Тема 3. Коммуникации в процессе управления
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ п рограмма дисциплины и методические указания к выполнению курсовых работ для студентов направления бакалавриата 080200.62«Менеджмент» 2-го и 3-го курсов заочной формы обучения
Редактор Г.С. Одинцова
Подписано к печати ________. Формат 60х84/16. Бумага писчая. Офсетная печать. Усл.п.л. ____. Уч.-изд.л. ____. Тираж ____ экз. Заказ №______
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ Содержание
Введение………………………………………………………………………….…….4 1. Содержание теоретического курса “Теория менеджмента: теория организации”…………………………………………………………………..……5 2. Оформление и порядок выполнения курсовой работы…………………………..15 3. Тематика курсовых работ…………………………………………………………..15 4. Библиографический список………………………………………………………..17 4.1. Основная литература…………………………………………………………..17 4.2. Дополнительная литература…………………………………………….……..18 5. Приложения……………………………………………………………………… Введение Непростая экономическая ситуация, в которой находятся многие российские предприятия, требует от руководителей всех уровней глубокого понимания сути современного управления, своей роли в этом процессе. Это не менее важно и для руководителей тех организаций, которые не испытывают названных сложностей, но также столкнулись с проблемами разработки новых, более эффективных стратегий деятельности, организации управления их практической реализацией, повышения интеллектуального, творческого потенциала предприятия и т.д. Учитывая сказанное выше, курс «Теория менеджмента: теория организации» строится как дисциплина межотраслевого характера, которая отражает общие закономерности, подходы в управлении организациями различных сфер деятельности.
Настоящие методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления бакалавриата 080200.62 «Менеджмент». В первом разделе методических указаний изложено содержание теоретического курса. Во втором разделе сформулированы цели, даны структура и содержание курсовой работы. В третьем разделе описан порядок выполнения курсовой работы. В четвёртом разделе сформулированы правила оформления курсовой работы. Курсовая работа по дисциплине «Теория менеджмента: теория организации» является самостоятельной учебно-исследовательской работой. При достаточно высоком уровне её выполнения она может стать частью дипломного проекта, выполняемого студентом на 5-м курсе. Целью написания курсовой работы является закрепление теоретических занятий, полученных в ходе изучения дисциплин управленческого цикла, а также формирование навыков практического исследования проблем управления.
1. Содержание теоретического курса «Теория менеджмента: Теория организации»
Тема 1. Сущность менеджмента и деятельности менеджера Понятие «менеджмент», «менеджер». Взаимосвязь менеджмента и управления. Методические основы менеджмента. Роль эффективного менеджмента в становлении рыночных отношений в России. Объект науки менеджмент. Определение «организации». Общие характеристики организаций: цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, зависимость от внешней среды. Формальные и неформальные организации. Предмет менеджмента. Управленческие отношения, их классификация. Развитие отношений управления в современных условиях. Содержание науки менеджмент и ее место в системе смежных наук. Управление как наука и искусство.
Исторические роли менеджера. Роли менеджера по классификации Г. Минцберга. Эффективность менеджера: психологические и непсихологические критерии эффективности. Основные виды менеджерской деятельности и их связь с эффективностью и преуспеванием менеджера. Социально-психологический портрет современного менеджера: биографические характеристики, способности, черты личности.
Тема 2. Процесс управления Понятие процесса управления и его связи с системой управления; характеристики процесса управления; элементы процесса управления; взаимодействия в процессе управления, функции управления, специфика функционального разделения труда в сфере управления. Цели управления, их роль в осуществлении управлении. Требования, предъявленные к целям управления, структура и содержание целей управления. Методологические основы определения и постановки целей управления. Роль прогнозирования в разработке целей управления. Функциональное разделение труда в процессе управления. Классификация функций управления.
