Цели и задачи исследования
Все вышесказанное позволяет считать стандартизацию РТС в России весьма значимой. Основными задачами нашего исследования являлись следующие. 1. Определение нормативных показателей теста для разных возрастных групп. 2. Выявление в показателях теста различий, связанных с контекстуальными факторами, в частности с культуральными и субкультуральными влияниями. 3. Исследование различий в показателях теста у мужчин и женщин. 4. Определение связи показателей теста с особенностями познавательной сферы испытуемых, в частности с развитием у них вербальных способностей. 5. Дополнительная проверка межтестовой валидности РТС и его корреляций с другими рисуночными тестами, позволяющими оценивать невербальное мышление. Исследование по стандартизации РТС в России включало следующие основные этапы: • перевод тестовых материалов, инструкций и методического руководства на русский язык; • создание рабочей группы специалистов и их подготовка к исследованию; • определение групп испытуемых; • сбор данных (предъявление теста и подсчет балльных оценок); • статистический анализ данных; • определение нормативных показателей и анализ результатов исследования. Краткое описание рисуночного теста Сильвер
Подробное описание рисуночного теста Сильвер содержится в англоязычных (511-уег, 1993а, 1990,1996) и русскоязычной (Сильвер и Копытин, 2002) версиях методического руководства по его применению. В данном разделе книги будет дана его общая краткая характеристика, а также описаны основные принципы оценки результатов тестирования. В главе «Теоретическое обоснование теста» Сильвер (511уег, 1996) указывает, что при разработке РТС она исходила из того, что интеллектуальные способности некоторых детей часто не могут быть адекватно оценены из-за недостаточного развития речи. Познавательная деятельность осуществляется с опорой как на вербальную, так и визуальную коммуникацию, причем у одних людей она может осуществляться прежде всего с опорой на невербальную, визуальную коммуникацию. «Подобно символам речи, — пишет Сильвер, — художественные символы могут обозначать субъективный опыт и представлять предметы или их классы... Детям с недостаточным лексиконом трудно обозначать свои мысли, но даже при этом их способность к использованию символов может быть сохранной, давая им возможность представлять свои мысли в рисунке» (р. 3). Сопоставляя РТС с другими известными рисуночными методиками, используемыми для оценки познавательной и эмоциональной сферы, такими как тест рисования человека (Сооо!епои§Ь & Нагпз, 1963), тест рисования фигуры человека Коппица (Коррид, 1968), визуально-моторный тест Бендера (Вепо!ег, 1938), а также тест для оценки креативности Торренса (Тоггапсе, 1984), Сильвер констатирует, что, являясь ценными инструментами диагностики, эти методики не предназначены для оценки способности решать концептуальные задачи графически. РТС предполагает два аспекта оценки — когнитивный и эмоциональный. Когнитивный аспект оценки связан с оценкой уровня развития пространственных представлений, представлений последовательного порядка и способности испытуемого к объединению предметов в классы. Данная стратегия исследования познавательной сферы тесно связана с идеями Пиаже и Инхельдера (Р1а§е(; & 1пЬе!о!ег, 1967), а также Беннетина (Ваппагупе, 1971). РТС использует визуально-пространственный подход к тестированию трех вышеназванных способностей. Он включает в себя три задания: задание на прогнозирование оценивает способность строить последовательности и представлять гипотетические ситуации, задание на рисование с натуры оценивает способность к восприятию пространства, а задание на воображение оценивает концептуальные, творческие способности.
В свою очередь эмоциональный аспект оценки связан с оценкой отношения испытуемого к самому себе и другим людям и предполагает использование двух шкал — шкалы оценки образа «Я» и шкалы оценки эмоционального содержания рисунков. Когнитивный аспект Задание на прогнозирование Цель задания на прогнозирование состоит в том, чтобы измерить представление испытуемого о горизонтальности, вертикальности и последовательности. Испытуемых просят обозначить уровень жидкости в серии стаканов по мере ее убывания; уровень воды в наклеенной бутыли, а также нарисовать на склоне горы домик. Результаты выполнения трех пунктов данного задания оцениваются по пятибалльной шкале. Некоторые примеры оценки результатов его выполнения приводятся в зарубежных (ЗПуег, 1983а, 1996) и отечественном (Сильвер и Копытин, 2002) изданиях руководства. Задание на рисование с натуры Как отмечает Сильвер, «цель этого задания состоит в том, чтобы определить, приобрели ли испытуемые способность представлять пространственные отношения между предметами по высоте, ширине и глубине» (р. 12). При выполнении данного задания испытуемым предлагается посмотреть на расположенные перед ними несколько отличающихся по высоте и ширине цилиндров и камень, а затем нарисовать то, что они видят. В методическом руководстве теста (511уег, 1996) содержится точное описание предназначенных для выполнения этого задания предметов и схема их расположения; в русское издание методического руководства (Сильвер и Копытин, 2002) также входит описание набора необходимых предметов. Некоторые примеры оценки результатов выполнения задания на рисование с натуры приводятся в зарубежных и отечественных изданиях руководства.
