Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология разрешения конфликтной юридической деятельности




Завершение КЮД является последней стадией в ее развитии (о технологии предупреждения КЮД см., например, [104, 107]). В отечественной и зарубежной конфликтологии выделяются различные фазы (формы), отражающие природу данной стадии и прекращение конфликта в целом: «преодоление», «урегулирование», «регулирование», «устранение», «пресечение», «разрешение», «саморазрешение», «улаживание», «затухание», «ликвидация», «пе­рерастание» в другой конфликт и т.д. (см., например, [6. С. 468 и след.; 9. Ч. 3. С. 56 – 195; 31. С. 172 и след.]).

В.С. Жеребин считает, что «родовым понятием по отношению ко всем другим вышеназванным категориям является понятие «снятие»» [4. С. 38].

Не вдаваясь в дискуссию по поводу содержания и объема указанных понятий, теоретической и практической значимости их разграничения, соотношения друг с другом и т.п., рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы разрешения конфликтов.

В отечественной литературе имеются самые разнообразные определения данного понятия. Так, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов пишут: «Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению» [6. С. 468].

Данное определение, на наш взгляд, является слишком узким и неполным, не отражающим природу рассматриваемого явления. Речь по существу идет о «саморазрешении» конфликта, поскольку прекращение противоборства в данном случае предполагает активность только самих сторон по изменению их позиций, устранению причин и условий столкновения между ними.

Э.А. Уткин считает, что все «механизмы разрешения конфликта в общем сводятся к разрешению конфликта самими участниками с вмешательством третьей стороны» [17. С. 119]. Здесь по существу отрицается такая форма, как «саморазрешение» конфликта.

Наиболее распространенным в конфликтологии является определение, которое дают авторы коллективной работы «Введение в общую теорию конфликтов». Они указывают: «… под разрешением мы будем понимать только то или иное положительное действие (решение) самих участников конфликта либо третьей стороны, прекращающее противоборство мирными или силовыми средствами» [11. С. 164].

Нам представляется, однако, что проблема прекращения противоборства сторон должна рассматриваться в рамках специфической технологии разрешения КЮД. «Технологию разрешения юридического конфликта, – пишет, например, Т.В. Худойкина, – можно определить как специально созданную и эмпирически обоснованную систему методов и правил целенаправленной поэтапной деятельности в данном направлении и саму совокупность способов разрешения противоборства с определенной последовательностью их применения» [31. С. 182].

Вслед за Л.М. Романенко она указывает, что к особенности «технологизированной деятельности» необходимо относить ее целенаправленность, расчлененность на ряд последовательных стадий, использование при достижении поставленных целей специальных методов, правил, способов (процедур) (см. [31. С. 182; 100. С. 85]).

Безусловно, что Т.В. Худойкиной в целом верно выбрано направление исследования данного аспекта проблемы. Нам лишь хотелось бы сделать несколько уточнений.

Во-первых, определение является несколько «размытым» по своему содержанию. Система «поэтапной деятельности» и «определенная последовательность применения способов разрешения противоборства» относятся к процессуальной форме технологии. Поэтому указанный повтор в определении не совсем оправдан.

Во-вторых, технология разрешения ЮК является разновидностью технологии вообще и юридической технологии в частности (последняя включает правотворческую, правоприменительную, интерпретационную и иные технологии). Отсюда следует, что технологии разрешения ЮК присущи все те общие признаки, которые характерны для экономической, политической, социальной, правотворческой, законодательной и других типов (видов и подвидов) технологий (о понятиях и элементах юридической и законодательной технологий см. [64. С. 16 – 23; 88. С. 24 – 31]).

В-третьих, требуется поменять местами, уточнить и дополнить перечень основных элементов, которые рассмотрены автором. Выделяя в процессе разрешения ЮК подготовительную стадию, стадию применения способа (способов) разрешения, стадию выхода из конфликта и контроля за согласованными решениями, Т.В. Худойкина пишет, что подготовительная стадия требует совершения ряда действий, которые следует рассматривать в виде определенных этапов разрешения ЮК:

а) определить полноту необходимой информации и организовать ее сбор;

б) установить действительных субъектов конфликта;

