Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Предмет и метод экономической теории




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Курс лекций

для студентов отрасли знаний 0517

«Пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции»

направления подготовки

6.051701«Пищевые технологии и инженерия»

всех форм обучения

 

 

Донецк – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории……………………………3

Тема 2. Потребности и производственные возможности. Экономические интересы…………………………………………………………………………….18

Тема 3. Экономическая система общества………………………………….29

Тема 4. Отношения собственности…………………………………………..41

Тема 5. Формы общественного производства………………………………51

Тема 6. Рынок и рыночная система………………………………………….61

Тема 7. Капитал и наемный труд…………………………………………….76

Тема 8. Структура и функционирование капитала в сфере производства...85

Тема 9. Функциональные формы капитала и дохода……………………….97

Тема 10. Государство как субъект экономических отношений…………..109

Тема 11. Основы предпринимательской деятельности…………………...126

Тема 12. Формы общественного производства……………………………137

Тема 13. Национальный доход и его использование……………………...144

Тема 14. Экономический рост и его факторы……………………………...154

 

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Программная аннотация:

1. История возникновения и развития экономической теории. Основные школы и теории.

2. Предмет и функции экономической теории. Экономические законы и категории.

3. Основные методы исследования социально-экономического процесса.

 

 

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV – III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций, проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля – можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов и др.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима – Катона Старшего, Варрона, Лукреция Кара, Сенеки являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Они еще обосновывали необходимость рабства, но в их высказываниях уже отражались упадок и разложение рабовладельчества. Сенека писал, что все люди по природе равны, поэтому осуждал рабство.

Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в христианском учении.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представляли собой систематизированного учения об экономике.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI- XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Буржуазия накопляла свой первичный капитал не путем производства, а в торговле. На эти процессы экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итальянского слова mercante - торговец). Представителями которого являются У. Стаффорд, Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Локк, А.Л. Ордин-Нащокин, И.Г. Посошков. Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами Главным богатством нации, государства считали деньги в виде золота и серебра и предлагали различные методы их привлечения в страну.

А. Монкретьен в 17 веке ввел в научный оборот термин «политическая экономия» (работа «Трактат по политической экономии»). Первая часть этого термина произошла от греческого слова «политейя», что означает «государственное устройство». Политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства.

Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Поскольку меркантилизм отображал преимущественно интересы торговой буржуазии, уже в конце XVI – начале XVII века ее идеи начали противоречить интересам промышленной буржуазии. В мануфактурный период развития капитализма, государства в целом на смену меркантилизму приходит классическая политическая экономия. В данной теории доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Это направление мировой экономической мысли развивалось до первой половины XIX века. Его основатели У. Петти (Англия), П. Буагильбер (Франция).

Европа того времени была еще аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы физиократов. Она сформировалась во Франции в середине ХVIII в. и является французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был Ф. Кене и Д.Тюрго (Франция).

Физиократизм (от греч. «физис» - природа, «кратос» - власть, дословно «власть природы») выражал интересы крупных землевладельцев. Исследование вопроса о происхождении прибавочного продукта перенесено из сферы обращения в сферу производства, а именно – в сферу земледелия, которую они оценивали как производственную отрасль. Вся промышленность при этом определялась как «бесплодная», т.е. только перерабатывающая продукт, созданный в сельском хозяйстве. Источником богатства Кене объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве.

Наивысшее достижение классическая политическая экономия приобрела в трудах А. Смита и Д. Риккардо. Классики сосредоточили внимание на анализе отношений в сфере производства и изучении его объективных закономерностей.

Вершиной научной деятельности А.Смита являлся труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основная идея – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл «невидимой рукой». А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение общественного разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и др.

Д. Рикардо продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд – «Начала политической экономии и налогового обложения». Показал, что единственными источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов; что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью; указал на тенденцию нормы прибыли к понижению; раскрыл механизм дифференциальной ренты.

Заслуги классической школы:

1. Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.

2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.

3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены.

4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Во второй половине XIX века, под влиянием новых исторических условий кризис классической политической экономии стал неизбежен. Одним ее направлением был признан марксизм, а другим – новое научное течение – маржинализм.

Классическая школа политической экономии, ее прогрессивные идеи получили дальнейшее развитие в марксистской политической экономии.

Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма) - середина XIX в., основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс – направление в теоретической экономике, представляющее собой исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...