Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы рынка труда в России




Многих работающих интересует, на какие негативные моменты в сфере занятости нужно обратить внимание. Согласно Концепции действий на рынке труда на 2003–2005 годы, одобренной Правительством РФ 6 мая 2003 года, на развитие рынка труда окажут воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003–2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 %), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы;

2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;

3) сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения. Проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.

Правительство РФ в этой концепции делает вывод, что в 2004–2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения.

В последнее время уровень общей безработицы в России сократился с 8,6 до 7,1% от общего числа экономически активного населения. По расчетам экспертов Минтруда, в ближайшие три года при росте валового внутреннего продукта на 17,3% уровень безработицы будет колебаться в пределах 6 млн человек, а при росте ВВП 21% - 5,8 млн. Ряды безработных будут пополнять, в основном, металлурги, железнодорожники и энергетики. В Министерстве труда и социального развития РФ полагают, что в результате реструктуризации металлургической промышленности высвободится 150 тыс. работников, после реформы МПС - 238 тыс., а после преобразований в РАО "ЕЭС России" - 61 тыс[17].

Опасения, связанные с безработицей, достаточно велики. Но все же стоит обнадежить потенциальных увольняемых некоторыми перспективами. Независимо от того, какими темпами будет развиваться экономика России в ближайшие 5-10 лет, возможность найти работу в этот период будет высокой. Дело в том, что к 2007 году число трудоспособного населения будет существенно ниже числа пенсионеров, то есть сократится до минимума. По мнению специалистов Центра по изучению проблем народонаселения, сегодня демографический кризис пока не ощутим. Но при сохранении нынешней тенденции к 2010 году население страны уменьшится со 145 до 138 млн человек, а число уходящих на пенсию существенно превысит количество новых работников, "поступающих" в экономику[18]. Поскольку правительство пока не принимает мер по исправлению наметившейся ситуации, к указанному сроку каждый трудоспособный россиянин будет на вес золота. А если российских рук не будет хватать, то развивающаяся экономика рекрутирует, например, китайцев. Во-первых, их много, во-вторых, они стоят дешевле, в-третьих, работают больше, а также неприхотливы и стремятся к освоению новых территорий.

 

 

Заключение

1. Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, орга­низационного механизма по выработке целей и задач, направлен­ных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциа­ла, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

2. Основной целью кадровой политики является полное ис­пользование квалификационного потенциала управленческого персонала.

3. Кадровая политика предусматривает в первую очередь форми­рование стратегии управления персоналом организации, которая учитывает стратегию деятельности организации.

4. Сущность кадрового планирования заключается в предостав­лении людям рабочих мест в нужный момент времени и необходи­мом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованиями производства. Рабочие места с точки зрения про­изводительности и мотивации должны позволить работающим оп­тимальным образом развивать свои способности, повышать эф­фективность труда, отвечать требованиям создания достойных человека условий труда и обеспечения занятости.

В работе было рассмотрено влияние деинституционализированной российской экономики на формирование рынка труда, которая сыграла роль важного социального амортизатора, существенно смягчив стартовые издержки перехода к новым рыночным условиям.

С 1998-2002 гг. произошло значительное сокращение безработицы. За 2002 год все же несущественно изменилась группа регионов с наиболее высокими показателями уровня безработицы. Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Госполитика в области занятости может быть эффективна только в условиях четкой проработанности в соответствии с поставленными целями проводимых в ее рамках действий, а также при условии наличия конкретного набора соответствующих мер, обеспеченных необходимыми ресурсами.

Необходим более целевой подход к проведению государственной политики в области занятости, а не распыление средств и усилий, как это происходит в настоящее время. Следовательно, должны создаваться и получать большее распространение узконаправленные на определенную группу населения институты занятости. В этом же ключе должна проводиться и региональная политика в области занятости, а именно необходим более системный подход к распределению средств и усилий на уменьшение безработицы в регионах. Не стоит забывать и о политике косвенного воздействия на рынок труда через создание институциональной среды, благоприятно влияющей на уровень безработицы в стране. Например, проведение эффективной политики по развитию малого бизнеса, которой в настоящее время не наблюдается.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анализ ситуации на рынке труда России в 2002–нач.2003гг. // "РЭО Вестник" Выпуск №81, от 11.04.2003

2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2000, №7, с.111-120.

3. Бондаренко Л. Состояние социально-трудовой сферы села. // Вопросы экономики, 2001, №6, с.67-75.

4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2001, №4, с.21-35.

5. Гостева Е. Безработных у нас все меньше и меньше // Независимая газета № 34 (2867) 20 февраля 2003 г.

6. Гривина И. Безработица сегодня и завтра // РЭО Вестник. Выпуск №81, 2003

7. Еженедельник Эксперт, 1997, № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30.

8. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2002, №2, с.76-91.

9. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без рестуктуризации // Вопросы экономики, №7, 2003

10. Кузьмин С. А. Занятость: стратегия России. М., 2001.

11.  Кузьмичев Б. Освобождение труда // Финанс, №14, 2003

12. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2002.

13. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, №8, с. 62-70.

14. Лопуха А. Д., Зельцер И. М. Трудовые отношения: история, теория и современная российская практика. Новосибирск, 2002.

15. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106.

16. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2001, №3, с.47-52.

17. Павленков В.А. Рынок труда. М.: ФиС, 2001.

18. Фишер С., Дорнбуш Р., Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 1999.

19. Хоткина З. Безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3, с.85-93.

20. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2002, №11-12, с.50-59.

21. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2002, №2, с.102-113.

22. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб, 2002. 

23. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 2000. 

24. Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М., 1997. 

25. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород, 1997. 

26. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 4. – М., 2000. 

27. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2003. 


[1] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2003. – 638 с.

[2] Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М., 1997. – 524 с.

[3] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2003. – 638 с.

[4] Глухов В.В. Менеджмент. – СПб, 2002. – С. 268-381

[5] Десслер Гари. Управление персоналом: Пер. с англ. – М., 1997. – 524 с.

[6] Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н.Новгород, 1997. –С 314.

[7] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., 2003. – С.127.

[8] Кузьмичев Б. Освобождение труда // Финанс, №14, 2003

[9] Кузьмичев Б. Освобождение труда // Финанс, №14, 2003

[10] Кузьмичев Б. Освобождение труда // Финанс, №14, 2003

[11] Павленков В.А. Рынок труда. М., 2001г;

 

[12] Львов Д.. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма. // Вопросы экономики, 2000, №2, с.90-106.

[13] Хоткина З. Безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3, с.85-93.

[14] Анализ ситуации на рынке труда России в 2002–нач.2003гг. от 11.04.2003 "РЭО Вестник" Выпуск №81

 

[15] Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2001, №4, с.21-35.

 

[16] Хоткина З. Безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2000, №3, с.85-93.

 

[17] Кузьмичев Б. Освобождение труда // Финанс, №14, 2003

[18] Кузьмичев Б. Освобождение труда // Финанс, №14, 2003

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...