Общая характеристика семейно-правовых споров.
Стр 1 из 24Следующая ⇒ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра гражданского права и процесса Магистратура «Судебные и несудебные формы защиты прав» О. И. Величкова Особенности рассмотрения семейно-правовых споров ПРАКТИКУМ Учебное пособие Воронеж 2016 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» Кафедра гражданского права и процесса
Величкова О.И. Особенности рассмотрения семейно-правовых споров: Практикум: Учебное пособие. Воронеж. 2017. – с.
Практикум подготовлен для проведения практических занятий по курсу «Особенности рассмотрения семейно-правовых споров». Включает вопросы для подготовки, задачи, дополнительные задания для самостоятельной работы студентов, список нормативных актов и судебной практики, а также список литературы. Предназначен для обучающихся в магистратуре по программе «Судебные и несудебные формы защиты прав». Может использоваться аспирантами, изучающими особенности рассмотрения семейных споров, преподавателями по предмету «Семейное право», «Гражданское процессуальное право». Содержание Предисловие……………………………………………………………………. Принятые сокращения………………………………………………………… Тема 1. Общая характеристика семейно-правовых споров. Тема 2. Споры, возникающие по вопросам заключения, расторжения брака, признания брака недействительным Тема 3. Споры, возникающие между супругами по вопросам общей собственности супругов Тема 4. Споры по вопросам установления происхождения детей. Тема 5. Споры о детях Тема 6. Особенности рассмотрения споров об алиментных обязательствах членов семьи (бывших членов семьи)
Тема 7. Усыновление и особенности его отмены. Тема 8. Исполнение решений суда по семейным спорам. Нормативный материал и судебная практика……………………………... Литература………………………………………………………………………. Приложения для самостоятельной работы студентов…………………….. Приложение 1. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011) (Извлечение) Приложение 2. Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) (Извлечение) ПРЕДИСЛОВИЕ Практикум представляет собой учебное пособие, предназначенное для использования при проведении практических занятий по курсу «Особенности рассмотрения семейно-правовых споров». Данный предмет изучается в магистратуре по программе «Судебные и несудебные формы защиты прав» и направлен на комплексное, практически направленное изучение специфики урегулирования семейно-правовых споров. В рамках курса «Особенности рассмотрения семейно-правовых споров» магистрантам предстоит выяснить принципы досудебного урегулирования семейных споров (в том числе путем проведения переговоров, применения процедуры медиации) теоретические и практические проблемы заключения различных семейно-правовых соглашений (как неимущественного, так и имущественного характера), разобраться во всех сложностях судебного рассмотрения отдельных категорий семейных споров, выявить специфику исполнения решений по ряду семейных споров. Достичь этого можно только тщательным изучением нормативного материала, судебной практики, анализа теоретических исследований на стыке двух наук: «Семейного права» и «Гражданского процессуального права».
Магистрантам предлагается восемь различных тем для анализа: общая характеристика семейно-правовых споров, споры, возникающие по вопросам заключения, расторжения брака, признания брака недействительным, споры, возникающие между супругами по вопросам общей собственности супругов, споры по вопросам установления происхождения детей, споры о детях, особенности рассмотрения споров об алиментных обязательствах членов семьи (бывших членов семьи), усыновление и особенности его отмены, исполнение решений суда по семейным спорам. В каждой теме имеются вопросы для изучения, задачи для решения на практических занятиях, различного рода самостоятельные задания, направленные на глубокую проработку самых сложных аспектов семейных споров. Задачи основаны на реальной современной судебной практике, составлены с учетом динамичного изменения как семейного, так и гражданского законодательства. Их решение предполагает не только знание закона, но и умение анализировать ситуацию, рассматривать различные варианты ответа, делать логические выводы, учитывать взаимодействие норм материального и процессуального права. Практикум рассчитан на развитие навыков самостоятельной работы студентов с предлагаемым материалом, а также по поиску необходимых для изучения той или иной темы нормативных, теоретических и практических источников. Дополнительные задания к теме призваны активизировать работу студентов по самостоятельному составлению разного рода схем, таблиц, классификаций, обзоров, правовых документов, по обоснованию собственной позиции в дискуссионных вопросах. Решение задач и выполнение дополнительных заданий предполагает широкое использование активных и интерактивных форм обучения (разбор различных вариантов правовой ситуации, выполнение и взаимная проверка тестовых заданий с последующим обсуждением; анализ составленных правовых документов и пр.). Кроме того, практикум содержит список нормативных актов, судебной практики и перечень специальной литературы. Практикум содержит два приложения: извлечения из обзоров Верховного Суда РФ по отдельным категориям дел, анализ которых поможет студентам разрешить поставленные перед ними задачи как при подготовке к занятиям, а также непосредственно на занятиях.
