Что представляется Вам наиболее ценным и значимым в общении педагога и ученика?
001 – любовь к ученикам; 002 – любовь и интерес к музыке; 003 – возможность передачи профессионального опыта, знаний и умений; 004 – возможность равноправного сотрудничества и сотворчества; 005 – воспитание музыканта-исполнителя; 006 – комплексное формирование личностных и профессиональных качеств; 007 – межличностный контакт на основе доверительных дружеских отношений; 008 – высокий уровень музыкальных, интеллектуальных способностей ученика; 009 – другие варианты ________________________________________
Какой стиль общения преобладает в Вашей работе с учащимися? 010 – авторитарный; 011 – либеральный (попустительский); 012 – демократический. Как часто Вы испытываете ниже перечисленные затруднения в общении с учащимися? (В правой части таблицы, в каждой строке сделайте по одной отметке).
Какие трудности Вы испытываете, принимая участие в публичных мероприятиях (мастер-классы, выступления с методическими докладами и сообщениями и т. д.). 031 – недостаточное владение речевыми умениями; 032 – недостаточное владение профессиональной лексикой; 033 – неумение регулировать свое эмоциональное состояние; 034 – скованность мимики, жеста, пантомимики; 035 – неумение привлечь внимание аудитории и наладить с ней обратную связь;
036 – подбор материала, его структурирование; 037 – чрезмерное волнение; 038 – другие варианты ______________________________________
Как Вы оцениваете свой уровень сформированности профессионально-коммуникативных умений? (В правой части таблицы, в каждой строке сделайте по одной отметке).
Какой стиль общения преобладал в общении Вашего педагога по специальности в музыкальном училище? 066 – авторитарный; 067 – либеральный (попустительский); 068 – демократический. Что помогает Вам в общении с учащимися? 069 – доброжелательность; 070 – стремление помочь; 071 – любовь к ученикам; 072 – чувство юмора; 073 – терпение; 074 – стремление понять внутренний мир ученика, способность к сопереживанию и поддержке; 075 –другие варианты __________________________________ Переживали ли Вы в течение своей педагогической деятельности трудности, барьеры в профессиональном общении? 076 – да. 077 – нет Переживали ли Вы конфликтные ситуации в общении с учащимися? 078 – да. 079 – нет Испытываете ли Вы потребность в повышении психологической подготовки, в частности, по проблемам педагогического общения, взаимопонимания, взаимодействия с учащимися?
080 – да. 081 – нет. 082 – иногда.
Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия более высоких результатов обучения в вашем классе (группах)? 083 – слабый контингент уч-ся; 084 – нежелание уч-ся учиться; 085 – отсутствие творческой атмосферы в учебном заведении; 086 Ваше недостаточное умение преподнести учебный материал, заинтересовать и увлечь уч-ся; 087 – неумение установить контакт с учениками; 088 – недостаточное владение психологией общения; 089 – другие варианты __________________________
Как Вы считаете, необходима ли специальная психологическая подготовка студентов к предстоящей педагогической деятельности в стенах учебного заведения, включающая обучение музыкально-педагогическому общению? 090 – да. 091 – нет. 092 – этому можно научиться в процессе самообучения и самовоспитания. Перед Вами список профессиональных качеств. Пронумеруйте их по степени значимости для педагога-музыканта, присвоив первый номер самому важному качеству.
Ваш возраст 110 – до 30 лет 111 – до 40 лет 112 – до 55 лет 113 – свыше 55 лет.
Образование 114 – среднее профессиональное; 115 – высшее педагогическое; 116 – высшее специальное.
Стаж работы __________________________ Спасибо за ответы Приложение 3 ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Развитие техники музыкально-педагогического общения» Объем 72 часа Занятия групповые Пояснительная записка Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования повышенного уровня предусмотрено совершенствование процесса коммуникативной подготовки студентов-музыкантов, овладение ими теоретическими основами психологии общения, приемами и способами профессионального взаимодействия. Содержание специальных, общепрофессиональных, гуманитарных дисциплин потенциально направлено на развитие коммуникативного потенциала будущего педагога-музыканта. Вместе с тем, полученные в ходе специального исследования данные свидетельствуют о том, что проблема психологической подготовки в музыкальных учебных заведениях не охвачена достойным педагогическим вниманием, что еще не созданы необходимые условия для развития умений профессионального общения, формирования нового уровня педагогического мышления, соответствующего современным принципам личностно-ориентированного образования.
Содержание спецкурса «Развитие техники музыкально-педагогического общения» нацелено на расширение возможностей учебного процесса по развитию профессиональной коммуникации и определяется теми требованиями, которые предъявляет будущим специалистам предстоящая педагогическая, исполнительская и культурно-просветительская деятельность. Задачи спецкурса предусматривают развитие поведенческого багажа, коммуникативных качеств личности, обеспечивающих эффективность художественно-педагогического воздействия, межличностного взаимопонимания и сотворческого взаимодействия. Овладение коммуникативными умениями на занятиях спецкурса осуществляется параллельно с освоением предметных знаний в области методики обучения игре на инструменте, педагогической практики, изучения педагогического репертуара ДМШ. Текущими формами учета знаний и умений являются: выполнение творческих заданий, практических работ, тренингов, участие в интерактивных формах обучения, выступления на семинарах. В целях создания стрессобезопасной обстановки на занятиях спецкурса не предполагается дифференциация оценки знаний и умений. Стимулирующими факторами выступают соревновательные формы, заключения экспертов, поощрительные отзывы ведущего и участников группы, определение лучшей роли и т. д.
