Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Изучение творчества Кузнецова Юрия в школьной программе




 

Современная поэзия является сегодня объектом спора на предмет возможности и целесообразности изучения ее школьниками. Исторически среди методистов сложилось два взгляда на изучение новейшей литературы в школе. Одни считают, что учащимся должны предлагаться преимущественно отобранные временем, устоявшиеся художественные произведения с их неоспоримой нравственно-эстетической значимостью, оказанным влиянием на развитие литературы и общественное сознание. Другие, не отвергая достоинств классического наследия, отстаивают право современной литературы на более внимательное отношение к ней со стороны участников учебного процесса. Подобное деление мы наблюдаем уже в методике XIX века. Например, сторонником первого взгляда выступает Ф.И.Буслаев. «Нет ничего несообразнее, как знакомить детей в гимназии с новейшими современными произведениями, место которым еще не обозначено в истории русской литературы», - говорит он и указывает, что в учениках должно развиваться «не одно чувство эстетическое, но и нравственное, а наша старина предлагает для этого бесценные памятники». Правда, отдавая предпочтение древним памятникам, он не исключает и знакомство учащихся с поэтическими явлениями современности. Представителем второго взгляда является В.Я.Стоюнин, который утверждает, что на уроках литературы должны изучаться преимущественно произведения «близкие нашей современности, так как в них изображается обстановка жизни, более или менее знакомая ученикам <…>. По этим произведениям ученику легче понять, как жизнь отражается в литературе, <…> здесь с большим интересом он будет работать над сообщаемым ему материалом, а через это, конечно, и развитие его пойдет основательнее».

Учителю ХХI века в его сомнениях может помочь «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», который указывает, что задачей курса литературы на завершающем этапе основной школы является «систематизация представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы». Такой диалоговый подход рассматривает историко-литературный процесс как единый монолит, отсутствие одной из составляющих которого неизбежно приведет к нарушению его целостности в восприятии учащихся. Таким образом, обращение к поэзии рубежа ХХ и ХХI века является необходимым условием для создания объективного представления у школьников об историко-литературном процессе. Кроме того, одной из целей изучения литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования является: «воспитание духовно развитой личности <>, способной к созидательной деятельности в современном мире». Для старшеклассника становится важным не только сделать нравственный выбор по отношению к тем или иным явлениям жизни, но и найти место, которое он бы хотел занять в обществе, определить свою позицию, роль в том социуме, в котором он живет. И «новейшая» литература, особенно поэзия (так как лирика - это живой отклик поэта на окружающую его действительность, вбирающий в себя весь эмоциональный спектр (от боли до радости) по отношению к событиям, близким учащимся, знакомым им), наиболее полно может удовлетворить возникающий интерес школьника и помочь ему сориентироваться в современном мире. Таким образом, современная поэзия может активно содействовать в «воспитании поколения, вступающего в современный мир», в подготовке учащегося к самостоятельным шагам, поступкам, действиям в современном ему мире.

 

Использование современных педагогических технологий при изучении творчества Ю. Кузнецова

 

Однако, как показывает практика и анализ учебных программ, литература, охватывающая последнее десятилетие, в школьном изучении представлена очень мало: как правило, большей частью это проза, и то, в основном, в обзорных курсах. Сокращение академических часов по литературе еще более усугубляет ситуацию, когда на знакомство с творчеством современных поэтов практически не остается времени. Выход из этого положения мы видим во внеклассном чтении и факультативных занятиях, на которых при завершении работы над учебной темой, например, изучения поэзии XIX, XX веков, можно выйти на интертекстуальные связи, прослеживающиеся в поэзии XXI века, или найти какие-то другие точки соприкосновения через преемственность традиции или ее отрицание. Наиболее плодотворными в данном виде работы могут оказаться мастерские или уроки с использованием элементов мастерской, так как за счет диалога между субъектами учебного процесса на этих занятиях достигается та особая атмосфера сотворчества (учителя и ученика, учащихся в группах и т.д.), открытого общения, поддержки, которая побуждает ребенка к самостоятельности, активности, инициативе, помогает ему строить свои отношения с миром, другими людьми и самим собой.

Творчество Кузнецова изучается в 8 классе в программе А. Г. Кутузова в учебнике «В мире литературы». Урок по изучению данного современного поэта можно провести как урок-мастерская.

Цели урока: совершенствовать умение анализировать поэтический текст; продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся; привлечь внимание детей к проблеме духовности в бездуховном мире; воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.

Оформление доски: тема урока не записана.

Иванушка - Иван-дурак

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Лирические произведения, как это ни печально, любят немногие читатели. Действительно, в одних стихах трудно, почти невозможно уловить смысл, в других могут казаться непонятными и ненужными нагромождения слов. Некоторые поэты даже боялись быть понятными читателям. Например: Осип Мандельштам писал другу: «Я становлюсь понятен, это меня пугает». Стихи - это тайна, а тайна не может быть ясной и понятной. Для того чтобы понять лирическое произведение, мало знать, надо чувствовать: поэзия, в первую очередь, будит чувства. Помните это, когда мы будем говорить о стихотворении. Написал стихотворение, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, Юрий Кузнецов - наш с вами современник. Читать произведение мы пока не будем, как оно называется, я не скажу. Вы, с моей помощью, восстановите содержание стихотворения, определите его главную мысль, озаглавите, а затем познакомимся с текстом.

Ассоциации

На доске записана первая подсказка - имя лирического героя, который из Иванушки превращается в Ивана-дурака.

Какие ассоциации возникают в памяти, когда вы слышите имена данных сказочных героев. Запишите в тетради эпитеты, характеризующие Иванушку и Ивана-дурака.

(Ученики читают варианты своих ответов, на доске учитель записывает ассоциации и эпитеты, встречающиеся у многих). Например:

Иванушка: царевич, добрый, красивый, милый, ласковый.

Иван-дурак: невежа, равнодушный, неряшливый, невежда.

Вторая подсказка - что же должно было произойти, чтобы добрый и милый Иванушка превратился в грубого Ивана-дурака?

Звукопись

Еще одна подсказка. На доске записана звукопись стихотворения, то есть из слов выписаны звуки, находящиеся в сильной позиции. Звукопись может многое сказать о стихотворении, если знать смысловую характеристику звуков. («а» -светлый, «о» -темный, «и», «ы» - холодные, «э» - теплый).

Чаще всего встречается звук «а». О чем это говорит?

Общий фон стихотворения «светлый». Такой фон традиционен для народных сказок, где темные силы, как бы сильны они ни были, всегда терпят поражение.

«Светлому» «а» противопоставлен «темный» «о», «теплому» «э» - «холодные» «и», «ы». Что это выражает?

Борьбу, происходящую в душе героя.

Обобщим все, что нам известно о стихотворении.

Действие сказки происходит в современном мире. События развиваются не по сказочному сценарию: лирический герой меняется в худшую сторону.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...