Тема 7. Мотивация деятельности в менеджменте
Сущность мотивации, ее роль в процессе управления, связь с другими функциями управления. Понятия «потребности», «вознаграждение». Виды вознаграждений. Мотивационный процесс. Первоначальные концепции мотивации: метод «кнута», метод «кнута и пряника». Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации: теория Абрахама Маслоу, теория потребностей Дэвида Мак Клелланда, двухфакторная теория Герцберга. Сущность теорий, их сильные и слабые стороны, рекомендации менеджерами по использованию содержательных теорий мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости, модель Портера - Лоулера, содержание, применение теорий мотивации на практике. Рекомендации по проведению в организации анализа действующих систем мотивации. Анализ регуляторов мотивации: рабочей среды, вознаграждения, безопасности. Анализ главных мотиваторов: личное развитие, чувство причастности, интерес и вызов. Методы мотивации: экономический, целевой, проектирования и перепроектирования работы, обогащения содержания труда, партисипативный. Рекомендации по их применению. Тема 8. Контроль как функция управления Сущность контроля, необходимость контроля и его взаимосвязь с другими функциями управления. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Этапы процедуры контроля. Первый этап: выработка стандартов (показателей оценки деятельности). Взаимосвязь стандартов и целей деятельности. Сложности выражения целей количественными стандартами, пути разрешения этой задачи. Второй этап: сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами. Определение масштаба допустимых отклонений, измерение результатов, передача и распространение информации о результатах контроля. Третий этап: действия. Возможные линии поведения, которые выбирает менеджер: ничего не предпринимать; устранить отклонения, определив их причину; пересмотреть стандарты, если они некачественны.
Поведенческие аспекты контроля: поведение, ориентирование на контроль; выдача непригодной информации. Рекомендации менеджерам, позволяющие снизить негативные моменты в поведении работников при поведении контроля. Характеристики эффективного контроля (принципы контроля): стратегическая направленность, результативность, объективность, своевременность, гибкость, простота, экономичность контроля.
Тема 9. Организационная культура Концепция организационной культуры. Понятие и структура организационной культуры. Субъективная и объективная организационная культура. Культура власти, культура роли, культура задачи, культура личности. Признаки «сильной» (высокой) организационной культуры. Содержание организационной культуры. Преобладающая и «локальная» (субкультуры) культуры в организации. Развитие организационной культуры. Формирование организационной культуры. Процесс внешней адаптации и выживания. Процесс внутренней интеграции. Поддержание функциональной культуры, ее изменение. Управление организационной культурой. Национальное в организационной культуре: системный подход, модель Хофстида, модель Лэйн и Дистефана, модель Оучи. Деловая этика как основа бизнеса. Понятие деловой этики. Этика и современное управление. Нравственные ценности рыночной экономики. Этика бизнеса на международном уровне. Условия формирования цивилизованной этики. Тема 10. Методы руководства Руководство, как вид деятельности, призывающий всю систему управления, как условие эффективного выполнение всех функций управления. Сущность категорий: лидерство, влияние, власть, партнерство. Необходимость власти в процессе управления. Баланс власти. Формы власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; экспертная власть; эталонная власть (власть примера); законная (традиционная) власть. Характеристика форм власти, анализ их слабых и сильных сторон. Практические рекомендации по усилению управленческого влияния на подчиненных.
Методы влияния на подчиненных: влияние через страх, влияния через «положительные подкрепления», влияние через харизму, влияние через разумную веру, влияние путем убеждения, через привлечение к управлению.
Тема 11. Управление малыми группами Формальное и неформальное в управлении.. Неформальная структура организаций. Характеристики неформальных организаций, оказывающие существенное влияние на эффективность деятельности формальных организаций. Управление неформальными организациями. Коллективное руководство. Условия эффективного использования группового принятия решений. Характеристики малых групп, влияющие на эффективность их функционирования.
Тема 12.Стиль руководства Руководитель как эффективный лидер. Стиль руководства. Основные подходы к исследованию стилей руководства: личностная теория лидерства, поведенческий и ситуационный подход. Поведенческий подход к лидерству: классификация стилей руководства, исследование К. Левина, теории «X» и «Y» Дужаса Мак Грегора, «решетка менеджмента». Ситуационный подход к эффективному лидерству: теория лидерства Ф. Фидлера, теория «жизненного цикла» и д.р. Адаптивное руководство. Характеристика навыков способностей эффективного руководства: способность управлять собой, разумные личные ценности, четкие личные цели, упор на постоянный личный рост, навык решать проблемы, изобретательность. Способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|