Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корреляции между результатами выполнения отдельных пунктов




И общей оценкой РТС

  Пп Пг Пв Нпл Нвн Нбу Вв Вк Вр
Коэфф. корр. 0,35 0,75 0,60 0,77 0,69 0,75 0,63 0,77 0,68
Пп: задание на прогнозирование, последовательность Пг: задание на прогнозирование, горизонтальность Пв: задание на прогнозирование, вертикальность Нпл: задание на рисование с натуры, отношения право — лево Нвн: задание на рисование с натуры, отношения верх — низ Нбу: задание на рисование с натуры, отношения близость — удаленность Вв: задание на воображение, выбор Вк: задание на воображение, комбинирование Вр: задание на воображение, представление

а также между показателями РТС и арт-терапевтических шкал формальных элементов.

Как видно из табл. 5, коэффициенты корреляции между результатами отдель­ных пунктов разных заданий и общей оценкой РТС у 702 испытуемых колебались в диапазоне от 0,35 до 0,77. Это указывает на то, что показатели каждого пункта всех заданий положительно влияют на конечные результаты теста и являются достаточно информативными для оценки невербального, пространственного мыш­ления. При этом, однако, ни один из пунктов теста сам по себе не может считаться достаточным для такой оценки. Наименее информативным оказался первый пункт заданий на прогнозирование, поскольку подавляющее большинство испытуемых с ним успешно справились.

Коэффициенты корреляции между тремя основными заданиями теста колеба­лись от 0, 48 до 0, 67 (табл. 5).

Весьма интересные результаты были получены при изучении корреляций меж­ду оценками РТС и арт-терапевтических шкал формальных элементов. Тест, за­ключавшийся в изображении человека, срывающего яблоко с дерева, был предъяв­лен 72 испытуемым разных возрастов.

Как видно из табл. 6, коэффициенты корреляции между результатами выпол­нения разных заданий РТС, общей оценкой РТС и показателями большинства арт-терапевтических шкал формальных элементов были весьма высоки, и лишь с от­дельными шкалами они не достигали достоверного уровня (р > 0,05), а именно со 2-й шкалой «Адекватность цвета», 6-й шкалой «Логика», 11-й шкалой «Качество линии», 13-й шкалой «Ротация» и 14-й шкалой «Персеверация». Наиболее высо­кие корреляции были обнаружены между показателями РТС и 4-й шкалой «Про­странство», 5-й шкалой «Интеграция», 7-й шкалой «Реализм», 9-й шкалой «Уро­вень развития» и 12-й шкалой «Человек».


Таблица 6

Корреляции между результатами отдельных заданий и общей оценкой РТС и оценками арт-терапевтических шкал формальных элементов

 

Шкала Задание на прогнозирование Задание на рисо­вание с натуры Задание на воображение Общая оценка
1. Значимость цвета 0,52 0,62 0,56 0,67
2. Адекватность цвета 0,10 0,01 0,01 0,03
3. Энергия 0,51 0,50 0,47 0,57
4. Пространство 0,58 0,64 0,61 0,71
5. Интеграция 0,51 0,62 0,75 0,72
6. Логика 0,18 0,22 0,09 0,20
7. Реализм 0,66 0,66 0,63 0,76
8. Решение проблемы 0,48 0,50 0,55 0,59
9. Уровень развития 0,67 0,71 0,77 0,83
10. Детали объектов 0,40 0,44 0,49 0,54
и окружающего        
пространства        
11. Качество линии 0,18 0,38 0,37 0,37
12. Человек 0,46 0,65 0,67 0,70
13. Ротация 0,18 0,22 0,09 0,20
14. Персеверация 0,18 0,22 0,09 0,20

 

Примечание. Выше0,25 — достоверно.

