Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии, показатели и уровни эффективности обучения студентов технике музыкально-педагогического общения




Обучение коммуникативному процессу представляет собой совокупность путей и способов достижения творческого педагогического взаимодействия. Верно ли определены эти пути, соответствуют ли они цели – показывает результат, который позволяет судить об эффективности или бесполезности организованного обучения. Эффективность обучения в педагогических исследованиях (от лат. effectinus – дающий определенный результат, действенный, достигающий цели) является синтезирующим показателем учебного процесса, в котором проявляется отношение достигнутого результата (по тем или иным критериям) к максимально достижимому или заранее запланированному. Когда мы говорим об эффективности обучения технике музыкально-педагогического общения, то в первую очередь имеем в виду качество коммуникативной обученности студентов, уровень овладения ими системой знаний и коммуникативных умений, то есть уровень сформированности техники общения, реализуемой в условиях профессиональной деятельности. Мы разделяем позиции исследователей, считающих, что эффективность обучения общению имеет два параметра. Один из них, называемый предметным, выражает изменения в объеме знаний, умении их применять. Второй, так называемый личностный, определяет изменения в облике, мотивировке, стремлениях, заинтересованности и интеллектуальном развитии студентов [81; 50].

Эффективность обучения может быть определена только в том случае, если будут четко выделены критерии, показатели и уровни обученности, как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата.

Как известно, критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, это степень развития того или иного качества, умения [98, 156]. Философская энциклопедия дополняет: в теории познания критерий – это признак и средство проверки истинности или лживости положения [246, 226].

При определении признаков сформированности техники общения в процессе экспериментального обучения мы придерживались общих требований педагогической теории и практики к выделению и обоснованию критериев [28,99]. Эти требования сводятся к следующему:

- критерии раскрываются через совокупность показателей и уровень их проявления, на основании которых можно судить о степени выраженности этих показателей;

- критерии должны отражать динамику педагогической деятельности во времени и пространстве;

- критерии должны объединять внутренние и внешние компоненты исследуемой системы, с их помощью должны устанавливаться связи между всеми ее элементами.

В определении критериев эффективности обучения техники музыкально-педагогического общения мы опирались, с одной стороны, на идеи педагогической аксиологии, раскрытые в работах И. Ф. Исаева, и на междисциплинарный операционный подход, адаптированный для системных педагогических исследований Н. В. Кузьминой, - с другой стороны.

Если аксиологическая характеристика коммуникативной деятельности педагога-музыканта определяет внутренние ориентиры, побуждающие и направляющие поведение личности, то операционный подход рассматривает профессиональную деятельность как процесс решения множества педагогических задач, требующих системы действий и операций [125,23-25]. Согласно подходу Кузьминой Н. В., критерии могут выполнять функции тех умений, которые должны быть «заложены» в специалисте, сформированы у него, и, одновременно идеальных эталонов для оценки эффективности обучения.

Исходя из понимания техники музыкально-педагогического общения как совокупности профессионально значимых коммуникативных умений, эффективность которых обусловлена ценностным отношением к деятельности и общению, мы сформулировали пять критериев, обеспечивающих определение уровня сформированности техники музыкально-педагогического общения: ценностное отношение к музыкально-педагогическому общению и деятельности, степень развития речемыслительной деятельности,проявление умений невербальной музыкально-педагогической коммуникации, уровень сформированности эмпатийно-рефлексивных умений, степень владения технологией диалогового обучения.

Ценностное отношение к музыкально-педагогическому общению и деятельности отражает состояние ценностно-мотивационного компонента техники общения, решительно влияющего на коммуникативное поведение педагога. В качестве последующих четырех критериев выступают профессионально значимые коммуникативные умения, интегрирующие в реальном акте общения операциональные и личностные компоненты.

Первым критерием выступает ценностное отношение к музыкально-педагогическому общению и деятельности. Ценностное отношение – это особое, пристрастное отношение педагога к ценностям гуманистического общения, являющимся устойчивыми регуляторами его жизнедеятельности и поведения.

Данный критерий «озвучивает» внутренний духовный мир педагога-музыканта, содержанием которого являются художественные и педагогические ценности, профессиональные и личностные интересы, репродуцируемые в межличностном музыкально-педагогическом общении. Ценностные ориентиры позволяют осмысливать гуманистические цели и задачи профессиональной коммуникации, решать этико-нравственные проблемы межличностного взаимодействия. Критерий проявляется через такие показатели, как

1. Осознание значимости музыкально-педагогического общения

как художественного и педагогического в их неразрывном единстве.

Этот показатель отражает комплекс интересов, потребностей в области музыкального и педагогического общения

2. Признание ценности субъект-субъектных отношений, когда становится возможным сотрудничество и сотворчество, реализация в полной мере каждого субъекта музыкально-педагогического общения. Данный показатель мы будем оценивать по тому, насколько проявляется демократический стиль общения, установка на диалогичность, личностно-ориентированную коммуникацию.

Показатели данного критерия свидетельствуют о сформированности ценностно-мотивационного компонента техники музыкально-педагогического общения и определяются с помощью анкетирования, индивидуальных бесед, наблюдений, экспертных оценок.

Вторым критерием является степень развития речемыслительной деятельности».

