Тема 5. Общая характеристика деятельности человека
Понятие и строение человеческой деятельности. Соотношение и область использования понятий: активность, поведение, деятельность. Основные характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура, средства. Действия и операции как составляющие деятельность. Критерии выделения видов деятельности. Игра, учение, труд как основные виды деятельности Соотношение внешних и внутренних компонентов деятельности. Понятие об интериоризации и экстериоризации. Навыки как автоматизированные способы выполнения действий. Закономерности и этапы формирования навыков. Умения и привычки. Тема 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ Понятие о внимании. Функции внимания. Физиологические механизмы внимания. Классификация внимания по степени его произвольности. Непроизвольное внимание и факторы, его вызывающие. Произвольное внимание и его характеристика. Пос- Конец страницы 268 ¯ Начало страницы 269 ¯ лепроизвольное внимание. Классификация внимания по другим основаниям. Основные свойства внимания (объем, устойчивость и колебания внимания, переключение, распределение и т. д.). Пути развития внимания. Тема 7. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ Понятие об ощущении. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Виды ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные; дистантные и контактные. Классификация ощущений по модальности. Свойства ощущений. Чувствительность анализаторов и ее динамика. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность). Направленность личности и восприятие. Классификация восприятия. Тема 8. ПАМЯТЬ Память как процессы запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Виды памяти. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Объем памяти. Психологическая характеристика двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти. Запоминание как процесс памяти. Непроизвольное запоминание и его факторы. Произвольное запоминание. Осмысленное и механическое запоминание. Рациональные приемы запоминания. Воспроизведение и его виды. Психологическая характеристика и закономерности забывания. Пути предупреждения забывания. Индивидуальные различия памяти. Типы памяти. Конец страницы 269 ¯ Начало страницы 270 ¯ Тема 9. МЫШЛЕНИЕ Мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения (познания) действительности. Мышление как процесс решения задач. Проблемная ситуация и задача. Виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Классификация видов мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление. Мышление и речь. Виды и функции речи. Тема 10. ВООБРАЖЕНИЕ Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса. Воображение и чувственное познание. Воображение и мышление. Условия актуализации воображения. Механизмы создания образа воображения. Виды воображения. Активное и пассивное воображение. Творческое и воссоздающее воображение. Непроизвольное и произвольное воображение. Роль воображения в деятельности человека. Тема 11. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Эмоции и чувства как форма отражения действительности. Классификация эмоций. Чувственный тон. Эмоциональные состояния как конкретные проявления чувств. Стенические и астенические эмоции. Настроения и условия, их вызывающие. Психологическая характеристика аффектов. Психофизиологическая характеристика стресса. Психологическая характеристика фрустрации.
Историческая обусловленность человеческих чувств. Свойства чувств. Высшие чувства, их виды (моральные, интеллектуальные и эстетические). Конец страницы 270 ¯ Начало страницы 271 ¯ Тема 12. ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Понятие о воле. Важнейшие особенности волевой деятельности. Психологическая характеристика волевого действия. Структура волевого действия. Мотивация волевого действия и состояние «борьбы мотивов». Принятие решения и его психологическая характеристика. Исполнение принятого решения. Волевое усилие. Контроль и регуляция поведения. Волевые качества как конкретные проявления воли. Условия развития волевых качеств. Тема 13. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР Понятие о темпераменте как о динамической стороне поведения. Свойства нервной системы как физиологическая основа темперамента. Свойства темперамента. Типология темпераментов, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие о характере как о совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности. Отношения как основа черт характера. Понятие об акцентуации черт характера. Отличие темперамента от характера. «Маскировка» темперамента возрастом, характером, мотивами. Тема 14. СПОСОБНОСТИ Понятие о способностях. Соотношение между задатками и способностями. Виды способностей. Общие и специальные способности. Понятия одаренности и таланта. Факторы, способствующие развитию способностей, вопросы диагностики способностей. Конец страницы 271 ¯ Начало страницы 272 ¯ Тема 15. