Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры библиографических описаний




Общие требования к ВКР

Выпускная квалификационная работа студентов-бакалавров является самостоятельным научно-прикладным исследованием по профилям подготовки «теория и методика преподавания иностранного языка» или «перевод и переводоведение», которая должна отражать уровень фундаментальной и профессиональной подготовки выпускников согласно требованиям ФГОС ВПО. Одновременно, она представляет собой форму отчетности и контроля знаний и умений, полученных ими за время обучения в университете, а именно - готовность решать теоретические и практические задачи по своей специальности. Результаты завершенного исследования представляются автором для публичной защиты. Особое внимание при формулировке темы необходимо уделять практической направленности решаемой проблемы. Прикладной характер исследования является обязательным, а полученные результаты должны быть востребованы на современном рынке труда и применимы в реальных условиях профессиональной деятельности. Тематика ВКР может быть узкоспециальной или иметь междисциплинарный характер. В последнее время приветствуются научные работы, построенные по интегративному признаку, то есть педагогика + психология, методика + лингвистика, методика + страноведение, теория и практика перевода + страноведение, теория и практика перевода + литература и так далее.

Название работы может корректироваться в процессе написания и окончательно утверждается на заседании кафедры после предзащиты. Изменение темы допускается в исключительных случаях не позднее истечения 1/3 срока, отведенного на подготовку исследования решением кафедры (на основании заявления бакалавра).

В своем исследовании выпускник-бакалавр должен продемонстрировать:

- прочные теоретические знания по избранной теме;

- владение методикой научного исследования, обобщения и логического изложения материала;

- умение обосновывать выбор темы и методов исследования, актуальность и новизну поставленной задачи;

- способность проводить самостоятельные теоретические и экспериментальные исследования;

- краткое, точное, конкретное, аргументированное изложение полученных результатов;

- видение места проведенного им исследования в ряду научных работ по избранной проблематике и его практическую значимость.

- умение грамотно оформлять свою работу на русском языке;
- хороший уровень владения иностранным языком в письменной форме.

Работа над ВКР проводится в рамках бюджета времени учебного плана бакалавриата из числа часов, отводимых на научно-исследовательскую работу, то есть предусматривает поэтапную подготовку к ее защите.

Календарные требования к процессу работы над выпускной работой устанавливаются научным руководителем и утверждаются решением заседания кафедры.

 

Выбор темы выпускной квалификационной работы

Заявление на выбор темы ВКР оформляется в соответствии с утвержденным форматом и в соответствии с графиком научно-исследовательской работы. Тема выбирается студентом-бакалавром совместно с научным руководителем и утверждается на заседании кафедры в течение сентября-октября текущего учебного года.

Научное исследование должно соответствовать современному состоянию лингвистики, теории и практики перевода и методики преподавания иностранного языка вообще или направлению конкретной научной школы, в частности. Не являются исключением и научные традиции нашего университета и факультета, а также авторские концепции научных руководителей из числа доцентов и профессоров. Наоборот, ВКР, написанные в рамках одной общей темы научного руководителя, но детально рассматривающие и дополняющие какие-либо частные моменты этой темы, позволят формировать студенческие научные проблемные группы и организовать обмен мнениями на их заседаниях.

 

Научный руководитель

Научным руководителем может быть профессор или доцент соответствующей кафедры, в отдельных случаях ассистент или старший преподаватель со степенью кандидата наук, который:

- формулирует задание на квалификационную работу(см. Приложение 5);

- помогает разработать ее структуру;

- утверждает совместно с бакалавром личный календарный график выполнения работы;

- рекомендует необходимую литературу и справочные материалы;

- проводит регулярные индивидуальные консультации (в установленные дни);

- проверяет и оценивает выполнение работы в соответствии с календарным графиком;

- представляет отзыв на ВКР.

В отзыве научного руководителя отражаются:

- актуальность и значимость работы;

- адекватность целей и методологии проведения;

- полнота использования фактического материала и источников;

- наиболее удачно раскрытые аспекты темы;

- степень самостоятельности бакалавра в исследовании;

- обоснованность выводов и ценность практических рекомендаций;

- основные недостатки работы

 

Рецензирование ВКР

При экспертизе выпускной квалификационной работы рекомендуется привлечение внешних рецензентов. Рецензентами могут быть ученые, профессора, доценты различных кафедр, образовательных учреждений, специалисты соответствующих сфер деятельности, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук. В отдельных случаях к этой работе могут привлекаться аспиранты старших курсов обучения.

