Осознанные и неосознанные качества
Итак, уже стало понятно, что для построения Бодиграфа нужно использовать две колонки цифр: черную, которая появляется из использования конкретного времени рождения и красную - расчёт в момент за 88 градусов Солнца до рождения. Чёрный столбик цифр описывает сознательные качества, красный - бессознательные. Что конкретно означают понятия сознательный/бессознательный? В обиходе оба эти понятия имеют несколько размытое значение, особенно понятие «бессознательный» несет на себе очень сильный психоаналитический отпечаток. Как будет видно, в рамках Системы Дизайн Человека понятие бессознательного гораздо более радикально. Можно представить Бодиграф как сеть улиц. Каналы окажутся улицами, а центры - перекрестками. Или еще точнее: закрашенные черным ворота и каналы - это обычные улицы. Если вы - ваша осознанность - будете смотреть с вершины холма на эту сеть улиц, вам легко будет наблюдать за тем, что там происходит. Так обстоят дела с сознательными качествами. Мы наблюдаем себя, конечно, не всегда, но, по крайней мере, когда есть желание наблюдать. Красные ворота и каналы в этом примере работают как подземные тоннели. С нашего наблюдательного пункта, во-первых, не будет видно, что происходит в таком тоннеле и, во-вторых, мы даже не будем знать о его существовании. Это означает, что наши бессознательные качества невозможно пронаблюдать и даже нет возможности знать, существуют ли они. Что можно пронаблюдать, так это проявление бессознательного. Возвращаясь к картинке: с холма видно только как машины появляются из тоннеля. Причём, из каждого тоннеля появляются определённого типа машины: из одного - всегда только красные грузовики, из другого - всегда только синие универсалы. Рано или поздно мы обращаем внимание на то, что в нашей жизни всегда есть только красные грузовики или только синие универсалы.
Это, например, те качества, о которых нам всё время говорят друзья. («Ты так поглощён собой, что никого больше не замечаешь».) Самим нам кажется, что это не так. Но когда многие люди в жизни видят одинаковые свойства в нас, в какой-то момент мы начинаем признавать, что странным образом мы так воздействуем на людей. Или мы - т.е. наша бессознательная сторона - оказываемся всё время в одних и тех же нежеланных ситуациях. Тогда наша осознанность говорит: «Почему со мной всё время так случается? Это последнее, чего бы я хотел». Иногда мы начинаем перекладывать ответственность за эти ситуации на других. Итак, вы никогда не сможете пронаблюдать, бессознательное и никогда не сможете узнать, что явилось источником проявлений бессознательного. Впрочем, даже если вы аналитически всё узнаете о своём бессознательном, ничего не изменится. Даже тогда вы не станете воспринимать это как присущее вам. Хотя, аналитическое знание вашего бессознательного облегчит наблюдение соответствующих проявлений. Важно! Чтобы была возможность практической работы со следующими разделами, необходимо будет использовать свой Бодиграф и хорошо ещё иметь Бодиграфы ваших близких. Если у вас ещё нет соответствующих материалов, то есть две возможности их получить: 1. Бесплатно построить Бодиграф по интернет-адресу: www.jovianarchive.com 2. С того же интернет ресурса бесплатно установить полную версию программы. В течение недели можно будет использовать все её функции бесплатно, позже - за дополнительную плату. Центры и их функции Глядя на Бодиграф, даже ещё ничего о нём не зная, можно получить много информации: есть верх, низ, правая, левая стороны. Есть простые и сложные центры. Каждый центр может напрямую связываться с несколькими другими. Все вместе центры образуют следующие подгруппы:
Центры с потенциалом осознанности: Селезёнка, Аджна, Солнечное Сплетение; Центры-моторы: Корневой, Сакральный, Солнечное Сплетение, Эго; Центры давления: Корневой, Теменной. Два центра - Центр С и Горловой - не включены в подгруппы. Они не имеют осознанности, собственной энергии и не оказывают никакого давления. Рассмотрим пока общий смысл каждого центра. А позднее более подробно разберем: - как функционирует центр, если он определён; - как функционирует центр, если он открыт; - на что нужно обратить внимание при работе с людьми (если Вы консультант, терапевт и т.д.) и посмотреть на открытые/определённые центры клиента.
