как учебная деятельность субъекта, и, что объектом обучения, точнее овладения, является сама деятельность, в нашем случае - коммуникативная, в которой смоделированы предмет и отношения будущей профессиональной деятельности. Предметно-деятельностная составляющая в нашем исследовании конкретизируется контекстным, интерактивным, средовым подходами, обеспечивающими отбор содержания и методов на каждом конкретном этапе обучения. Личностно-деятельностный подход в коммуникативном обучении противостоит формам догматической репродуктивной передачи готовой информации, монологичному и обезличенному художественно-педагогическому общению.

Исходя из устоявшегося в методологии педагогических исследований представления о структуре моделируемого объекта, модель процесса обучения технике музыкально-педагогического общения включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, факторный, результативный. Модель процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения изображена на рис. 3.

Рис. 3. Модель процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения

Целевой блок

Важнейшей операцией в моделировании является определение стратегической цели обучения, оптимальная постановка которой обеспечивает адекватный подбор принципов, определяющих, в свою очередь, соответствующую им разработку содержания и технологии обучения. Цель – одна из центральных, стержневых педагогических категорий. Подобно закону, она определяет способ и характер действия, выступает системообразующим фактором, интегрантом различных элементов в определенную систему. Цель в значительной степени детерминирует общий результат, эффективность действий.

Целевой блок нашей модели, отражая двуплановость обучения технике общения, включает следующие цели:

1. развитие предметных коммуникативных умений;

2. развитие личностных компонентов техники музыкально-педагогического общения.

Целевые ориентиры конкретизируются принципами, которые, как утверждает И. Ф. Исаев, являясь методологическим отражением познанных закономерностей, определяют общую стратегию решения педагогических задач и служат наиболее общим условием повышения эффективности педагогической деятельности в целом [98,133].

В принципиальную основу модели обучения мы включили принципы, соответствующие требованиям гуманизации художественного образования, ориентирующие нас на конкретные действия по отбору содержания и средств конструируемой технологии.

1. Принцип системности отражает совокупность и взаимосвязь ведущих элементов (блоков) модели обучения технике музыкально-педагогического общения: цели, содержание, формы и методы, условия, критерии.

2. П ринцип синхронизации развития операциональных и личностных компонентов техники общения требует так организовывать образовательное пространство, чтобы в любой момент обучаемый осознавал постановку двоякого рода целей, отражающих наращивание поведенческих и личностных новообразований.

3. Принцип художественно-педагогической адекватности направлен на соответствие содержания форм и методов обучения общению характеристикам профессиональной деятельности, и ориентацию на развитие как общепедагогических, так и специальных коммуникативных умений.

4. Принцип синкретизма (от греч. Synkretismes – соединение, объединение) предполагает интеграцию форм, методов и подходов к обучению общению (личностно-деятельностный, контекстный, интерактивный, средовой).

5. Принцип контекстной интерактивности определяет содержание взаимодействия между участниками образовательного процесса, опирающегося на полисубъектность, диалогичность, учет индивидуальных особенностей ученика, специфику профессиональной деятельности.

Содержательный блок модели обучения студентов технике общения представлен аксиологическим, когнитивным, формирующим и практическим аспектами. Аксиологическийаспект связан с освоением специфики полисубъектных отношений в диаде «Я» и «Другой», с переосмыслением роли музыкально-педагогического общения в триаде «Ученик - Музыка - Учитель». Формирование ценностного отношения начинается с признания, что мир полифоничен, что существует множество истин, которые помогают понять себя, согласовать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей.

В когнитивном аспекте внимание акцентируется на овладении студентами системой знаний о сущности музыкально-педагогического общения, о вербальных и невербальных средствах, механизмах профессиональной коммуникации, специальных и общепедагогических коммуникативных умениях в структуре техники общения, о типологии личности, о стратегиях гуманистического взаимодействия, о коммуникативных барьерах и способах их нейтрализации, об этических нормах межличностной коммуникации. Большое содержательное значение имеет информация об особенностях коммуникативных процессов в педагогической деятельности выдающихся педагогов-музыкантов, озвучивание личного коммуникативного опыта педагога и студентов.

Формирующий аспект содержания обучения – это собственно обучение технике музыкально-педагогического общения, то есть процесс формирования профессионально значимых коммуникативных умений и личностных качеств.

Практический аспектсодержательного блока дает возможность перенести в реальную работу с учеником на уроках педагогической практики, отработанные на занятиях спецкурса, апробируемые на сокурсниках приемы и способы взаимодействия. Таким образом, студенту предоставляется возможность проявить импровизационность, креативность, умение отбирать средства и методы музыкально-педагогического общения на основе целесообразности для конкретной ситуации и конкретного ученика.

Следует подчеркнуть, что овладение знаниями и коммуникативными умениями осуществляется параллельно с освоением предметных знаний в области музыковедения, методики индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте, музыкальной психологии. Отсюда следует, что развитие техники музыкально-педагогического общения, наполнение личностных компонентов гуманистическим содержанием, опирается на воспитательный потенциал музыкального искусства, способный формировать духовные интересы и потребности, моральные и волевые качества, идеалы, влиять на сознание и подсознание.

