Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа новых человеческих отношений




 

В 60-е годы Дуглас Макгрегор создал теории «X» и «У», описывающие подходы к управлению персоналом организаций с учетом менталитета, т.е. сложившихся традиций и национальных ценностей европейского (американского) управления, как утверждение приоритета контролирующего менеджера, или японского менеджмента, как принцип распределения ответственности. В дальнейшем У. Оучи в теории «Z» попытался найти компромиссный вариант.

А. Маслоу – разработал иерархию человеческих потребностей, постепенное удовлетворение которых, должно привести к максимальной самореализации личности работника.

 

Период – информационный (с 1960 г. по наст. время)

Количественная школа – применение математического моделированияпроизводственных процессов в практике управления. Этому способствовала компьютеризация и информатизация общества.

Школа социального подхода к управлению. Повышение неопределенности в управлении обусловлено не только социальными процессами, но в еще большей мере – глобальными процессами развития мировой науки технологий, международной торговли. Поэтому появилась необходимость долгосрочного планирования, а также и стратегического менеджмента, что связано с именем Игоря Ансоффа (1965). Кроме того, неопределенность породила ситуационный подход к управлению (1967) и к учету складывающейся конкуренции, теорию которой создал Майкл Портер (1980).

Развитие менеджмента в России

 

Развитие отечественного менеджмента началось в 17 в. при объединении областей, земель и княжеств, когда появился единый общенациональный рынок. Управление в России развивалось только на государственном уровне многие века.

А.Л. Ордин-Нашокин (1605–1680 гг.) – попытался ввести городское самоуправление в западных городах России. Он первым поставил вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.

Петр 1. Многое сделал для развития управления в России, прежде всего, это:

  • развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленного производства;
  • содействие развитию сельского хозяйства;
  • укрепление финансовой системы;
  • активизация внешней и внутренней торговли.

Интересны идеи И.Т. Посошкова (1652 – 1726 гг.). Он считал, что богатства бывают вещественные и невещественные. К вещественным богатствам относятся казна и народ, а невещественное богатство – эффективное управление страной и справедливые законы.

Екатерина 2. (вторая половина 18 в.), реформы связаны с просвещением страны.

Александр 1. В 1801 г. учредил Министерства, которые построил на началах личной власти и ответственности.

М.М. Сперанский (1772–1839) – провозгласил конституционную монархию, опирающуюся на силу закона. Систему власти предлагал разделить на 3 части:

· законодательную;

· исполнительную;

· судебную.

А.С. Столыпин настаивал на децентрализации власти в России. Однако, его реформы. Рассчитанные на 20 лет не реализовались, в связи со сменой государственного строя в 1917 году.

После революции 1917 года активно стали развиваться идеи научного менеджмента. Наиболее известны работы А.А. Богданова по организационным структурам и их развитию в связи с изменением внешних условий. Работы А.К. Гастева посвящены способам повышения производительности труда за счет применения принципов научной организации труда и управления.

А.А. Богданов (1873-1928) – политический деятель, философ и экономист. Выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии. Основной труд – «Всеобщая организационная наука» (1913-1917).

А.К. Гастев (1882-1938) – русский ученый и поэт. Проповедник научной организации труда (НОТ). Организатор (1920) и директор Центрального Института Труда (ЦИТ). Труды по рациональной организации и культуре труда: «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1929) и др. Некоторые его идеи были впоследствии развиты в разделе науки об управлении – кибернетике.

Советский период управления имел следующие черты:

· введение рабочего контроля за производством;

· создание Высшего совета народного хозяйства;

· образование местных органов самоуправления.

90-е годы ХХ века ознаменовались полным крахом административно-планового ведения хозяйствования и переходом к рыночным отношениям.

 

 


Тема 2. Организация как система

План

1. Понятие организации.

2. Характеристики организации.

3. Формальная и неформальная организация

4. Разделение труда

5. Сущность управленческой деятельности.

6. Содержание управленческой деятельности.

 

Понятие организации

 

Деятельность менеджера осуществляется в организации. Само понятие «организация» неоднозначно.

– организация как функция управления (организация людей на субботник);

– организация как социальный институт (ООН);

– организация как процесс (организация обучения студентов в вузе).

Схема 1

Элементы организации

      Организация      
         
Наличие не менее 2-х человек   Единство целей   Структура   Совместный труд
             
        формальная   неформальная  
                 
                     

Фазы развития организации

1. Рождение организации:

· определение главной цели заключается в выживании;

· кризис стиля руководства (руководство одним лицом);

· основная задача – выход на рынок;

· организация труда – стремление к максимальной прибыли.

II. Детство и юность:

· главная цель – кратковременная прибыль, ускоренный рост;

· выживание – жесткое руководство;

· основная задача – укрепление и захват рынка;

· организация труда – планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

 

III. Зрелость:

· цель – систематический рост и формирование индивидуального имиджа;

· руководство – делегирование полномочий;

· основная задача – рост по различным направлениям;

· организация труда – разделение и кооперация.

IV. Старение:

· цель – сохранить достигнутые результаты;

· руководство – координация деятельности;

· основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

V. Возрождение организации:

· цель – оживление по всем функциям;

· руководство – коллективизм;

· основная задача – омоложение;

· организация труда – видение НОТ, коллективное премирование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...