Начнем с трёх центров потенциальной осознанности: Центра Селезёнки, Аджны и Солнечного Сплетения. Такая последовательность не случайна, она отражает порядок возникновения центров. Центр Селезёнки - наша древнейшая осознанность, она возникла одновременно с появлением человеческой формы. Аджна в её нынешнем виде существует порядка 90000 лет. Солнечное Сплетение с точки зрения эволюции - наше самое последнее приобретение, существует примерно 2000-3000 лет. Соответственно, мы по-разному чувствуем себя в обращении с этими центрами: лучше всего мы справляемся с Селезёнкой, Аджна создает нам ещё некоторые проблемы, а в Солнечном Сплетении сконцентрированы все наши трудности.
Центр Селезёнки Функция Центра Селезёнки станет ясной, если понять, как действует любой живой организм: с одной стороны, происходит взаимодействие с окружающей средой (посредством дыхания, питания и потребления жидкости), с другой стороны - несмотря на такое взаимодействие, необходимо сохранять свою идентичность. В природе существуют открытые биологические системы. Эта открытость - предпосылка для роста, развития и размножения и, собственно, для непрерывности жизни. Одновременно открытость системы является возможной угрозой для неё: не всё, пригодное к употреблению будет хорошо для организма. Мы нуждаемся в некоей системе восприятия, которая предупреждала бы, что нам чужеродно, а что позволительно. Причём, необходимо определять, что из чужеродного может быть полезным, а что, наоборот - вредным. Кроме того, нужны предупреждения о том, что внутри организма могут начать развиваться опасные вещи, например, рак.
Это чрезвычайно сложная задача, т.к. взаимодействие наряду с потенциальной угрозой происходит во всех областях жизни. Вирусы, бактерии, опасные ситуации, токсины, слишком много солнца, чрезмерный холод... нет конца возможным опасностям. Но организм не может позволить себе быть «наглухо закрытым» ни к одному из этих факторов. Есть бактерии-убийцы, но есть и необходимые для жизни «хорошие» бактерии. Кроме того, поставленные задачи должны решаться в совершенстве одновременно на очень многих уровнях: весь организм целиком должен правильно среагировать на случившийся на молекулярном уровне контакт с опасным вирусом или бактерией. Выживание - сложнейшая многоплановая задача. Центр Селезёнки - особенность не только человеческого организма: любому сложному живому организму для выживания нужна хотя бы элементарная система распознавания и защиты. К большей части задач, решаемых Центром Селезёнки, у человека нет осознанного доступа. Как правило, мы не замечаем, как и когда атакуется наша иммунная система. Молекулярный механизм, участвующий в этом процессе, абсолютно недоступен для нас. И ещё кое-что важно понять: здесь может быть принято решение только в виде «да» или «нет». Иммунная система либо будет, либо не будет бороться с вторгшимся вирусом. Если опасно - будет бороться, если нет - не будет. Никаких нюансов, полутонов, никаких «может быть». Обратите внимание: до сих пор мы говорили о разумности, не об осознанности. Иммунная система - это постоянно присутствующая во всем теле разумность, которая распознаёт, что чужеродно организму, а что нет и, исходя из этого, определяет, что для нас опасно, а что нет. Это и есть тот решающий фактор в вопросе «бороться или нет». У нас есть некая система распознавания и принятия решений, которая на молекулярном уровне управляет нашими физическими действиями. Эта разумность сильно впечатляет не только потому, что она способна распознавать «старых врагов» (например, возбудителей, с которыми однажды уже организм боролся), но и в состоянии правильно реагировать на новые патогены. Таким образом, иммунная система разумна, обладает памятью и способна к обучению.