в) провести диагностику конфликта, т.е. определить причины его возникновения, выявить объект, предмет противобортства, выяснить мотивы поведения сторон, их цели и ориентации, а также ресурсы, которыми они располагают, и возможные действия, которые они готовы предпринять и т.д.;

г) проанализировать конфликт с ситуационной и позиционной сторон, т.е. прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон;

д) осуществить прогнозирование хода и последствий конфликта;

е) изучить мнение конфликтующих сторон о вариантах разрешения конфликта;

ж) подобрать варианты решения, удовлетворяющие основные интересы сторон;

з) выбрать наиболее приемлемый способ разрешения конфликта, желательно удовлетворяющий общим критериям компромиссности, что, кстати, свойственно завершению далеко не всяких юридических конфликтов (см. [31. С. 183]).

По нашему же мнению, в состав современной технологии разрешения КЮД входят следующие элементы:

– формы наиболее оптимального и эффективного разрешения КЮД (саморазрешение, посредничество, судопроизводство и т.п.);

– субъекты, компетентные разрешить противоборство (сами контрсубъекты, третьи стороны и т.п.);

– диагностика КЮД;

– система соответствующих общесоциальных, специально-юридических и технических средств (техника), которые используются при разрешении КЮД;

– система приемов, способов и методов (тактика) воздействия на участников противоборства;

– принципы, перспективные планы, программы и прогнозы (стратегия), позволяющие четко организовать и предвидеть характер действий и операций, выносимых решений и их последствий при разрешении юридических столкновений;

– сами действия и операции, связанные с использованием соответствующей техники, тактики и стратегии, и направленные на разработку и принятие необходимых решений;

– процедурно-процессуальные формы (стадии, производство, режимы и т.п.), определяющие последовательность во времени и специфику принимаемых решений;

– показатели, характеризующие качество, эффективность деятельности субъектов, участвующих в разрешении конфликтов, а также принятых ими решений;

– доведение решений (их различных вариантов) до контрсубъекта (контрсубъектов) и других участников КЮД;

– изучение мнения противоборствующих сторон по поводу окончательного решения и его последствий;

– оценка материальных (людских, финансовых, временных и т.п.) затрат, связанных с разрешением КЮД;

– виды и формы реализации наиболее оптимальных и эффективных решений;

– соответствующие средства, методы, виды и формы контроля за соблюдением, исполнением и т.п. принятых решений и достигнутых соглашений.

Кратко рассмотрим некоторые формы и элементы технологии разрешения КЮД.

1. Одним из первых необходимо выделить саморазрешение КЮД путем переговоров (заметим, что переговоры характерны и для других форм разрешения ЮК: посредничества, арбитража, судопроизводства и т.п.; специфическая природа переговоров применительно к разнообразным формам разрешения конфликта подробно исследована в конфликтологии). Напомним, что в качестве «творцов» КЮД мы рассматривали контрсубъектов (оппонентов и т.п.), инициаторов, организаторов, подстрекателей, пособников, свидетелей и потерпевших. В большинстве случаев главную роль в разрешении КЮД отводят контрсубъектам, поскольку именно их интересы и противоречия составляют фактическую ее основу. Ими могут быть: а) индивиды (российские граждане, иностранцы, лица без гражданства; физические и должностные лица; мужчины и женщины; совершеннолетние и несовершеннолетние; вменяемые и т.п.); б) коллективные субъекты: социальные общности (группы и коллективы, нации и народности, население поселков и т.п.); общественные, политические и иные движения (правозащитные, экологические, экстремистские и т.п.); государственные и негосударственные образования (к первым относятся государство в целом, субъекты федерации, региональные государственные союзы, органы и учреждения, осуществляющие представительную, исполнительную и судебную власть, государственные организации и предприятия, выступающие в качестве хозяйствующих субъектов; негосударственные образования – это органы местного самоуправления, акционерные общества, коммерческие организации, производственные кооперативы, религиозные организации, общественные организации, учреждения, фонды, союзы и иные объединения).

В качестве относительно самостоятельных субъектов КЮД мы выделяем иностранные организации (государственные и негосударственные, коммерческие и т.п.), а также международные организации (ООН, Европейский Союз, Европейский Суд по правам человека и т.п.).

Все указанные и иные субъекты в различном своем сочетании могут конфликтовать и конфликтуют между собой, а также путем саморазрешения прекращать КЮД.