 

Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что РТС и большинство арт-терапевтических шкал формальных элементов измеряют один и тот же диаг­ностический конструкт, а именно конструкт невербального, пространственного мышления, тесно связанный с художественными способностями, креативностью и способностью к передаче и переработке информации с помощью визуальных образов. Эти результаты также указывают на достаточно высокую межтестовую валидность РТС и возможностью использования арт-терапевтических шкал фор­мальных элементов с теми же целями, что и РТС — как отдельно от него, так и в сочетании с ним, что может повышать достоверность результатов тестирования. Это представляется тем более оправданным, если учесть, что Гантт и Табон (СапИ & ТаЬопе, 1998) считают возможным применение арт-терапевтических шкал фор­мальных элементов не только для анализа изображений человека, срывающего яб­локо с дерева, но и другой графической продукции.

Выводы

• Проведенное нами исследование позволило определить нормативные по­казатели РТС для разных возрастных групп. Общий объем наблюдений и включение в группу обследуемых жителей разных регионов Российской Федерации, крупных и мелких населенных пунктов позволяет считать по­лученные данные достаточно репрезентативными. В то же время целесооб­разно дальнейшее расширение объема исследования, в первую очередь для того, чтобы увеличить некоторые возрастные группы. Кроме того, имеет смысл увеличить группу взрослых испытуемых, включив в нее лиц с раз­ным уровнем образования, в том числе с неполным средним образованием.

• Различия между полученными нами и американскими нормативными по­казателями, отражающими динамику развития невербального интеллекта у детей и подростков, а также эмоциональное состояние испытуемых и их отношение к себе и другим, могут свидетельствовать о влиянии на резуль­таты тестирования различных контекстуальных факторов, в том числе культуры и связанных с ней тендерных ожиданий и способов коммуника­ции, условий жизни и деятельности людей, подходов к воспитанию и обра­зованию и др. В то же время различия между результатами выполнения теста жителями разных регионов Российской Федерации, Эстонии, а так­же крупных и мелких населенных пунктов оказались несущественными. Все это указывает на необходимость дифференцированного анализа вне­шних и внутренних детерминант графической экспрессии, в том числе на основе мультикультурального подхода и развиваемой нами концепции си­стемной арт-терапии.

• Нам не удалось выявить какие-либо различия в выполнении основных за­даний теста испытуемыми мужского и женского пола. В то же время были обнаружены существенные различия в показателях шкалы оценки эмоционального содержания рисунков и шкалы оценки образа «Я». Отсутствие по­добных различий в американских и бразильских исследованиях позволяет
сделать предположение о влиянии контекстуальных факторов.

• Отсутствие сколь-либо заметных различий между результатами выпол­нения РТС детьми и подростками, посещающими общеобразовательные школы и коррекционную школу для лиц с речевыми нарушениями, свиде­тельствует о независимости развития вербального интеллекта от невер­бального. На это указывают и приводимые-Сильвер (ЗНуег, 1996) данные
об отсутствии корреляций между результатами РТС и большинства тестов для оценки вербального интеллекта.

• Высокая корреляция оценок РТС с показателями большинства арт-тера­певтических шкал формальных элементов позволяет сделать вывод о том, что они измеряют один и тот же диагностический конструкт, а именно конструкт невербального, пространственного мышления. Эти результаты так­ же указывают на высокую межтестовую валидность РТС и возможность использования арт-терапевтических шкал формальных элементов с теми же целями, что и РТС — как в отдельности, так и вместе с ним, что может повысить достоверность результатов тестирования.

 

Заключение

 

Арт-терапия все еще является малоизвестным в России направлением лечебно-коррекционной, профилактической и реабилитационной работы. Та информация о ней, которая содержится в опубликованных в 1980-1990-е гг. работах, как, впро­чем, и та, которая приводится в некоторых изданиях последнего времени, не отра­жает ни зарубежных достижений в этой области, ни того, что происходит у нас на родине. В силу разных причин развитие арт-терапии и психотерапии в целом в нашей стране приобрело за последние десять лет в значительной мере стихийный характер. Появление новых форм психотерапевтической практики и целых на­правлений происходит благодаря инициативе «снизу». Отечественная арт-тера­пия является ярким тому примером.

За последние годы происходит стихийное освоение арт-терапевтических мето­дов и их внедрение в разные области практического применения. Из-за отсутствия достаточной информации об этом направлении, отсутствия системы профессио­нальной подготовки, недостаточно развитой теоретической базы, отечественным специалистам приходится довольствоваться сведениями второго и третьего сор­та, мастерскими зарубежных «гастролеров» либо осваивать арт-терапию по кни­гам иностранных авторов, путем общения с коллегами или участия в краткосроч­ных образовательных программах.