Оставим молекулярную область действия иммунной системы и перейдем к инстинктивно и интуитивно управляемому поведению. Например, когда мы вдруг спотыкаемся, сбегая по лестнице, то молниеносно включается координация многих движений, которые предотвращают падение. Тем не менее, всё это еще не осознанность. Осознанность появляется, когда что-то становится заметным. Осознанность - это первое, что мы замечаем, когда она появляется. Признак, по которому можно судить об иммунной системе как об осознанной, уже понятен: речь должна идти о простой двойственности - «да» или «нет». Двойственность, при которой иммунная система достигает уровня осознанности - либо хорошее физическое самочувствие, либо дискомфорт. Проще говоря: когда всё в порядке, мы чувствуем себя физически здоровыми. Когда что-то не в порядке - физически нездоровыми, и это сигнал тревоги, который оповещает систему осознанности именно об этом обстоятельстве. (Если вдруг появилась головная боль, потливость и температура, моя осознанность оказывается в курсе, что не всё в порядке.) Центр Селезёнки - многоплановая структура. С одной стороны - селезёнка как орган плюс вся лимфатическая система со своими тремя главными группами клеток: макрофагами, Т-клетками, В-клетками (можно сказать, это стиральная машина организма). С другой стороны, здесь есть потенциал для осознанности, выражающийся в виде физического благополучия или физического дискомфорта. Потенциал потому, что факт моего хорошего самочувствия (с точки зрения иммунной системы — это когда всё в порядке) может быть осознан или не осознан. Как теперь перейти к макроскопическим измерениям? Т.е. как случается, что процессы, происходящие на молекулярном уровне, управляют нашим поведением как единым организмом? При этом восприятие через органы чувств даёт основу для принятия определённых решений. В случае Центра Селезёнки это обоняние, вкус и интуиция. Представьте себе, вы достаёте из холодильника трехдневной давности колбасу и не знаете, можно ли ее есть. Что вы делаете? Либо понюхаете, либо попробуете и тогда решите, есть её или нет. Только интуиция не связана с органами чувств. Её мы переживаем как необъяснимое всепроникающее знание-уверенность (это не значит, что она беспричинна).
Чтобы понять, что такое интуиция, можно разобрать языковой корень этого слова. Tueor на латинском означает - смотреть, рассматривать, оберегать, ограждать, защищать, сохранять, утверждать, наблюдать (25). Префикс «in» рождает слово intueor - пристально глядеть, учитывать, рассматривать, исследовать. (26) Т.е. интуиция связана с внутренним наблюдением, со сбережением, удержанием или защитой. Она рождается внутри (= в теле), чтобы обеспечивать выживание (это основная функция Центра Селезёнки) или защищать индивидуальность. Интуиция вырастает из собственных неповторимых опытов, хранимых в теле, и поэтому всегда уникальна. Опыты должны происходить, т. к. в конце концов, то, что для нас здорово - тоже индивидуально. Все функции Селезёнки обладают частотой «сейчас». Иммунная система моментально решает - бороться или нет. Мы пробуем или нюхаем колбасу и моментально решаем, можно её есть или нет (завтра не будет иметь значения, как пахнет колбаса сейчас). Интуиция всегда включается моментально как реакция на текущий момент. Выживание случается сейчас - или становится неважным. Таким образом, Центр Селезёнки - очень разумная инстанция, задача которой обеспечить выживание в моменте. Достигнув уровня осознанности посредством обоняния, вкуса и интуиции, Селезёнка может ощущать физическое здоровье или недомогание. Это ещё не всё. Наблюдая мир животных, можно заметить, что, несмотря на то, что инстинкт - нечто включающееся в моменте, проявляется дальновидное поведение: каждая белка делает запасы на зиму, каждый медведь наедает бока перед зимней спячкой и т.д. Инстинкт при этом определяет сегодняшнее поведение, направленное на решение завтрашних задач. Та же тема осознанности присутствует и в мире людей, эта осознанность проявляется в виде страха. Каждые ворота Центра Селезёнки несут определённый страх. Страхи Селезёнки - не единственные человеческие страхи, но самые здоровые. Это важно прояснить, потому как они отчасти считаются болезненными, несмотря на то, что они исключительно здоровы. Это приводит к желанию проходить различные терапии с целью освободиться от страхов вместо накопления опыта. (Наряду со здоровыми страхами существуют и патологические. Но не любой страх вреден). Среди селезёночных страхов есть страх завтрашнего дня. Этот страх имеет здоровую цель скоординировать сегодняшнее поведение таким образом, чтобы это помогло выжить завтра. Из Бодиграфа видно, что Центр Селезёнки может быть связан с Корнем, Сакралом, Эго, Центром С и с Горлом. И не имеет прямой связи с Солнечным Сплетением, Аджной и Теменным центром. Аджна - поле ментальной осознанности Ниже я буду использовать следующие понятия: Аджна, ум, ментальное поле, разум. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Исходя из этого, можно определить момент возникновения ментальной осознанности в ее нынешнем виде: 85 000-90000 лет назад произошла мутация гортани человека. До этого люди могли пить (или глотать) и дышать одновременно. После это стало невозможно: как и любая другая, эта мутация разрушила нечто старое. Одновременно появилось новое: гортань опустилась, и горло - акустическое резонансное пространство - увеличилось в размерах, что дало возможность рождаться сложным, полным нюансов артикулированным звукам - это было предпосылкой для возникновения человеческой речи. Ум может выразить себя через Горловой центр. Рассматривать ментальное поле - значит, обращать внимание на внутренний процесс, который предшествует процессу выражения. Уникальность ума в том, что он практически безграничен. Если потенциальная осознанность Центра Селезёнки включалась мгновенно и касалась только текущего момента, то ум располагает неограниченными возможностями: мы можем вспоминать, наблюдать настоящее, предполагать развитие будущего. Есть возможность выйти за границы реального мира - представить разговор с умершим, и этот диалог может проявиться в будущем. Мы можем представлять себе нереальные миры. Ментальное поле - это первый возникший виртуальный мир. В нём мы оперируем не предметами, а понятиями. Если эти понятия правильно отражают реальный мир, то можно даже проводить мысленные эксперименты, экономящие, кстати, и время, и силы. (Столяр заранее продумает конструкцию шкафа, что позволит ему избежать ошибок при его изготовлении). Такой вид мышления схож с понятием имитации. Если употребляемые определения корректны, рассуждения точны, то получаемый результат правилен настолько, что он будет применяться и функционировать в реальном мире. Такая способность ума рождает преувеличенную значимость мышления и создает иллюзию его всевластия. Важно понять, что придумать можно абсолютно всё, даже самый большой бред. Именно поэтому наука нуждается в опытной проверке умственных догадок. Только конкретный эксперимент в реальном мире устанавливает, верно ли предположение. (Допущенную в расчётах логическую ошибку наш столяр заметит уже позже, в тот момент, когда не заладится монтаж его конструкции). Итак, мышление означает изучение и формирование понятий и использование их разумом, что позволяет исследовать различные «пространства». Правда, в любой момент мысли могут перешагнуть рамки реальности и перестать быть полезными. Это не будет проблемой до тех пор, пока авторитет в жизни находится не во власти мышления. (Самый безумный научно-фантастиче- ский роман может быть очень увлекателен; но если его принять за правду, то могут появиться проблемы). Следующая важная функция ментального аппарата - передача традиций. В этом смысле передача традиций означает коллективную память. Мы единственный вид, который не начинает своё развитие в каждом новом поколении с нуля. Нам не нужно заново каждый раз изобретать письменность, определённые ремесла или правила свиноводства. Мы имеем всю массу накопленных знаний и опытов. Способность передавать традиции является информационным базисом каждой культуры. Конечно, не каждая передача ценна, но общая их совокупность - полезная основа для любого последующего поколения. Очень важно понять, что мышление никогда не может быть внутренним авторитетом. Если вас шокирует это заявление, позвольте представить вам еще два примера: Предположим, вы хотите ментально разрешить простой личный вопрос: правильно ли вы питаетесь? Если это намерение серьёзно, то вам будет нужно приобрести всевозможные исследования и статистические данные на эту тему, прочитать их, проверить, оценить и понять. Допустим, лет за двадцать вы справились с этой задачей, проигнорировав при этом новые возникшие за это время тысячи исследований. Теперь необходимо синтезировать все результаты таким образом, чтобы применить их в вашей практической жизни. Если вам это удалось - то теперь, совершая любую покупку, вы должны будете иметь наготове всю собранную информацию и в дополнение к этому знать, где продукт был выращен, какую обработку прошел, как долго хранился и т.