Задание на воображение Задание на воображение позволяет оценить способность испытуемых к решению концептуальных задач невербальными средствами, в том числе их способность выбирать и комбинировать стимулы и представлять на их основе историю. Испытуемым показывается серия из 15 стимульных рисунков с изображением людей, животных и различных предметов и предлагается, выбрав два рисунка, создать на их основе свой собственный рисунок, при желании что-то добавив к стимульным изображениям или что-то в них изменив. После завершения рисования испытуемые должны дать своему рисунку название и сочинить короткую историю о том, что он изображает (если испытуемый не умеет писать, экспериментатор записывает, что тот говорит). Способность выбирать (содержание рисунка): использование данного пункта оценки обосновывается Сильвер с точки зрения представления о том, что эта способность может характеризоваться разным уровнем зрелости (перцептивным, функциональным или концептуальным, то есть абстрактным). «Задание на воображение, — пишет она, — основано на предположении о том, что испытуемые, которые выбирают рисунки, исходя из того, чего нельзя увидеть, или представляя изображенные предметы или существа как относящиеся к определенному классу, обладают способностью выбирать на абстрактном уровне (5 баллов), и что более низкие уровни этой способности, основанной на перцептивных свойствах предметов или их функциональной группировке, могут быть также соответствующим образом оценены» (р. 13). Способность комбинировать (форма рисунка): использование данного пункта оценки основано на том, что способность к восприятию и представлению предметов на основе их объединения в единую систему развивается постепенно. «Испытуемые, которые объединяют элементы изображения в единую систему, имеют более высокий уровень данной способности (оцениваемый в 5 баллов), и что более низкие уровни развития данной способности... могут также быть оценены соответствующим образом» (р. 14). Так, например, при более низком развитии этой способности персонажи и предметы могут «плавать» в пространстве и быть связанными скорее близостью, а не их расположением на «базисной линии». Более низкие уровни развития этой способности также выражаются в том, что рисунок не передает глубину пространства и т. д.
Способность представлять историю (творческий потенциал): использование этого пункта оценки основано на том, что способность ребенка представлять историю имеет сначала подражательный и пассивный характер, но постепенно приобретает более активный характер. Кроме того, при использовании данного пункта оценки Сильвер принимала во внимание некоторые результаты изучения особенностей мышления творческих личностей, указывающие на то, что эти люди отличаются оригинальностью, независимостью, развитой способностью к игровым видам деятельности, свободному обращению с идеями и понятиями, развитым чувством юмора и другими признаками (Тоггапсе, 1962, 1980). С учетом этого, оценка данной способности предполагает идентификацию разных уровней ее развития, в том числе тех, которые связаны с подражанием и пассивным копированием стимульного материала (имитация), в его изменении и усложнении (реструктуризация), а также в большей или меньшей оригинальности и выразительности изображения, наличии в нем скрытого смысла и метафоричности, проявлении игрового начала и чувства юмора и т. д. «Задание на воображение, — пишет Сильвер, — основано на предположении, что испытуемый, в чьих рисунках проявляются оригинальность, выразительность и игровое начало, имеет высокий уровень творческих способностей (оцениваемый в 5 баллов) и что более низкие уровни развития творческих способностей, основанные на имитации и использовании стереотипов, также могут быть оценены соответствующим образом» (р. 15). Образцы стимульных рисунков к третьему заданию и различные примеры оценки результатов его выполнения приводятся в зарубежных (511уег, 1983а, 1990, 1996) и отечественных изданиях (Сильвер и Копытин, 2002) методического руководства по использованию теста. Эмоциональный аспект Как пишет Сильвер (5Пуег, 1996), «особенности выполнения испытуемыми задания на воображение отражают их фантазии и могут способствовать раннему выявлению тех детей и взрослых, у которых имеются депрессия или иные эмоциональные нарушения (р. 15). Эмоциональный аспект оценки связан с использованием двух шкал — шкалы оценки эмоционального содержания рисунков (проективной шкалы) и шкалы оценки образа «Я». Обе эти шкалы применяются для интерпретации рисунков, созданных в соответствии с третьим заданием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|