Школа новых человеческих отношений
В 60-е годы Дуглас Макгрегор создал теории «X» и «У», описывающие подходы к управлению персоналом организаций с учетом менталитета, т.е. сложившихся традиций и национальных ценностей европейского (американского) управления, как утверждение приоритета контролирующего менеджера, или японского менеджмента, как принцип распределения ответственности. В дальнейшем У. Оучи в теории «Z» попытался найти компромиссный вариант. А. Маслоу – разработал иерархию человеческих потребностей, постепенное удовлетворение которых, должно привести к максимальной самореализации личности работника.
Период – информационный (с 1960 г. по наст. время) Количественная школа – применение математического моделированияпроизводственных процессов в практике управления. Этому способствовала компьютеризация и информатизация общества. Школа социального подхода к управлению. Повышение неопределенности в управлении обусловлено не только социальными процессами, но в еще большей мере – глобальными процессами развития мировой науки технологий, международной торговли. Поэтому появилась необходимость долгосрочного планирования, а также и стратегического менеджмента, что связано с именем Игоря Ансоффа (1965). Кроме того, неопределенность породила ситуационный подход к управлению (1967) и к учету складывающейся конкуренции, теорию которой создал Майкл Портер (1980). Развитие менеджмента в России
Развитие отечественного менеджмента началось в 17 в. при объединении областей, земель и княжеств, когда появился единый общенациональный рынок. Управление в России развивалось только на государственном уровне многие века. А.Л. Ордин-Нашокин (1605–1680 гг.) – попытался ввести городское самоуправление в западных городах России. Он первым поставил вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.
Петр 1. Многое сделал для развития управления в России, прежде всего, это:
Интересны идеи И.Т. Посошкова (1652 – 1726 гг.). Он считал, что богатства бывают вещественные и невещественные. К вещественным богатствам относятся казна и народ, а невещественное богатство – эффективное управление страной и справедливые законы. Екатерина 2. (вторая половина 18 в.), реформы связаны с просвещением страны. Александр 1. В 1801 г. учредил Министерства, которые построил на началах личной власти и ответственности. М.М. Сперанский (1772–1839) – провозгласил конституционную монархию, опирающуюся на силу закона. Систему власти предлагал разделить на 3 части: · законодательную; · исполнительную; · судебную. А.С. Столыпин настаивал на децентрализации власти в России. Однако, его реформы. Рассчитанные на 20 лет не реализовались, в связи со сменой государственного строя в 1917 году. После революции 1917 года активно стали развиваться идеи научного менеджмента. Наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Работы А.К. Гастева посвящены способам повышения производительности труда за счет применения принципов научной организации труда и управления. А.А. Богданов (1873-1928) – политический деятель, философ и экономист. Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии. Основной труд – «Всеобщая организационная наука» (1913-1917). А.К. Гастев (1882-1938) – русский ученый и поэт. Проповедник научной организации труда (НОТ). Организатор (1920) и директор Центрального Института Труда (ЦИТ). Труды по рациональной организации и культуре труда: «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929) и др. Некоторые его идеи были впоследствии развиты в разделе науки об управлении – кибернетике.
Советский период управления имел следующие черты: · введение рабочего контроля за производством; · создание Высшего совета народного хозяйства; · образование местных органов самоуправления. 90-е годы ХХ века ознаменовались полным крахом административно-планового ведения хозяйствования и переходом к рыночным отношениям.
Тема 2. Организация как система План 1. Понятие организации. 2. Характеристики организации. 3. Формальная и неформальная организация 4. Разделение труда 5. Сущность управленческой деятельности. 6. Содержание управленческой деятельности.
Понятие организации
Деятельность менеджера осуществляется в организации. Само понятие «организация» неоднозначно. – организация как функция управления (организация людей на субботник); – организация как социальный институт (ООН); – организация как процесс (организация обучения студентов в вузе). Схема 1 Элементы организации
Фазы развития организации 1. Рождение организации: · определение главной цели заключается в выживании; · кризис стиля руководства (руководство одним лицом); · основная задача – выход на рынок; · организация труда – стремление к максимальной прибыли. II. Детство и юность: · главная цель – кратковременная прибыль, ускоренный рост; · выживание – жесткое руководство; · основная задача – укрепление и захват рынка; · организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.
III. Зрелость: · цель – систематический рост и формирование индивидуального имиджа;
· руководство – делегирование полномочий; · основная задача – рост по различным направлениям; · организация труда – разделение и кооперация. IV. Старение: · цель – сохранить достигнутые результаты; · руководство – координация деятельности; · основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях. V. Возрождение организации: · цель – оживление по всем функциям; · руководство – коллективизм; · основная задача – омоложение; · организация труда – видение НОТ, коллективное премирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|