Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверка статистической значимости различий успешности формирования ТМПО в экспериментальных и контрольных группах




Оцениваемый показатель Успешность формирования ТМПО (%) Уровень значимости различий
в экспериментальных группах В контрольных группах
    2,739 1,987 2,658 менее 1%
    2,568 1,987 2,054 от 1% до 5%
    2,416 1,939 1,687 от 1% до 5%
    2,416 1,939 1,687 от 1% до 5%
    1,939 1,855 0,297 более 10%
    2,568 2,118 1,591 более 6%
    2,739 1,939 2,829 менее 1%
    2,416 1,939 1,687 от 1% до 5%
    2,416 1,939 1,687 от 1% до 5%
    2,416 1,987 1,517 более 6%

В приводимой таблице приняты следующие обозначения:

– осознание значимости музыкально-педагогического общения как художественного и педагогического в их неразрывном единстве;

– признание ценности полисубъектных отношений;

– эмоционально-речевые умения;

– умения исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений,

– владение методом показа на инструменте;

– мимико-жестовая выразительность;

– проявление эмпатийности;

– сформированность коммуникативной рефлексии;

– умение создавать творческую атмосферу общения;

– умение слушать ученика;

- табличная величина, соответствующая большей процентной доле;

- табличная величина, соответствующая меньшей процентной доле;

- эмпирическое значение критерия Фишера для оценки различий в двух выборках;

Данные таблицы позволяют говорить о том, что статистически значимые отличия в успешности формирования ТМПО экспериментальных и контрольных групп обнаружены по девяти показателям из десяти. Что касается П5 – «владение методом показа на инструменте», то статистическая значимость различий на 10 % уровне значимости не позволяет судить об эффективности применения предложенной технологии обучения для развития данного показателя. Как уже отмечалось, в условиях непродолжительного (с точки зрения развития исполнительских умений, составляющих основу метода показа) периода обучения ТМПО считаем такой факт закономерным. Объяснение находим в специфике музыкально-инструментального обучения, являющегося сложным и достаточно длительным процессом, где уровень владения музыкальным инструментом обусловлен природными данными, многолетней и систематической работой.

Уровень различий значимости (более 6 %) по формированию мимико-жестовой выразительности (П6) является достаточным и свидетельствует об эффективности реализации технологии обучения студентов профессиональному общению. Вместе с тем, успешность развития данного показателя в контрольных группах (76 %) приводит к выводу о том, что создание эмоционально-эстетических ситуаций на занятиях искусством, общение студентов с музыкальными произведениями, ценностное отношение к ним являются важными и естественными условиями для совершенствования умений выразительного проявления чувств и отношений невербальными средствами.

Высокий уровень различий успешности формирования техники музыкально-педагогического общения (от 1% до 5%) отмечен по такому критерию, как степень развития речемыслительной деятельности. Очевидно, что активизация развития профессионально-речевых умений приводит к более высокому уровню сформированности навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений, эмоционально-речевых умений, характеризующихся образностью и экспрессивностью речи, ассоциативностью мышления, широким художественным кругозором.

Высокий (от 1% до5%) и достаточный (более 6%) уровни значимости различий по показателям пятого критерия (П9 и П10) подтверждают эффективность контекстно-интерактивного этапа технологии, реализуемого в условиях осуществления контекстной направленности и преобразования дидактической среды. Способы диалогового взаимодействия, освоенные в ходе обучения и используемые в реальной работе с учениками во время педагогической практики, значительно расширяют опыт общения студентов, поведенческий арсенал, вырабатывают гибкость и вариативность художественно-педагогического воздействия.

Из таблицы 5 видно, что очень высокий уровень значимости различий (менее 1%) наблюдается по показателям ценностного отношения к музыкально-педагогическому общению и деятельности, уровня сформированности эмпатийно-рефлексивных умений. Результаты анализа двух серий педагогического эксперимента позволили выявить взаимосвязь между качеством формирования аксиосферы студентов и успешностью развития перцептивных умений. Осознание значимости музыкально-педагогического общения как художественного и педагогического в их неразрывном единстве, ориентация взаимодействия на ценности полисубъектных отношений, максимальную индивидуализацию обучения повышают интерес к личности ученика, способствуют расширению диапазона эмоциональных реакций на его учебные достижения, усиливают стремление к адекватной самооценке и оценке педагогических ситуаций. В свою очередь, запущенные механизмы рефлексии и возрастающая эмоциональная отдача поднимают на новый уровень педагогическое мышление, позволяют переосмыслить роль музыкально-педагогического общения в триаде «Ученик – Музыка – Учитель».

На контрольно-обобщающем этапе исследовалась не только групповая динамика уровня сформированности коммуникативных умений, но и влияние обучения на индивидуальные показатели ТМПО каждого студента. Уровневый рост показателей ТМПО студентов первой и второй экспериментальных групп приводится в таблицах 6 и 7.

Сравнение начальной и заключительной диагностики по показателям ТМПО наглядно показывает тенденцию перехода студентов экспериментальной группы от низкого на средний уровень и от среднего на высокий. Анализ таблиц свидетельствует, что положительная индивидуальная уровневая динамика в результате обучения наблюдается у всех обучаемых. Для большинства студентов характерно постепенное уровневое продвижение. Вместе с тем, у отдельных учащихся ряд показателей повторной экспертизы остается на прежнем (низком или среднем) уровне. Такая уровневая «статичность» объясняется проявлениями индивидуального темпа развития

Таблица 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...