Во многих случаях, имея лишь отрывочные представления об арт-терапии, оте­чественные специалисты приходят в своей работе к использованию методов худо­жественной экспрессии интуитивно, проявляя при этом немало энтузиазма и твор­ческой инициативы. Нередко к освоению арт-терапии их побуждает неудовлетво­ренность традиционными методами работы, стремление улучшить ее качество и расширить диапазон различных возможностей общения с клиентами.

Процесс стихийного освоения отечественными специалистами методов арт-тера­пии в чем-то напоминает то, что происходило в ряде зарубежных стран в 1960-1970-е гг., когда вместе с изменениями в их культурном климате пробуждался ин­терес к использованию исцеляющих возможностей различных форм творческой экспрессии. В свое время это дало толчок профессионализации арт-терапевтической деятельности и ее постепенной интеграции в систему здравоохранения, образования и социального обслуживания. Не исключено, что и в России будет происходить нечто подобное. В отличие от зарубежных пионеров арт-терапевтического направления, отечественные специалисты могут воспользоваться теми знаниями и опытом, информационными и организационными ресурсами, которые имеются у современного арт-терапевтического сообщества. Кроме того, им пред­стоит развивать арт-терапию и внедрять ее в разные области практики в эпоху ин­формационных технологий, постмодернизма и мультикультуральности. Все эти факторы оказывают существенное влияние на характер общения арт-терапевтов с клиентами и формы психотерапевтической работы.

Наличие множества школ и направлений в современной арт-терапии тесно свя­зано с существующими в разных странах политическими, социально-экономиче­скими, правовыми, культурными и институциональными контекстами, что дикту­ет необходимость системной оценки и формирования целостного представления об арт-терапии не только как о совокупности теоретических взглядов и эмпири­чески наработанных приемов, но и как о социальном и культурном феномене.

Автор книги стремится по-своему решить эту задачу. Анализируя различные точки зрения на предмет и методы арт-терапии, а также различные способы тео­ретического обоснования связанных с ней основных механизмов и факторов ле­чебного воздействия, он использовал элементы системного подхода. Достоинством системного подхода является то, что, не стремясь к уточнению преимуществ ка­кой-либо отдельной системы взглядов, он предоставляет богатые возможности для описания комплексных феноменов и «дает достаточно широкую и детально раз­работанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложности» (Фримен,

2001, с. 57).

Данные особенности системного подхода делают его удобным способом теоре­тического анализа и описания процессов, связанных с индивидуальной и группо­вой арт-терапией. Его ценность, по убеждению автора книги, заключается также в том, что он позволяет учитывать контекстуальные влияния, без чего анализ этих процессов был бы обречен на редуктивность.

При написании книги автор руководствовался собственным опытом практиче­ского применения методов арт-терапии, в том числе в работе с психиатрическими пациентами, что позволило ему лучше понять их возможности и оценить перспек­тивы дальнейшего развития арт-терапии. Приводимое в книге описание хода рабо­ты и ее результатов можно рассматривать в качестве примера практической реа­лизации системной методологии. Рассматривается ее использование как на этапе планирования, так и непосредственно в ходе проведения арт-терапии, при анали­зе полученных результатов и разработке рекомендаций по ее дальнейшему использованию.

Немалую ценность системный подход представляет для анализа тех разнооб­разных феноменов, которые проявляются в ходе групповой арт-терапии, в част­ности внутригрупповых коммуникативных процессов разного уровня и направ­ленности, связанных с использованием различных форм творческой экспрессии. Подтверждением этого могут быть приводимые автором описания различных мо­ментов групповой арт-терапевтической работы. Большой интерес представляет то, что автор фактически первым в современной арт-терапии использует системный подход для анализа тех комплексных опосредованных разными формами твор­ческой экспрессии и особенностями внутригрупповой коммуникации процессов, с которыми во многих случаях связано достижение психотерапевтических изме­нений. В книге представлены инновационные модели групповой арт-терапевти­ческой работы мультимодального характера; обоснование лечебного воздействия которых основано на привлечении системных представлений.