Тематический план спецкурса
Содержание спецкурса Раздел I. Теоретические основы музыкально-педагогического общения Специфика музыкально-педагогической деятельности. Творческая природа музыкального искусства. Эмоционально-эстетический аспект художественной коммуникации. Многоканальность музыкально-педагогического общения. Межличностное общение в условиях индивидуального обучения. Техника музыкально-педагогического общения: сущность и структура. Содержание операциональной составляющей: вербальный, невербальный, перцептивный, интерактивный компоненты. Личностные компоненты техники общения: ценностно-мотивационный, интеллектуально-художественный, эмоционально-эстетический. Коммуникативные умения. Педагогическое взаимодействие выдающихся музыкантов. Диагностическая методика определения уровня сформированности коммуникативной техники.
Методические рекомендации Главными задачами раздела являются: овладение предварительным кругом знаний, формирование понятийного аппарата, становление коммуникативной рефлексии, формирование мотивации обучения общению. Основные формы и методы обучения. 1. Лекции, беседы; 2. Семинарские занятия; сообщения студентов («Педагогика Н. С. Зверева», «Уроки Ф. Листа», «В классе П.Столярского», «Педагогические принципы А. Д Артоболевской». «Педагогические принципы А.Рубинштейна»); 3. Составление коммуникативной характеристики однокурсников; 4. Методы развивающей диагностики: самодиагностика, составление профиля техники общения на основе экспертной оценки, тесты-опросники В. Ряховского, С. Ковалева, О. Булатовой, А. Батаршева, А. Караяни, В. Петрушина. Раздел II. Эмоционально-речевой практикум Образно-ассоциативное мышление музыканта. Эмоционально-образная программа музыкального произведения. Анализ средств музыкальной выразительности. Сюжетно-психологический подтекст. Исполнительско-педагогический анализ музыкального произведения. Взаимодействие искусств в практике эмоционально-речевого развития. Методические рекомендации. Задачами раздела являются: развитие ассоциативно-образного мышления, эмоционально-речевых умений, навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений; расширение диапазона вербальных и невербальных средств воздействия; становление педагогического артистизма; знакомство с лучшими образцами профессиональной коммуникации. Формы, методы и приемы обучения. 1. Творческие задания на развитие эмоционально-речевых умений, овладение речемыслительными операциями сравнения, сопоставления; 2. Исполнительско-педагогический анализ музыкальных произведений; 3. Прослушивание грамзаписей уроков Г. Г Нейгауза, Е.Я. Либермана; просмотр методических видеофильмов В. Л. Макарова, С. М. Мальцева. Раздел III. Технологии музыкально-педагогического взаимодействия Музыкально-педагогический диалог как основная форма взаимодействия в исполнительской педагогике. Стили педагогического взаимодействия. Механизмы музыкально-педагогической перцепции: эмпатия, рефлексия, аттракция, идентификация. Этика межличностного и группового общения. Методические рекомендации. Основная цель раздела – способствовать параллельному развитию операциональных и личностных компонентов техники музыкально-педагогического общения, общепедагогических и специальных коммуникативных умений, овладению способами эффективного взаимодействия. Формы и методы контекстно-интерактивного обучения 1. Дискуссии («Профессия – учитель музыки», «Становление личности музыканта в учебном заведении», «Границы подражания в исполнительской педагогике»; 2. Парно-ролевые («Приемные экзамены в ДМШ», «Знакомство с музыкальным инструментом», «Музыкальное лото») и групповые игры («Заседание фортепианного отдела»); 3. Тренинги коммуникативных умений на основе методик В. А. Кан-Калика (Система упражнений, направленных на овладение основами профессионального педагогического общения), М. И. Станкина («Развитие умений вербального общения», «Развитие умений интерактивного общения», «Развитие умений перцептивного общения», О. С. Булатовой (Практикумы «Выразительность мимики и жестов», «Воображение. Фантазия. Ассоциативная память» и др.), А. Г. Грецова (Тренинг общения) и др. 4. Коммуникативный анализ урока; 5. Анализ проблемных ситуаций; 6. Конкурс на лучший исполнительско-педагогический анализ произведения современного композитора; 7. Заполнение анкет обратной связи. Раздел IV. Подведение итогов обучения Цель раздела – выявление результативности предложенной технологии обучения на основании повторной экспертной оценки и анкетирования обучаемых. Рекомендуемая литература 1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. А. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 2. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – 3-е изд.,перераб. и допол. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЕК», 2002. 3. Булатова О. С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 4. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2005. 5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 6. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика, - Ростов н/Д: «Феникс». 2002. 7. Касаткин С. Ф. Техника обратной связи. Мастер общения – СПб.: Питер, 2002. 8. Леонтьев А. А. Психология общения.-3-е изд.- М.: Смысл, 1999. 9. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 10. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. 11. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. – Москва – Воронеж, 2000. 12. Шукайло В. Ф. Музыкально-педагогическое общение. Киев: Учебно-метод. кабинет учебных заведений искусства и культуры. 1987. Приложение 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|