Завершенная научная работа проходит проверку на системе «Антиплагиат» с соответствующей отметкой на титульном листе, подписывается научным руководителем, зав. кафедрой-менеджером ООП и представляется рецензенту не позднее срока, установленного в графике выполнения исследования. Рецензент дает развернутый письменный отзыв (рецензию) на ВКР, в котором отражаются:

- актуальность темы исследования;

- убедительность аргументации в определении целей и задач исследований;

- логика изложения материала и структура работы;

- степень и полнота соответствия собранных материалов целям и задачам исследования (в соответствии с требованиями задания для подготовки ВКР);

- качество и корректность обработки материалов;

- соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

- обоснованность сделанных выводов и предложений;

- степень самостоятельности студента в исследовании (с указанием разделов и страниц);

- теоретическая и практическая значимость выполнения исследования (с указанием разделов и страниц);

- конкретные замечания по содержанию, выводам, рекомендациям, оформлению работы (с указанием разделов и страниц);

- рекомендации по оценке ВКР.

Отзыв о работе подписывается рецензентом с указанием ФИО, ученого звания, ученой степени, места работы, должности, даты и доводится до сведения бакалавра не позднее, чем за два дня до даты защиты.

Если рецензентом выступает лицо, не работающее в БФУ им. И. Канта на условиях штатного (внешнего) совместительства или на условиях почасовой оплаты, рецензия заверяется печатью учреждения, в котором он работает.

Отрицательный отзыв рецензента не является препятствием для защиты ВКР бакалавра-выпускника, но в этом случае участие рецензента в заседании комиссии, где защищается работа, обязательно.

Содержание, структура и оформление

ВКР является законченным научным исследованием общим объемом 60 печатных страниц, которое имеет регламентированную структуру, содержание и оформление,

Содержание выпускной работы могут составлять:

- результаты теоретических и экспериментальных исследований;

- разработка новых методов, технологий, методических (лингвистических, психолого-педагогических и др.) подходов к решению научных и профессиональных проблем, их теоретическое обоснование и доказательность достоверности фактов.

Не приветствуется концентрация автора работы только на реферативном обзоре изученной литературы по теме и перечислении чужих примеров и интерпретаций, научная работа обязательно должна содержать собственный материал для практического анализа или для практической апробации (тексты на иностранном языке, планы уроков, анкеты и тому подобное) и результаты собственных наблюдений.

ВКР должна иметь следующую структуру:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложение.

Титульный лист содержит следующую информацию: 1) полное название учебного заведения, факультета, кафедры; 2) тему дипломной работы; 3) фамилию, имя, отчество студента-дипломника; 4) фамилию и инициалы научного руководителя, его учёную степень и звание; 5) город и год написания дипломной работы.

Расположение этой информации на титульном листе определяется следующими правилами:

1) название учебного заведения, института и кафедры занимают первые три верхние строчки (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру);

2) тема дипломной работы помещается в центре листа и состоит из одной или нескольких строк (шрифт Arial, 20, полужирный, все прописные; переносы в словах и сокращения не допускаются);

3) данные о студенте – фамилия, имя, отчество (полностью) располагаются над темой работы (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру);

4) данные о научном руководителе (две строчки) располагаются ниже названия темы со сдвигом вправо (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по правому краю; Ф.И.О. набираются полужирным шрифтом);

5) название города и год написания диплома располагаются внизу титульного листа (две последние строчки) по центру (шрифт Times New Roman, 14, выравнивание по центру).

Содержание работы следует после титульного листа и перед основным текстом дипломной работы. Требования к форматированию: заголовки первого уровня (названия глав) – шрифт Times New Roman, 14, полужирный; заголовки второго уровня (названия параграфов) – шрифт Times New Roman, 14, нормальный; заголовки третьего уровня (названия пунктов) – шрифт Times New Roman, 14, курсив, интервал 1,5, отступ от левого края 1,25 выравнивание по ширине.