В данном критерии достаточно ярко проявляется взаимозависимость внешних, поведенческих проявлений и внутренних личностных компонентов техники общения. Критерий определяется следующими показателями:

1. Э моционально-речевые умения характеризуются образностью речи, богатством содержания словаря настроений и чувств, способностью к эмоционально-речевому перевоплощению, кругозором в области музыкознания и других видов искусства. Данный показатель диагностируется по оценочным суждениям студентов о музыке, ее эмоционально-образной сфере, по степени проявления эмоционально-речевой экспрессии.

2. Умения исполнительско-педагогического анализа. Показатель диагностируется по глубине характеристики стилевых особенностей композитора, средств музыкальной выразительности, по оценочным суждениям об исполнительских трудностях и способах ихпреодоления.При оценке данного критерия использовались методы самодиагностики и экспертные оценки опытных преподавателей, ведущих педагогическую практику.

Третий критерий формулируется как проявление умений невербальной музыкально-педагогической коммуникации и определяется через такие показатели как:

1. Владение методом показа на инструменте. Данный показатель характеризуется уровнем исполнительских умений, способностью раскрыть художественный образ музыкального произведения исполнительскими средствами; целесообразностью использования различных видов педагогического показа (показ-прослушивание, показ-обсуждение, показ исполнительских приемов и т. д.).

Учитывая, что грамотный профессиональный показ педагога на инструменте является главным способом воспитания слуховой культуры ученика, одним из сильных средств педагогического воздействия, мы подчеркиваем особую важность данного показателя в определении качества техники общения. Уровень музыкально-исполнительского мастерства определялся по итогам академических концертов, экзаменов, а также преподавателями-консультантами, ведущими предмет педагогической практики.

2. Мимико-жестовая выразительность проявляется в умении гармонично использовать кинесические средства коммуникации, наделяющие педагога личностной, персональной запоминаемостью.

Различные по способам проявления показатели третьего критерия свидетельствуют о развитии эмоциональной и мимико-жестовой экспрессии, художественного воображения, педагогического артистизма, а, следовательно, вовлекают в свою орбиту эмоционально- эстетический, интеллектуально-художественный, ценностно-мотивационный компоненты техники музыкально-педагогического общения.

Для измерения сформированности умений невербальной коммуникации, в традиционном понимании (мимика, жестика, пантомимика), использовались метод, экспертной оценки, наблюдения, тестирования.

Четвертый критерий отражает уровень сформированности эмпатийно-рефлексивных умений (степень задействования механизмов музыкально-педагогической перцепции) и характеризуются следующими показателями:

1. Проявление эмпатийности, способности к сопереживанию и проникновению во внутренний мир ученика. По мнению американских психологов Р. и К. Вердербер, эмпатийность определяется по тому, насколько мы способны отстраниться от собственных чувств, мыслей, эмоций и установок, «включиться» в чувства, мысли и эмоции другого и реагировать в соответствии с этим [42, 90]. Как правило, низкий уровень эмпатийности наблюдается у педагогов ориентированных на себя и не способных увидеть мир с точки зрения другого. В условиях педагогического общения эмпатийность может проявляться в заботе, соучастии, поддержке, сострадании своим воспитанникам.

2. Сформированность коммуникативной рефлексии проявляется в умении увидеть себя со стороны, осознать свои психические состояния в процессе общения, и в соответствии с их анализом и оценкой корректировать коммуникативные действия. Степень сформированности рефлексивных умений характеризует уровень самосознания педагога, включающий комплекс музыкально-педагогических диагностических действий, направленных как на педагогический самоанализ, так и на проблемы верного определения качеств одаренности ученика, его реальных учебных возможностей. Проявление эмпатийно-рефлексивных умений измеряется на основании индивидуальных бесед, наблюдения, экспертной оценки.

Пятый критерий определяет степень владения технологией диалогового обучения.

В личностно-ориентированном обучении музыкально-педагогический диалог понимается не как разговор двоих или короткие словесные дуэты, а как технология субъект-субъектных отношений, к атрибутам которой относятся: свобода и равноправие собеседников; личностно-профессиональный контакт – не внешний, дипломатический «контакт вежливости», а непосредственный человеческий – душевный и сердечный, формирующий художника-музыканта..

Показателями данного критерия выступают следующие диалоговые умения:

1. Умение создавать творческую атмосферу общения, эмоционально-коммуникативный климат равенства, условиями которого являются доброжелательность, тактичность, уважение, толерантность, саморегуляция. В данном умении представлены все компоненты техники музыкально-педагогического общения: перцептивный и коммуникативный (вербальный и невербальный) аспекты техники общения выступают здесь средствами организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, личностные – ценностно-мотивационный, художественно-интеллектуальный, эмоционально-эстетический компоненты – определяют цели, ведут отбор средств художественно-педагогического воздействия и взаимодействия.

2. Умение слушать ученика формируется и осознается только в процессе педагогической деятельности и является важным показателем профессионализма. В нем суммируются специфические проявления музыкально-педагогической перцепции и интеракции.

Для определения уровня сформированности умений диалогового обучения используются экспертные оценки консультантов по педагогической практике, определяющие качество и результативность взаимодействия студента-практиканта с учеником на открытом или текущих уроках.

Вследствие сложности и многоплановости решаемых коммуникативных задач, а также проявлении индивидуальных особенностей техники общения, различные аспекты художественно-педагогической деятельности могут осуществляться на разных уровнях продуктивности, а, следовательно, характеризоваться различными результатами. Системный анализ ТМПО, принятые нами критерии и показатели позволяют выделить три возможных уровня сформированности техники музыкально-педагогического общения: низкий, средний и высокий. Уровневая характеристика критериев и показателей ТМПО дана в табл. 1.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...