Тема 3. Коммуникации в процессе управления Коммуникация как процесс, связывающий в единое целое и пронизывающий выполнение всех управленческих функций. Сущность коммуникаций в процессе управления. Виды коммуникаций: между управляющей и управляемой подсистемами в системе управления, внутри управляющей подсистемы (между отдельными структурными подразделениями, между руководителем и подчиненным и т. д.), между организацией и внешней средой. Формальные и неформальные коммуникации. Использование каналов распространения слухов в управлении. Элементы коммуникационного процесса: отправитель, сообщение, канал, получатель. Этапы коммуникационного процесса: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование; их характеристика. Обратная связь в процессе коммуникации. Источники шума в процессе коммуникации. Межличностные коммуникации. Основные преграды на пути их осуществления: восприятие информации, семантические барьеры, невербальные преграды, некачественная обратная связь, неумение слушать. Рекомендации по преодолению препятствий в эффективном межличностном обмене информацией в процессе управления. Особенности делового общения.
Организационные коммуникации. Система информационного обеспечения управления, ее состав и характеристика. Эволюция информационных систем управления в процессе усиления нестабильности внешней среды организации. Документооборот в системе информационного обеспечения в управлении. Цель организационных коммуникаций. Симптомы неэффективности организационных коммуникаций, причины, рекомендации по их устранению.
Тема 4. Принятие управленческих решений Сущность, роль и свойства решений в процессе управления. Требования, предъявленные к качеству управленческих решений. Классификация решений по функциональному содержанию, сфере действия, продолжительности осуществления, причинам возникновения и другим признакам. Технология подготовки и принятия управленческого решения: выявление и постановка проблемы; выработка вариантов решений, оценка вариантов, выбор оптимального решения, реализация решения. Методы оптимизации управленческих решений. Оптимизация решений по формализуемым проблемам с помощью методов исследования операций и моделирования. Неформальные методы оптимизации управленческих решений: метод «Дельфи», мозговой атаки и т.п.
Тема 5. Планирование как функция управления Взаимосвязь планирования с функциями: организации, мотивация, контроль. Виды планирования. Стратегическое планирование и основные этапы его осуществления, их характеристика. Определение миссии и целей организации. Понятие миссии, ее взаимосвязь с целями. Множественность, непротиворечивость целей. Влияние на миссию и цели организационных ценностей и целей руководителей высшего уровня. Прогнозирование условий деятельности организации. Методы прогнозирования. Виды прогнозов, их использование. Оценка и анализ внешней среды организации. Факторы внешней среды: СТЭП-факторы (социальные, технологические, экономические, политические) и факторы конкурентного окружения. Характеристики внешней среды: сложность, подвижность, неопределенность, взаимосвязанность факторов. Определение наиболее значимых для организации факторов. Составление перечня внешних опасностей и возможностей со стороны внешней среды.
Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации по следующим направлениям: производство, менеджмент, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы, организационная культура (обычаи, ценности, нравы) и имидж организации. Анализ, выбор, реализация и оценка стратегии. Понятие «стратегия». Внешняя стратегия: рыночная, ресурсная, в отношении с обществом. Методы выбора рыночной стратегии (матрица Бостонской консалтинговой группы). Виды рыночной стратегии: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание. Виды стратегии в отношении с обществом: свободного предпринимательства, бережливая, филантропическая, популистская, социалистическая. Оценка эффективности стратегии. Внутренняя (организационная) стратегия.
Тема 6. Организация как функция управления Взаимосвязь функции «организация» с другими функциями управления. Два аспекта «организации» применительно к управляющей подсистеме: построение организационной структуры управления и распределение полномочий и ответственности между звеньями управления. Сущность делегирования и его роль в управлении. Ответственность и полномочия. Преимущества делегирования. Причины нежелания руководителей делегировать. Причины нежелания подчиненных участвовать в процессе делегирования. Обязанности руководителя и подчиненных в процессе делегирования. Правила (техника) делегирования: что, когда, кому и как можно делегировать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|