Текст выпускной квалификационной работы выполняется только на русском языке (анализируемые примеры и конспекты уроков – на соответствующем иностранном языке). Она должна быть напечатана на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А 4 (210* 297 мм.). через 1,5 интервала; размер шрифта – 14 Times New Roman; с полями: левое – 35 мм., правое – 35 мм., верхнее и нижнее по 20 мм.

Введение, как правило, занимает 3-4 страницы печатного текста. В нем дается обоснование темы, ее актуальность и новизна, определяются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза (при необходимости), ставятся цели и задачи, называются методологические основы работы, методы исследования, ее теоретическая и практическая значимость, описание структуры работы. Следует обратить внимание на то, что объект и предмет соотносятся как общее и частное. Предмет обозначается в качестве названия темы на титульном листе.

В основной части излагается теоретический материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Содержание работы должно раскрывать тему исследования. В нем также приводится и описание собственного эмпирического исследования, если его проведение предусматривалось целями и задачами ВКР.

Основную часть работы составляют главы. Их должно быть не менее двух. Каждая глава освещает самостоятельный вопрос исследуемой темы, а если она разделена на параграфы или подпункты, то каждый параграф - отдельную часть этого вопроса.

Первая глава – теоретическая. По своему объему она должна быть меньше или, в крайнем случае, равной объему практической главы, то есть составлять не более 25 - 30 страниц печатного текста. Содержание первой главы теоретически подготавливает исследователя к решению заявленных ранее целей и задач, и создает конкретный алгоритм для их практической реализации. В процессе написания этой главы студент расширяет и совершенствует свою лингвистическую, переводческую или методическую эрудицию. Теоретическая глава должна включать:

- историю изучаемой проблемы в кратком изложении;

- анализ научной литературы, отражающий современное состояние в данной области исследований, разработанность в теории и практике;

- собственную позицию студента в оценке того или иного подхода;

- выводы к главе (не более 1,5 стр. печатного текста).

Вторая глава – практическая. В этой части работы проявляются исследовательские способности выпускника - бакалавра, его профессиональная подготовка. Если в теоретической главе речь идет об обзоре, компиляции и систематизации чужих идей, то здесь автор ВКР должен осознавать всю меру ответственности за практическое решение той или иной задачи, а также за корректность полученных результатов и выводов, то есть данная часть работы должна представлять собой самостоятельное исследование. Вторая глава содержит:

- описание собственного материала для исследования;

- изложение хода лингвистического анализа или методико-дидактического эксперимента, обоснование выбора и характеристик используемых методов и методик исследования;

- интерпретацию полученных результатов, например, статистических;

- использование наглядных примеров, отражающих тенденцию, а не отдельные случаи;

- выводы к главе.

Текст работы должен быть четким и кратким, не допускающим неоднозначных толкований. Не допускается произвольное сокращение слов, замена букв буквенными обозначениями и математическими знаками. Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики и фотографии в тексте работы должны быть выполнены или наклеены на стандартных листах белой бумаги. Подписи и пояснения к рисункам, схемам и таблицам должны быть выполнены на лицевой стороне листа (там же, где рисунок). Иллюстративный материал, большие таблицы или текст вспомогательного характера можно помещать в приложения, расположенные после списка литературы.

Завершает ВКР заключение (3-5 страниц печатного текста), в котором выстраивается обобщение основных положений и результатов исследования:

- констатируется степень реализации целей и задач, поставленных во введении, научно-теоретическая и практическая ценность выполненного исследования;

- даются рекомендации относительно возможностей использования материалов или экспериментальных результатов исследования.

Особо следует подчеркнуть недопустимость повторов в тексте ВКР: выводы в краткой тезисной форме должны показывать те основные положения и идеи, на которых будет строиться практическая часть исследования. Заключение, в свою очередь, не должно повторять в очередной раз выводы по каждому параграфу, а должно содержать концептуальное обобщение полученных результатов и их место в современных научных парадигмах. Кроме того, в заключении должны быть намечены перспективы дальнейшего изучения данной проблемы и могут быть даны рекомендации по ее решению.

В тексте работы не должно быть непереведённых иностранных слов и выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов даётся в сносках, причём обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с которого переводится данное слово или выражение).