Несмотря на ранг контрсубъектов (коллектив, организация, союз и т.п.), в конкретной конфликтной ситуации выступают конкретные люди, наделенные определенным сознанием, нацеленные на удовлетворение соответствующих потребностей и интересов. Поэтому в процессе аналитической деятельности по саморазрешению ЮК оппонентам очень важно иметь в виду как субъективные (социально-психологическкие и т.п.), так и объективные (материальные и т.п.) его элементы.

Диагностика в данном случае предполагает каждой стороне КЮД определить:

– объекты (материальные, социальные или идеальные; делимые или неделимые; подлежащие изъятию или замене; меру их доступности для каждой из сторон);

– природные (климатические, географические и т.п.) и социальные (экономические, политические, эмоциональные, духовные, юридические т.п.) факторы, влияющие на КЮД;

– причины, условия, поводы и другие формы детерминирующего воздействия на КЮД;

– характер конкретных действий и операций (конструктивных или деструктивных, умышленных или неумышленных, законопослушных или противоправных, наступательных или оборонительных, основных и т.п.) сторон;

– технику ведения противоборства (особенности использования общесоциальных, специально-юридических и технических средств);

– тактику поведения каждого контрсубъекта (применение приемов дружелюбия и давления, психического или физического насилия, критического метода и т.п.);

– время, место, конкретную обстановку, в которой находятся оппоненты;

– стадии и уровень развития КЮД;

– результаты и последствия (позитивные или негативные, юридические или социальные, промежуточные и т.п.);

– социальные и психологические особенности каждого из оппонентов (возраст, национальность, занимаемую должность, допущенные ошибки и иные погрешности, представления друг о друге, их цели и задачи, планы и направленность воли, способности и знания, уровни рационального мышления и интересы, мотивы и эмоции, установки и т.п.).

В процессе развития КЮД и ее саморазрешении принципиально важным является исследование стратегий поведения контрсубъектов и характер их взаимоотношений. Используя методику К. Томаса, в отечественной литературе выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (см., например, [6. С. 476 и след.]). Выбор стратегии саморазрешения КЮД зависит от ее типа, личностных особенностей сторон, их планов и прогнозов, материальных и иных ресурсов, уровня нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, техники и тактики поведения участников ЮК, значимости решаемой проблемы, остроты и длительности конфликта, возможных последствий для каждой из сторон для его разрешения и др.

Соперничество выражается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя разрешения ЮК. Оно оправдано в ситуациях явной конструктивности предлагаемого решения, выгодности результата для той или иной стороны, важности исхода противоборства для проводящих данную стратегию, отсутствия времени на уговоры оппонента и т.д.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт определенными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать позицию другой стороны частично обоснованной и т.д. Данная стратегия эффективна в случаях понимания сторонами их равных возможностей в КЮД, наличия взаимоисключающих противоречий и интересов, угрозы потерь всего, удовлетворения временным решением и т.д.

Приспособление рассматривается как вынужденная уступка или добровольный отказ от противоборства и сдачи своих позиций. Такая стратегия используется в случаях осознания оппонентом своей неправоты, незначительности объекта КЮД, отсутствия шансов на положительный исход, угрозы серьезных негативных последствий, сильной зависимости от другого контрсубъекта и т.д.

Избегание представляет собой уход от решения, когда у контрсубъекта отсутствуют ресурсы и время для разрешения противоречия и удовлетворения своих интересов. Эта стратегия используется и для того, чтобы выиграть время для пополнения ресурсов с целью продолжения развития КЮД.

Стратегия сотрудничества заключается в направленности сторон на конструктивное обсуждение конфликтной ситуации, их непредубежденности, понимании важности согласованного решения для обеих сторон и т.д.

В основе каждой стратегии должны лежать, на наш взгляд, определенные принципы взаимодействия сторон. Так, к фундаментальным началам стратегии сотрудничества необходимо отнести требования справедливости, равноправия, честности, добросовестности, целесообразности, законности, терпимости и др.

Реализация соответствующих стратегий предполагает использование применительно к каждой КЮД объективно-необходимых средств: этических и иных социальных норм, прецедентов разрешения аналогичных конфликтов и коммуникативных средств, официальных и неофициальных документов, норм и принципов права, праворазъяснительных и правоприменительных, иных индивидуально-конкретных юридических предписаний и т.д. В своей совокупности они составляют технику разрешения КЮД.