д. Ясно, что всё это маловероятно. Но даже если бы это и было возможно, ваш результат оказался бы вариантом оптимального усреднённого питания. Такие рекомендации можно было бы предложить, вероятно, 75% людей. Но вы - не нечто среднестатистическое, Вы - неповторимое, уникальное существо с совершенно определённой индивидуальной химией тела. Более того, такое среднее «правильное» питание может быть вредным для вас. И, несмотря на все старания, вы не сможете достичь собственной уверенности в том, какое питание для вас правильно. В лучшем случае, у вас будет надежда, что вы хоть в чём-то правы. Альтернативой мог бы быть традиционный рацион (я ем то, что ели мои бабушки-дедушки). Но и это не всегда может подходить вам. Данный вопрос был ещё относительно прост. А как вам удастся «просчитать» правильного партнера для рождения ещё одного ребёнка или правильную страну для правильного переезда туда? Вы очень естественно решите: «Мне надо подумать». Эти мысли будут полезны в том отношении, что создадут некоторый выбор возможностей. Но на их основе невозможно принять такое решение, которое будет связано с собственной определённостью. Кроме того, в реальной жизни есть ещё не учтённые вами возможности, и вы потеряете их, ограничившись собственными раздумьями. Ещё один момент. Живя в мире дуальности, мы мыслим дуально. Т. е. на ментальном плане всегда есть «за» и «против». Это просто уникальная способность ума одновременно видеть обе стороны. Но если только отдать авторитет уму, т. е. использовать его для принятия решений - ответ найдется на одной из сторон. Однако такое решение приведёт к новым сомнениям и вопросам. Когда вам необходимо решить, принять ли приглашение на работу в другую страну, ум сразу составит два списка аргументов - за и против. Как только будет принято решение, допустим, не ехать - встречающиеся здесь трудности каждый раз будут побуждать ум обращаться ко второму списку: «Что было бы, если бы... было бы там нам намного лучше... имели бы мы...». Т. е. основываясь на доводах ума, вы не сможете обрести внутренний покой, наоборот, будете ментально терзать себя до самого конца. И на смертном одре будете думать: «Что было бы, если бы...» Понятно ли вам, что ваш головной мозг не жизненно необходим? Ни одна жизненно важная функция не доверена мышлению. Вам не нужно думать, чтобы дышать или переваривать; еда, питье и сексуальность тоже обходятся без обдумывания. Выжить можно без участия коры головного мозга: там нет ничего необходимого для выживания. И, как видно на Бодиграфе, у ума нет ни собственной силы, ни доступа к какому-либо мотору. Только из этого уже понятно, что персональная жизнь не о том, чтобы поступать так, как мы думаем. Есть ещё одна важная причина, по которой так легко ум получает авторитет. Мы можем наблюдать только те вещи, которые вписываются в наши понятийные рамки. В этой связи уместен пример народности инуитов, у которых есть много слов, обозначающих понятие «снег». Снег рождает у них гораздо более дифференцированные ощущения, и они могут разговаривать о снеге конкретнее и точнее, чем жители индустриальных стран. Различные качества снега, которые очевидны для инуита, нам незаметны, поскольку в нашем языке они не определены. Наше мышление оперирует существующими для нас понятиями, т.е. мы можем это легко пронаблюдать. (Если тело ощущает что-то, для чего нет понятийного определения, то такое ощущение легко ускользает от сознания). В Аджне мы находим биологическое соответствие передним и задним долям головного мозга (адено- гипофиз и нейрогипофиз) и коре головного мозга (неокортекс). Доминирующее восприятие в Аджне происходит посредством зрения, есть еще акустический поток. Визуальные процессы имеют, впрочем, преобладающее значение: информацию о мире мы воспринимаем в большей степени глазами. В Аджне присутствуют различные страхи, и это те страхи, которые могут трансформироваться в патологические. Они выглядят как беспокойство и тревога. Поскольку нет собственной уверенности, то нет и возможности объяснить эти страхи. Они теряют свою силу, когда мы понимаем, что ум не может быть внутренним авторитетом. (До тех пор, пока мы считаем, что наше благополучие и счастье зависят от нахождения правильного ментального ответа, нас наполняют беспокойство и озабоченность. Мы сможем освободиться от них, как