Организационно-деятельностный блок модели определяет и характеризует организационные формы и методы обучения студентов технике общения, отражающие основные виды деятельности, как преподавателя, так и студентов в данном процессе. Основу технологии обучения составляют формы и методы проблемно-развивающего, контекстного, интерактивного, деятельностно-аналитического обучения в их продуктивном сочетании. Среди них: дискуссии, эмоционально-речевой практикум, анализ проблемных ситуаций, развивающая диагностика, ролевые и деловые игры, коммуникативный анализ урока, исполнительско-педагогический анализ музыкальных произведений, конкурсы, уроки с имитацией публичных форм профессиональной деятельности. Использование активных методов обучения требует от педагога переориентации деятельности с учебно-дисциплинарной на личностно-профессиональную модель взаимодействия с учащимися, а, следовательно, более глубокого учета личностных особенностей обучаемых, обеспечения диалогического общения.

Данную модель, в которой учебно-воспитательный процесс комбинируется из элементов различных технологий, можно отнести, согласно классификации Г. К. Селевко, к комплексной политехнологии [216, 18, 21]. Мы полностью согласны с мнением ученых, что синкретичность, политехнологизм в коммуникативном обучении неизбежены в силу многоаспектности профессионального общения, разнообразия факторов, влияющих на его эффективность.

Факторный блок

В процессе работы нами были выделены следующие психолого- педагогические услови я обучения, определяющие содержание факторного блока модели.

1. Актуализация развития техники музыкально-педагогического общения на диагностической основе:

- формирование психолого-педагогических знаний в области профессиональной коммуникации; формирование ценностного отношения к музыкально-педагогическому общению и деятельности;

- определение уровня сформированности ТМПО методами самодиагностики и экспертной диагностики.

2. Активизация развития профессионально-речевых умений студентов – будущих педагогов-музыкантов:

- разработка комплекса творческих заданий и упражнений, направленных на развитие образной речи, ассоциативного мышления, музыкального кругозора, расширение профессионального словаря, совершенствование невербальной музыкально-педагогической коммуникации

3. Осуществление контекстной направленности обучения:

- использование форм и методов активного обучения на основе интеграции средств художественного и педагогического воздействия, профессионально-ориентированного взаимодействия; развитие эмпатийно-рефлексивных и диалоговых умений.

4. Преобразование дидактической среды:

- создание атмосферы психологической комфортности, сотворчества, сопереживания, поддержки и помогающего поведения;

- развитие рефлексии, самооценки результатов учебно-творческой деятельности, развитие внутренней мотивации, потребности в музыкально-педагогическом общении.

Эффективность обучения студентов определялась в соответствии с разработанными критериями и уровнями сформированности ТМПО, которые составили результативный блок нашей модели. Прогнозируемым, ожидаемым результатом было повышение начального уровня коммуникативной техники на основе индивидуальных творческих возможностей личности.

Разработанная нами модель процесса обучения студентов технике музыкально-педагогического общения дает, на наш взгляд, комплексное представление о предмете исследования, позволяет увидеть главные элементы и их структурные связи.

 

Выводы по первой главе

Подводя итог теоретической части нашего исследования, можно констатировать, что экспериментально-поисковое направление педагогической психологии – обучение общению – обогащается новыми концепциями, подходами и методами, способствует интеграции и эффективному взаимодействию теории и практики педагогического общения. Несмотря на динамику исследований в интересующей нас области, до настоящего времени не создана целостная концепция обучения студентов-музыкантов профессиональному общению, учитывающая специфику предмета и особенности деятельности, не выявлен многоаспектный круг психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня техники музыкально-педагогического общения.

В художественно-творческой деятельности, где категория техники не ограничена лишь инструментальной характеристикой, имеет место широкая ее трактовка, согласно которой техника общения понимается как высокий уровень мастерства, искусство общения. Являясь сторонниками широкого смысла техники музыкально-педагогического общения, в содержание последней мы включили художественно-педагогические средства, механизмы и способы общения; комплекс коммуникативных, эмоционально-эстетических свойств и качеств личности, характеризующий ее музыкально-педагогическую направленность и творческое мышление.

Техника музыкально-педагогического общения понимается нами как совокупность профессионально-значимых коммуникативных умений, интегративно отражающих внешние поведенческие и внутренние личностные параметры, обусловленные ценностным отношением к музыкально-педагогическому общению и деятельности. Техника музыкально-педагогического общения образована операциональными (вербальным, невербальным, перцептивным, интерактивным) и личностными (ценностно-мотивационным, интеллектуально-художественным, эмоционально-эстетическим) компонентами, ядром которых выступают профессионально значимые коммуникативные умения.

Системное представление о технике музыкально-педагогического общения позволило разработать критерии, показатели и уровни ее сформированности. Результатом теоретического исследования явилась разработка целостной модели процесса обучения студентов ТМПО, состоящей из следующих блоков:

- целевого, направленного на развитие предметных коммуникативных умений и развитие личностных компонентов ТМПО;

- содержательного, раскрывающего аксиологические, когнитивные, формирующие и практические аспекты обучения коммуникативной технике;

- организационно-дятельностного, включающего комплекс форм и методов, обеспечивающих овладение предметными коммуникативными умениями и развитие личностных компонентов ТМПО;

- факторного, определяющего совокупность оптимальных психолого-педагогических условий обучения;

- результативного, отражающего критерии, показатели и уровни сформированности ТМПО, дающие возможность измерения эффективности обучения.

Моделирование процесса обучения явилось необходимой предпосылкой для организации опытно-экспериментальной работы, изложенной во второй главе исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...