Система конкретных приемов, способов и методов представляет тактику разрешения КЮД. К ним относятся: методы убеждения, поощрения, оказания услуг, выдвижения версий, обмена информацией, принуждения и др.

Сердцевину саморазрешения (как и других форм разрешения КЮД) составляет переговорный процесс.

Процессуальная форма переговоров включает три основные стадии. Суть первой заключается в изложении позиций сторон, внесения ими конкретных предложений для обсуждения. На второй стадии стороны доказывают и аргументируют свои позиции, вносят определенную ясность в спорные вопросы, разрабатывают варианты решений (проектов), которые принимаются за основу дальнейшего обсуждения. На третьей стадии согласовываются конкретные предложения, уточняются детали договоренностей, готовится окончательный вариант соглашения (подробнее о переговорах при разрешении ЮК см. [6. С. 499 – 524; 31. С. 200 – 212; 102; 103 и др]).

В ходе диагностики и оценки КЮД, ведения переговоров, использования соответствующих стратегий, техник и тактик происходит коррекция намеченных целей и планов разрешения конфликта, определяется эффективность действий сторон и принятых ими решений, устанавливаются формы и средства контроля за достигнутыми соглашениями.

Однако окончание переговоров не всегда связано с завершением КЮД. Контрсубъекты могут возвращаться на исходные позиции, возможно обострение противоборства, обращение к посредникам и другим формам разрешения КЮД.

2. Многие КЮД разрешаются путем посредничества. Посредник – это отдельный гражданин (коллектив или организация), который выступает в качестве нейтральной стороны КЮД, содействует в переговорах противоборствующим субъектам, организует их контакт и совместную деятельность, дает консультации, оказывет помощь в обмене информацией и т.д.

В ходе переговоров и разрешения КЮД советы, предложения, рекомендации, выводы и пр. посредников не носят, как правило, обязательного характера и не обеспечиваются мерами государственного или иного воздействия.

Посредник привлекается на любой стадии разрешения КЮД по обоюдному соглашению противоборствующих сторон. Для того, чтобы его деятельность была успешной и эффективной, он должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, желательно, чтобы посредником было авторитетное лицо, орган или организация. Во-вторых, он должен обладать определенными знаниями проблемы, навыками и умениями в разрешении КЮД. В-третьих, посредник обязан действовать объективно, избегать субъективизма в разрешении КЮД. В-четвертых, посредник занимает нейтральную позицию при разрешении КЮД, не поддерживает ни одну из противоборствующих сторон, а лишь побуждает их к анализу своих действий и помогает оппонентам принять оптимальные и согласованные решения.

Деятельность посредников регулируется как юридическими предписаниями (нормативными, индивидуальными и т.п.), так и корпоративными, этическими, иными нормами и принципами, позволяющими в определенной степени формализовать применение посредничества при разрешении юридических и иных социальных конфликтов. Например, Американская Арбитражная Ассоциация (ААА) в 1986 году разработала типовые «Правила урегулирования коммерческих споров с помощью посредничества» (см. содержание указанных Правил с изменениями и дополнениями на 1.01. 1992 г. в [101. С. 113 – 114]).

Данные Правила включают следующие разделы:

1. Соглашение сторон.

В случаях, когда стороны в соглашении и договоре обязуются передать возникший или могущий возникнуть спор на рассмотрение посредником при содействии ААА или руководствуясь данными Правилами, они должны считать эти Правила с изменениями и дополнениями на момент передачи спора частью своего соглашения.

2. Возбуждение посредничества.

Стороны могут возбудить посредничество, обратившись непосредственно в ААА или направив письменное заявление с соответствующей платой.

В случае отсутствия совместного заявления или соглашения о посредничестве любая из сторон может обратиться в ААА с просьбой о привлечении другой стороны к посредничеству. На основании такой просьбы ААА связывается с другой стороной с целью получения согласия на вступление в посредничество.

3. Заявление о посредничестве.

Заявление о посредничестве должно содержать краткое изложение сути спора, наименование, адреса и телефоны сторон, а также представителей, если они будут участвовать в урегулировании спора.

Инициативная сторона представляет заявление в двух экземплярах для ААА и одну копию для другой стороны.

4. Назначение посредника.