только поймем, что Настоящий Момент не зависит от наличия или отсутствия ментального ответа). Ценность Центра Аджна - в исследовании возможностей, в радости от самого мышления и в человеческом общении. Разговаривать друг с другом - так глубоко человечно и неповторимо. Общаясь, мы ментально сближаемся, переживая взаимопроникновение и единение. Рождая новые понятия, мы расширяем возможности нашего восприятия и взаимодействия. Кроме того, ум может быть хорошим помощником, когда есть уже принятое решение. (В рамках нашего примера: когда вы решили [не ментально] принять профессиональное приглашение в другую страну, ваш ум очень поможет вам в конкретной реализации этого решения. Вы проясните правовые положения, составите список необходимых мероприятий и т.д.). Итак, Аджна представляет собой совокупность ментальных процессов, т.е. формирование понятий и их ментальную обработку. И т. к. нет зависимости от времени, то оперировать ими можно в любом направлении (прошлое, настоящее, будущее). Реальный мир не ограничивает мышление. Когда авторитет отдается мышлению, мы платим за это неопределённостью и беспокойством. Собственная уверенность не прерогатива ума. Наибольшая ценность мышления заключается в исследовании мира, в передаче традиций человеческих культур и в речевой коммуникации между людьми. Эмоциональный центр (Солнечное Сплетение) Понятно, что чувства занимают важное место в человеческой жизни. Сразу же обращают на себя внимание их характерные особенности: радость и печаль - совсем разные вещи, ненависть отличается от гнева, веселье - не то же, что удовольствие. Мы развили очень дифференцированный язык для описания различных эмоциональных состояний. Это те качественно различающиеся состояния, которые наделяют эмоциональный центр потенциальной осознанностью. Только эта осознанность более дифференцированная, чем простая Да /Нет осознанность центра Селезёнки. Если вы внимательно прочитали классификацию центров, то заметили, что Эмоциональный Центр включен в категории и центров осознанности, и центров-моторов. Т. е. эмоции обладают не только качественной характеристикой, но и моторизированной силой, которая воспринимается нами как сила чувств: я могу быть счастлив настолько, что захочу обнять весь мир или я просто радостен; я могу быть в лёгкой меланхолии или в смертельной тоске. В этом переплетении качества и количества заключается одна из сложностей в отношении чувств. Практически мы воспринимаем этот центр как мощный двигатель: эмоции побуждают нас к решениям или действиям просто потому, что имеют эту моторизированную силу. Поскольку моторное свойство этого центра вполне очевидно, будет правильно рассмотреть Эмоциональный Центр детально, имея в виду заложенный в нём потенциал для получения ясности. Возможность подлинной осознанности возникнет только в будущем. С исторической точки зрения этот центр начал развиваться недавно. В нынешнем виде он существует всего 2000-3000 лет. И это свидетельствует о том, что он часто может вызывать трудности. С перспективы человеческой эволюции 3000 лет равны вдоху - у нас не было много времени, чтобы научиться правильному обхождению с этим центром. Физическая основа этого центра - солнечное сплетение, так называемый «брюшной мозг», контролирующий процессы пищеварения. Этот брюшной мозг в течение последних лет хорошо исследовался, при этом было выявлено несколько поразительных вещей. В эволюции всё сложное рождается ив простого. Эмоциональный центр тесно взаимосвязан с питанием и пищеварением. Еда - простейшее и самое основное наше удовольствие. Процесс пищеварения и управление им лежат в основе всеобъемлющего самобытного разума. Но нам стало это известно не так давно. Будучи зацикленной на значимости головного мозга и пребывая в заблуждении, что ум и сознание управляют жизнью, наука просто упустила из внимания «брюшной мозг». Те немногие, углубившиеся в эту тему, не воспринимались всерьез, игнорировались. Разговорный язык уже давно заметил, что эмоции как-то связаны с «животом»: «бабочки в животе порхают», «меня тошнит, как только я это слышу», «я его не перевариваю», «это неудобоваримо»... Мы ежедневно используем метафоры, рождённые в области живота, связанные с пищеварением и питанием и описывающие настроения, чувства и эмоциональные состояния. В английском языке есть выражение «gut feeling» - нутром чую. Последние научные исследования подтверждают, что существует «брюшной мозг», который рождает наши чувства, и этот брюшной мозг