Написанию книги во многом способствовал опыт проведения автором програм­мы подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии творчеством. Благодаря преподаванию арт-терапии и общению со студентами с разной базовой подготовкой, автор книги смог узнать, в какой мере арт-терапевтические методы могут быть востребованы в различных областях их практического применения; какие кадровые, институциональные, материальные и иные предпосылки для это­го имеются и какие модели арт-терапевтического образования являются наиболее перспективными.

Более глубокому пониманию основных проблем современной арт-терапии и связанной с ней системы профессиональной подготовки способствовало сотруд­ничество с зарубежными коллегами и организациями. Благодаря этому автор смог осознать, что дальнейшее развитие отечественной и зарубежной арт-терапии не­возможно без создания перспективной и отвечающей реалиям XXI в. ее организа­ционной и методологической базы, что в свою очередь связано с необходимостью решения ряда задач, включающих:

• эффективный обмен информацией между региональными и национальны­ми арт-терапевтическими сообществами, касающийся теоретических и практических вопросов арт-терапии, а также вопросов профессиональной политики, что может быть, в частности, связано с переводом и изданием арт-терапевтической литературы, подготовкой совместных книг, созданием общенациональных и транснациональных периодических изданий, разви­тием электронных средств коммуникации и т. д.;

• развитие научных исследований в области арт-терапии и формирование научно-обоснованной системы представлений и приемов практической ра­боты; немаловажная роль при этом может принадлежать совместным иссле­дованиям специалистов из разных регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, проведению конференций, симпозиумов и других мероприятий;

• создание национальных и международных, в частности общеевропейских, образовательных стандартов в области арт-терапии, способствующих под­готовке специалистов высокого уровня.

Начало решению этих задач так или иначе уже положено, но очень много еще предстоит сделать. Есть основания полагать, что особенности самого арт-терапев­тического подхода и сообщества представляющих его специалистов будут этому способствовать. Арт-терапии как сравнительно молодой специальности, возник­шей на стыке разных областей деятельности и явившейся результатом синтеза различных систем взглядов, посчастливилось избежать явной редуктивности и сохранить то внутреннее богатство, которое ценно для любого развития.

Притягательность и сила арт-терапии как метода заключается в ее способно­сти выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутриличностной, межличностной и культурной. Идея о том, что творческая деятельность, в частности художественное творчество, обладает способностью исцелять людей, тесно связана с историей культуры. В то же время эта идея дополняется призна­нием того, что современные условия жизни, формализация и инструментализация человеческой деятельности и отношений негативно сказываются на здоровье лю­дей, что требует более активного использования их творческого потенциала. Од­нако раскрытие этого потенциала, в том числе на основе арт-терапевтического под­хода, вряд ли может быть достигнуто путем использования неких универсальных технологических приемов.

Современная арт-терапия не стремится к использованию стандартных спосо­бов решения проблем. Она ориентирована на исследование внутреннего мира лю­дей и системы их отношений, и в случае необходимости — на их изменение. Она вырастает из местных культур, в отрыве от которых она являлась бы не более чем эрзацем или очередной «душеспасительной утопией». Использование разных тех­ник и подходов, с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и опыта, является отличительной чертой современной арт-терапии. Она призвана исцелять людей и делать их более свободными и счастливыми благодаря способности спе­циалистов в этой области сохранять высокую степень открытости и сенситивности к множеству внешних и внутренних факторов, а также развивать и корректи­ровать свои взгляды и методы работы.

 

 


[1] Слово «клиент» в данном случае обозначает любого участвующего в арт-терапии человека.

 

[2] Признавая психотерапевтические отношения в арт-терапии открытой системой, мы тем не менее Допускаем разную степень ее открытости. При определенных обстоятельствах, в частности в усло­виях жесткого институционального или идеологического давления, при использовании психоте­рапевтом догматической системы взглядов, его чрезмерной директивности, при наличии у клиен­та определенных психических расстройств и т. д., психотерапевтические отношения становятся закрытой системой, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса. — Примеч. авт.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...