Изложение материала дипломного исследования должно соответствовать требованиям грамматики и стилистики русского языка. Большое количество грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок может послужить причиной отказа студенту в рассмотрении его работы.

Список использованной литературы должен включать использованные при выполнении выпускной квалификационной работы источники, представленный в соответствии со сложившимися правилами оформления библиографических записей, должен насчитывать 40 - 50 источников, включая источники на иностранных языках. В свою очередь источники, помещенные в списке, должны быть, как правило, упомянуты в тексте работы посредством ссылок. Кроме того, должны быть приведены списки использованных словарей, справочников, энциклопедий (включая электронные), а также список источников примеров и условных сокращений (если они используются).

Приложение. Работа может содержать приложения, которые оформляются как продолжение основного текста работы на последующих ее страницах (в конце работы). Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова "ПРИЛОЖЕНИЕ" и иметь содержательный заголовок. Если в работе представлено несколько приложений, то их нумеруют последовательно арабскими цифрами. Текст каждого приложения может быть разбит на разделы и подразделы, пронумерованные арабскими цифрами. В приложение выносятся вспомогательные или дополнительные материалы (иллюстративные материалы, экспериментальные данные, глоссарии, тексты, конспекты уроков и т.д.), которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

Оформление текста ВКР должно соответствовать следующим требованиям:

- формально-логический способ изложения материала в форме рассуждения;

- объем ВКР должен составлять, как уже указывалось, 6о страниц печатного текста (исключая приложение).

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным частям работы: введению, заключению, списку использованной литературы, приложениям.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между названиями главы и параграфа.

Страницы текста выпускной квалификационной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в середине верхнего поля страницы (начиная с третьей страницы – Введение). Титульный лист и оглавление не нумеруются.

Заголовки пишутся с прописной буквы. Точка в конце заголовка не ставится. Нельзя подчеркивать и переносить слова на другую строку в заголовках.

При отсылке к произведению, описание которого включено в список использованной литературы, в тексте выпускной работы после упоминания о нем (прямо или косвенно) проставляют в круглых скобках фамилию автора (без инициалов), год издания и после двоеточия – номер соответствующей страницы, например: (Wode, 1981: 224), (Иванов, 1996: 27 – 29).

Сноски на информацию более общего характера могут приводиться без указания страниц (Wode, 1981), (Иванов, 1996).

При ссылках на два источника и более, следующих друг за другом, в сносках используется выражение «Там же, с. 105».

Списки коллективного характера оформляются следующим образом: (см.: Иванов, 1970; Петров, 1983; Тарасов, 1990).

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям на русском языке, сокращенные внутритекстовые ссылки могут оформляться следующим образом: [19, с. 53], [19, с. 53; 27; 57], [19, с. 53 - 55,] где в квадратных скобках дается номер источника, под которым он приведен в списке использованной литературы, а после запятой – номер страницы, если дана прямая цитата.

Выбор варианта оформления ссылки согласовывается с руководителем работы и должен быть единообразным во всех частях.

При написании ВКР необходимо давать ссылки на автора и источник, откуда заимствованы материалы. Ссылки на работы оформляются путем указания фамилии автора (ов) без инициалов, года издания данного источника и страниц, откуда непосредственно взята та или иная информация; в случае отсутствия автора, указывается первое слово названия книги.

Библиографическая ссылка – это библиографическое описание источников цитат, заимствований, а также произведений печати, рекомендуемых читателю по ходу чтения или обсуждаемых в тексте издания, или, другими словами, совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упомянутом в тексте документа другого документа, необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

Использование библиографических ссылок в научных изданиях обязательно.

Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата документа и служит источником библиографической информации о документах – объектах ссылки.

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

Объектом составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа), а также составные части документов.

Основное положение, которому должен удовлетворять состав ссылки, сформулировано так: «Совокупность библиографических сведений в ссылке должно обеспечить идентификацию и поиск объекта ссылки».

 

Примеры библиографических описаний

Книги

1. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1998. 95 с.

2. Грибенюк О. С., Грибенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. 572 с.

3. Салов Ю. И., Тюнников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. 256 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...