не зависит от головного мозга. Майкл Гершон, руководитель отделения анатомии и клеточной биологии Колумбийского университета в Нью-Йорке, заявляет: «В нашем животе есть мозг». (27) Это высказывание рождается из основ гистологии: внутренние органы покрыты сетью из более чем 100 миллионов нервных клеток; количество нейронов там больше, чем в спинном мозге. Кроме того, эти нервные клетки точно соответствуют типам клеток, биологически активным веществам и рецепторам головного мозга. Уже в середине 19 столетия немецким невропатологом Леопольдом Ауэрбахом было замечено, что «между слоями мышечных оболочек стенок кишечника вплетены две тончайшие сети нервных клеток и нервных волокон». (27) Такая незаметная структура способствовала недооценке брюшного мозга. «Никому в голову не приходила идея пересчитать нервные волокна», - заметил Дэвид Уинсгейт, профессор Лондонского университета. (27) Чтобы понять, насколько сложно переплетение 100 миллионов нервных клеток, нужно вспомнить, что длина кишечника человека может достигать семи метров. Если бы с самого начала полагали, что кишечник выполняет транспортную функцию, то наука рассматривала бы сегодня кишечный мозг как центр управления. Этот центр состоит «из сенсорных нейронов, интернейронов и моторных нейронов - сложнейшей сети, не только анализирующей основные параметры (состав питательных веществ, содержание соли и воды), но и координирующей процессы поглощения и выделения. Он контролирует и тончайший баланс тормозящих и возбуждающих нейротрансмиттеров, стимулирующих гормонов и защитной секреции». (27) Эмоциональный центр, как и центр Селезёнки, обладает разумом, который решает немыслимое количество задач по анализу миллионов химических веществ и управлению ими. (За 75 лет жизни через эту систему проходит более 30 тонн пищи и 50000 литров жидкости). «... Мозг кишечника обладает силой: он может самостоятельно генерировать и обрабатывать данные своих сенсоров, он контролирует набор реакций. Передаёт команды смежным органам, координирует защиту от инфекций и мускульные движения. Он должен принимать быстрые решения и использовать накопленные знания. Он организован функционально и работает непрерывно. Он способен регистрировать различные состояния и реагировать на них. У второго мозга есть всё, в чём нуждается интегративная нервная система. «Да, - говорит Шлеманн, можно сказать, что Кишечный мозг думает»». (27) (Майкл Шлеманн исследовал работу нейромедиаторов в желудочно-кишечном тракте). Неудивительно, что эта часть нервной системы официально признана и названа энтерической нервной системой. И что же дальше? Каким образом всё это связано с нашими чувствами? Повторное открытие брюшного мозга началось около 1960 года. (Ранние работы того же Ауэрбаха и других ученых были попросту забыты или проигнорированы.) Тогда уже было известно, что существуют вырабатываемые организмом эндогенные вещества, которые влияют на настроение. Майкл Гершон исследовал вещество серотонин и пришел к выводу, что 95% эндогенного серотонина синтезируется и хранится в стенках кишечника. (28) «Между тем серотонин оказался одним из многих элементов в огромной структуре нервной системы. Брюшной мозг - огромное химическое производство, продуцирующее и точно регулирующее как минимум 40 нейромедиаторов. Эти молекулы как слова в сложном языке нервных клеток. И они разговаривают с нами». (27) В точности это означает, что брюшной мозг производит множество субстанций, которые могут влиять на наши «настроения», т.е. он производит химическую основу наших чувств. Тех, кто еще по-прежнему считает, что наш разум или сознание могут вмешиваться в процесс регулирования, я должен разочаровать: «Не так давно исследователи установили, что гораздо больше нервных стволов идут от живота к мозгу, а не наоборот: 90% связей образуются снизу-вверх. Почему? «Потому что они важнее, чем те, которые идут сверху вниз», - считает Гершон. Большинство сигналов кишечника вездесущи, только мы их не осознаем, за исключением таких реакций, как рвота, тошнота или боли в животе. Но огромная ценность неосознанных сигналов от живота к мозгу заключается в биологической значимости». (27) Свою блестящую статью биохимик Хания Лучак заканчивает следующими словами: «Печаль и страх зарождаются в кишечнике? «Скорее там, более точных указаний на сегодня нет», - комментирует Эмеран Майер, профессор Калифорнийского университета Лос-Анжелеса. Все результаты указывают на то, что в брюшном мозге «заложена