На основании заявления о посредничестве ААА назначает посредника для урегулирования спора. Обычно назначается единоличный посредник, если стороны не договорились или ААА не определила иначе. Если в соглашении сторон указано конкретное лицо для выполнения функций посредника или способ его назначения, применяются условия соглашения.

5. Требования, предъявляемые к посреднику.

В качестве посредника не может выступать лицо, имеющее материальную или личную заинтересованность в исходе дела. Исключение составляют соглашения сторон. Посредник должен раскрыть обстоятельства, дающие основание полагать о наличии такой заинтересованности. На этом основании ААА заменяет посредника или немедленно сообщает сторонам о полученной информации. В случае их отказа от этого посредника ААА назначает другого. ААА также уполномочена заменить посредника, если назначенный не в состоянии приступить к выполнению своих обязанностей немедленно.

6. Бездеятельность посредника.

В случаях, когда посредник не желает или не может выполнять свои функции, ААА назначает другого посредника, если стороны не договорились иначе.

7. Представительство.

Стороны могут иметь в качестве представителей любое лицо по своему выбору. Имена и адреса представителей должны быть сообщены письменно каждой стороне и ААА.

8. Время и место посредничества.

Посредник назначает время для каждого заседания. Урегулирование спора должно проходить в соответствующем региональном офисе ААА или другом подходящем месте по договоренности между сторонами и посредником.

9. Определение предмета спора.

По крайней мере, за десять дней до начала первого заседания каждая сторона должна представить посреднику краткий меморандум с изложением своей позиции по всем разногласиям, которые должны быть урегулированы. По усмотрению посредника стороны могут обменяться данной информацией.

К началу первого заседания посредник должен получить всю информацию, необходимую для выяснения разногласий сторон. Посредник может потребовать от сторон предоставления дополнительных материалов.

10. Полномочия посредника.

Посредник не принуждает стороны к какому-либо решению, но оказывает им содействие в достижении взаимовыгодного соглашения. Посредник вправе вести переговоры с обеими сторонами или с каждой из них в отдельности, давать письменные или устные рекомендации по урегулированию разногласий. В необходимых случаях с согласия сторон посредник может запросить заключение эксперта по вопросам, касающимся специальных познаний. Предложение о назначении экспертизы может исходить как от посредника, так и от сторон.

Посредник вправе окончить процедуру посредничества в любое время, если, по его мнению, дальнейшие усилия по урегулированию спора не приведут к достижению соглашения между сторонами.

11. Негласность процедуры.

Урегулирование спора происходит в закрытых заседаниях, где присутствуют стороны и их представители. Другие лица могут присутствовать только с общего разрешения сторон и согласия посредника.

12. Конфиденциальность.

Конфиденциальная информация, ставшая известной посреднику от сторон или свидетелей в ходе урегулирования разногласий, не может быть им разглашена. Все записи, отчеты, другие документы, полученные посредником, должны быть сохранены в тайне. Посредник не может быть принужден к их раскрытию или даче свидетельских показаний в каком-либо обязательном процессе или судебном заседании по делу, которое он рассматривал.

Стороны должны сохранять конфиденциальность посредничества и не использовать в арбитражном, судебном или ином процессе в качестве доказательства:

а) выраженные мнения или предложения, сделанные другой стороной относительно возможного способа урегулирования конфликта;

б) уступки, сделанные другой стороной в ходе посредничества;

в) выраженные мнения и предложения, сделанные посредником, или

г) тот факт, что другая сторона выражала желание принять или не принять предложение посредника по урегулированию спора.

13. Недопустимость стенографических записей.

Не допускается ведение стенографических записей в ходе посредничества.

14. Окончание посредничества.

Посредничество должно быть оконченным:

а) оформлением достигнутого соглашения сторон;

б) письменным заявлением посредника о том, что дальнейшие усилия по урегулированию спора не имеют смысла;

в) письменным заявлением сторон или одной из них о прекращении процедуры посредничества.

15. Освобождение от ответственности.

Ни ААА, ни посредник не являются обязательными участниками в судебном разбирательстве дела, по которому велось посредничество.

Ни ААА, ни посредник не несут ответственности перед сторонами за какое-либо действие или бездействие в связи осуществлением посредничества по данным Правилам.

16. Толкование и применение Правил.