В результате освоения курса «Особенности рассмотрения семейно-правовых споров» студенты приобретают: а) общекультурные компетенции: - осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения; - компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательской работы, в управлении коллективом. б) профессиональные компетенции: - способность разрабатывать проекты нормативных правовых актов; - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере семейного права, гражданского процесса; реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты; - способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - владеть навыками подготовки юридических документов; - способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации; - готовность принимать участие в проведении юридической экспертиз проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; - способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
- способность квалифицированно проводить научные исследования в области права.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации РФ – Российская Федерация ООО – общество с ограниченной ответственностью ПАО – публичное акционерное общество ФЗ – федеральный закон ЗАГС (органы ЗАГС) – органы записи актов гражданского состояния ТЕМА 1. Общая характеристика семейно-правовых споров. Вопросы для подготовки 1. Понятие семейно-правового спора. Классификация семейно-правовых споров. 2. Специфические признаки семейно-правовых споров: общая характеристика. 3. Законодательство, регулирующее особенности рассмотрения семейных споров. 4. Определение круга заявителей (истцов) по семейным спорам. 5. Судебное усмотрение – как специфическая черта семейных споров. 6. Особенности альтернативных способов рассмотрения семейных споров, медиация по семейным спорам.
Задачи Задача 1. Укажите, какие из нижеперечисленных споров должны рассматриваться в судебном, а какие в административном порядке: 1. Спор о признании брака недействительным по основанию не достижения одним из супругов брачного возраста. 2. Спор о фамилии ребенка, если у родителей разные фамилии (вариант: если у родителей общая фамилия). 3. Спор между родителями о перемене фамилии ребенка, не достигшего 14 лет (вариант: достигшего 14 лет). 4. Спор о расторжении брака между супругами, имеющих общих несовершеннолетних детей, если один из супругов признан судом недееспособным. 5. Спор о расторжении брака между супругами, имеющих общих несовершеннолетних детей, с учетом того, что между супругами не достигнуто согласие о том, с кем будут проживать несовершеннолетние дети (вариант: один ребенок жены от первого брака, другой усыновлен женой с согласия мужа). 6. Спор о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания родителей. 7. Спор между матерью ребенка, который совместно с ней проживает, и бабушкой, дедушкой со стороны отца (вариант: со стороны матери). 8. Спор между родителями ребенка по вопросам выбора образовательного учреждения для ребенка. 9. Спор о понуждении к исполнению соглашения об оплате алиментов. 10. Спор об отмене усыновление по причинам не зависящим от усыновителя.
Задача 2. Определите, имеют ли нижеперечисленные лица подавать указанные исковые заявления: 1. Родители несовершеннолетнего супруга иск о расторжении брака своего ребенка;
2. Лицо, вступившее в брак несовершеннолетним, достигшее совершеннолетия, иск о признании брака недействительным по основанию фиктивности брака. 3. Прокурор иск о признании брака недействительным по основанию сокрытия одним из супругов ВИЧ-инфекции. 4. Наследники умершего супруга иск о признании брака недействительным по основанию наличия другого зарегистрированного брака (вариант: по основанию фиктивности брака). 5. Кредитор супруга иск о расторжении брака и разделе общей собственности супругов. 6. Наследник одного из супругов иск о признании брачного договора недействительным (вариант: иск о расторжении брачного договора). 7. Кредитор одного из супругов иск об обращении взыскания на общее имущество супругов. 8. Эмансипированный ребенок иск об установлении отцовства к мужчине, которого он считает своим отцом. 9. Бабушка ребенка по отцовской линии заявление об установлении факта признания отцовством. 10. Мать ребенка иск об оспаривании отцовства в отношении своего бывшего мужа. 11. Уполномоченный по правам ребенка иск об оспаривании отцовства; 12. Мать ребенка иск об отменен ограничений родительских прав в отношении отца ребенка. 13. Ребенок, достигший четырнадцати лет, иск о взыскании алиментов со своего отца. 14. Опекун ребенка иск о взыскании с матери ребенка дополнительных расходов на содержание ребенка. 15. Орган опеки и попечительства иск об усыновлении ребенка (вариант: иск об отмене усыновления).
Задача 3. Укажите, какие из нижеперечисленных споров могут быть разрешены с помощью процедуры медиации, а какие не могут и почему: 1. Спор о расторжении брака (вариант: если иск о расторжении брака подал опекун недееспособного супруга) 2. Спор между родителями о месте жительства ребенка. 3. Спор о разделе общего имущества супругов (вариант: иск о разделе общего имущества супругов подал кредитор супруга). 4. Спор о взыскании алиментов (вариант: алименты взыскиваются в пользу несовершеннолетнего). 5. Спор о порядке осуществления своих родительских прав родителем, проживающем отдельно. 6. Спор об ограничении родительских прав. 7. Спор о лишении родительских права. 8. Спор об отмене усыновления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|