сущность депрессии», и в животе «рождаются настроения». Так же как приступы голода и приятное насыщение явно влияют на эмоции человека, так и неосознаваемые действия-реакции в нашей повседневной жизни должны обрести значимость». (27) Эмоциональный центр тесно связан с брюшным мозгом. Это место чувств в том смысле, что там рождается и управляется химия, которую позже, пользуясь «головным мозгом», мы представим и интерпретируем как чувство, эмоцию. Тот факт, что Эмоциональный Центр является мотором (в отличие от Аджны), дает понять, что эмоции сильнее мыслей. Это заложено в основу повседневного опыта. С каждым из нас уже случалось, что мысли были «захвачены» сильной эмоцией. Но теперь мы знаем, что в этом нет вины, это не ошибка и не несчастный случай на производстве: все это имеет ясную органичную основу и просто означает, что мысль никогда не может контролировать эмоцию. Но это не означает, что нужно следовать за каждым настроением. Неконтролируемость чувств мыслями вынуждает нас поступать не автоматически, эмоционально. Именно мощь эмоций, т.е. их моторизированная сила и тот факт, что наша повседневная жизнь сильно управляема ими приводит к правильному выводу: не сейчас, позднее! Биологическое соответствие этого центра не исчерпывается брюшным мозгом или энтерической нервной системой - почки, простата, поджелудочная железа, и кожа также включены в этот список. Таким образом, мы завершили краткий обзор центров потенциальной осознанности и перейдем к центрам-моторам.
Краткий обзор центров осознанности Давайте ещё раз резюмируем центры потенциальной осознанности, чтобы прояснить их различия. Центр Селезёнки отвечает за здоровье и выживание. Он всегда оперирует в текущем моменте и в настоящем знает только Да или Нет. Из-за того, что это не мотор и т.к. он оперирует в моменте, его легко проигнорировать. Сигналы Центра Селезёнки достигают осознанного уровня один раз, повторения не случается. Аджна представляет наше практически безграничное ментальное сознание. Она не привязана к конкретному времени и в определенной степени не зависит от реальности. Именно эти особые качества создают неуверенность и являются причиной того, что ум никогда не может быть Внутренним Авторитетом. Эмоциональный Центр - единственный центр, соединяющий в себе потенциальную осознанность и моторное качество. В его основе находится не зависящий от головного мозга разум, так называемый брюшной мозг. Чувства трудно не заметить, так как их проявления окрашены моторной силой этого центра. Рождённое в моменте эмоциональное состояние лишено осознанности, и наоборот может стать «мощным манипулятором». Поэтому необходимо время для обретения ясности. Есть причина, по которой следующим рассматриваемым центром будет Сакральный. Три центра наиболее часто являются Внутренним Авторитетом: центр Селезёнки, Эмоциональный и Сакральный центр. Сакральный центр при этом единственный, не обладающий потенциальной осознанностью. Это определяет его особое положение.
Из Бодиграфа ясно видно, что Сакральный центр может соединяться со многими другими: с Корневым, с центром Селезёнки, с Эмоциональным, с центром G и с Горловым центром. Он сложен не только сам по себе (как и у Корневого, у Сакрального 9 ворот, и он второй по сложности), но и очень разнообразны возможные соединения Сакрала внутри Бодиграфа. Сакральный центр - мощный мотор жизненной силы. Это центр сексуальности и плодовитости, ежедневной созидательной и творящей энергии, которая выстроила всё на этой планете. Это источник энергии, мощи и силы. Он обладает способностью генерировать энергию и таким образом является центром как регенерации, так и дегенерации. В сущности, он генерирует жизнь и смерть. Все другие моторы тоже предоставляют энергию. Но Сакральный центр - единственный мотор, который всегда, изо дня в день равномерно поставляет рабочую энергию. Представьте себе крестьянина 19 века - у него не было ни выходных, ни отпусков. Но каждый день его домашние животные должны были быть накормлены, созревший урожай вовремя собран и т.д. Необходимая для этого продолжительная работоспособность приходит из Сакрального центра. Этот центр имеет огромный потенциал выносливости. У этого мотора есть своя собственная частота, различающаяся от человека к человеку. Но у всех сакральных моторов есть одна общая характеристика - «точка застревания»: после прогресса следует некая остановка, так называемая длительная фаза, к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|