Посредник должен толковать и применять данные Правила в пределах, устанавливающих его полномочия и ответственность. Все другие положения интерпретируются и применяются ААА.

17. Расходы.

Расходы, понесенные свидетелем, оплачиваются стороной, его вызвавшей. Все другие расходы по ведению посредничества, включая проведение экспертиз, возлагаются на стороны в равных долях, если они не договорились иначе (цит. по кн. [101. С. 113 – 114]).

Посредничество может быть урегулировано с помощью этических норм и принципов. Так, в октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял «Хартию деловой и корпоративной этики» и образовал комиссию по корпоративной этике. Данная комиссия предлагает конфликтующим сторонам (предпринимателям) выбрать из ее состава посредника, который помог бы найти некое компромиссное решение. Это решение выносится с учетом соблюдения соответствующих этических правил и договоренностей самих сторон. Если соглашение через посредника не будет достигнуто, то возможно разрешение конфликта тремя арбитрами – членами данной комиссии (см., например, [52. 2002. 25 окт.]).

В случае закрепления правил поведения посредника в нормативных правовых актах или договорах, его права и обязанности, а также временные и пространственные границы деятельности, соответствующие процедуры являются для сторон обязательными. Так, в соответствии со статьей 403 ТК РФ, если коллективный трудовой спор не разрешен примирительной комиссией, то, после составления примирительной комиссией протокола разногласий, стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового договора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

В юридической литературе в процессуальной форме посредничества при разрешении юридических конфликтов выделяется пять стадий: «1) соглашение сторон на возбуждение посредничества; 2) назначение посредника; 3) анализ и диагностика конфликта посредником; 4) разбирательство дела (выяснение позиций одной и другой стороны, слушание дела); 5) оформление соглашения» [31. С. 225].

На наш взгляд, к указанным следует добавить еще две относительно самостоятельные стадии: а) стадию определения качества и эффективности принятого решения и б) стадию контроля за соблюдением достигнутого соглашения.

3. Следующей формой разрешения КЮД является негосударственный арбитраж. В переводе с французского термин «arbitrage» означает третейский суд (см. [74. С. 69]).

Порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории России, в настоящее время регулируется федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019). В соответствии с указанным законом могут быть образованы постоянно действующий третейский суд или третейский суд для решения конкретного спора.

По соглашению сторон, заключенному в письменной форме, в третейский суд передается любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между оппонентами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с российским законодательством, их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.

Следует особо отметить, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации и органах местного самоуправления.

Организация – юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

а) при формировании состава третейского суда, состоящего из трех судей, каждая сторона избирает одного судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего судью.

Если одна из сторон не избирает третьего судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается, и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

б) если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

Третейское разбирательство осуществляется на основе определенных принципов и норм. Так, в соответствии со ст. 18 ФЗ от 24.07.2002 г. КЮД разрешается при соблюдении принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Третейский суд разрешает споры на основании конкретных норм, которые содержатся в Конституции РФ, федеральных и иных законах, нормативных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актах субъектов федерации и органов местного самоуправления, международных договорах и иных нормативных правовых актах, действующих на территории России.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Третейский суд может принимать решения в соответствии с условиями определенных договоров и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла закона, иных нормативных-правовых актов (аналогия права).

Третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Указанные правила закреплены в уставах, положениях и регламентах, утверждаемых организацией – юридическим лицом, образовавшим постоянно действующий третейский суд. Они регулируют порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрание (назначение) третейских судей и процедуру третейского разбирательства.

Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

В части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и законом, нор­мы третейского разбирательства определяются третейским судом.

В законе сформулированы требования, которые предъявляются к третейскому судье. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанности судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случаях коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава суда. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства. Третейским судьей не может быть:

– физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством;

– физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности;

– физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;

– физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если они не договорились об ином, то для разрешения конкретного конфликта избираются (назначаются) три третейских судьи. В том случае, когда правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избирается (назначается) три третейских судьи.

Разрешение КЮД в третейском суде осуществляется в рамках искового производства, т.е. истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копии заявления направляются ответчику.

В исковом заявлении должны быть указаны:

– дата заявления;

– наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами;

– фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;

– обоснование компетенции третейского суда;

– требования истца;

– обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

– доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

– цена иска;





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.