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГРУППЕ Понятие о группе в психологии. Большие и малые группы. Реальные и условные группы. Классификация малых групп. Семья как малая группа. Специфические особенности и функции семьи. Совместимость людей в семье. Формальные и неформальные группы. Референтные группы и группы членства Понятие уровня социально-психологического развития группы. Диффузные группы. Группы-ассоциации. Группы-корпорации. Группы высшего уровня социальной зрелости. Лидерство и руководство в малых группах. Психологическая совместимость членов группы. Тема 16. ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие общения. Роль общения в жизни людей. Виды общения: деловое, ролевое, личностно-ориентированное. Вербальные и невербальные средства общения. Межличностные отношения и общение. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Восприятие и понимание людьми друг друга в общении. ЛИТЕРАТУРА Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. А. С. Батуева. М.: Просвещение, 1994. Ермаков П. Н., Щербатых Ю. В. Биология в вопросах и ответах. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. Коломинский Я. Л. Человек. Психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1996. Климов Е. А. Психология. Учебник для школы. М.: Юнити, 1997. Немов Р. С. Психология. Пособие для учащихся 10—11-х классов. М.: Просвещение, 1995. Конец страницы 272 ¯ Начало страницы 273 ¯ Популярная психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. Психологический словарь / Под ред. Р. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1996. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Социальная психология / Под ред. А. В Петровского. М.: 1987. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1995. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: 1987. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. Конец страницы 273 ¯ Начало страницы 274 ¯ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конец страницы 274 ¯ Начало страницы 275 ¯ Конец страницы 275 ¯ Начало страницы 276 ¯
Таблица 2
Таблица 4
Таблица 5
Конец страницы 276 ¯ Начало страницы 277 ¯ Таблица 6
Таблица 7
Таблица 8
Конец страницы 277 ¯ Начало страницы 278 ¯ Таблица 9 Таблица 10
Конец страницы 278 ¯ Начало страницы 279 ¯ Таблица 11 ВОРОБЕЙ Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый воробей камнем упал перед самой ее мордой — весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище..., но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем ему должна была казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью, держится и движется жизнь. И. С. Тургенев Конец страницы 279 ¯ Начало страницы 280 ¯ МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья, бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сеть. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. Л. Н. Толстой Таблица 12
Конец страницы 280 ¯ Начало страницы 281 ¯ Продолжение табл.12
Конец страницы 281 ¯ Начало страницы 282 ¯ Окончание табл. 12
Конец страницы 282 ¯ Начало страницы 283 ¯ Таблица 13
Пословицы Не в свои сани не садись. Любишь кататься — люби и саночки возить. Ум хорошо, а два лучше. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Тише едешь — дальше будешь. Волков бояться — в лес не ходить. Яблоко от яблони не далеко падает. Рыбак рыбака видит издалека.
Конец страницы 283 ¯ Начало страницы 284 ¯ Задачи на осмысливание Какая разница между мальчиком и карликом? Что тяжелее, пуд пуха или пуд свинца? Какая разница между скупостью и бережливостью? У Марии волосы светлее, чем у Софьи, и темнее, чем у Нади. У кого темнее волосы? Отец брата и брат отца — это одно и то же лицо? Таблица 14
Щука, карась, сазан, окунь, пескарь, сом —... Гитарист, трубач, пианист, скрипач —... Рыжик, сыроежка, масленок, подберезовик —... Ока, Дон, Волга, Днепр, Лена, Дунай —... Рубашка, полотенце, простыня, наволочка —... Синий, красный, черный, желтый, зеленый —... Хирург, терапевт, акушер, окулист —... Ситец, сукно, бархат, шелк, драп —... Толстой, Тургенев, Чехов, Достоевский —... Радость, печаль, раскаяние, гнев —... Алмаз, рубин, жемчуг, топаз, сапфир —... Вальс, мазурка, полька, кадриль, полонез —...
Конец страницы 284 ¯ Начало страницы 285 ¯ Таблица 15
Конец страницы 285 ¯ Начало страницы 286 ¯ Окончание таблицы 15
Таблица 16
Конец страницы 286 ¯ Начало страницы 287 ¯ Окончание таблицы 16
Таблица 17
Бумага, линейка, карандаш, стекло, чернила. Рубить, ходить, строгать, резать, жить. Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий. Мальчик, мать, сын, дядя, отец. Городки, футбол, лапта, шахматы, теннис. Глаза, сердце, уши, нос, язык. Вяз, сосна, дуб, береза, клен. Часы, барометр, секундомер, градусник, аэроплан. Справедливость, храбрость, честность, зависть, доброта. Страх, беспокойство, забота, чистота, сомнение.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. Конец страницы 287 ¯ Начало страницы 288 ¯ Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. Лист, почка, кора, дерево, сук. Дом, сарай, изба, хижина, здание. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. Минута, секунда, час, вечер, сутки. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Уголь, нефть, дрова, газ. Весы, термометр, часы, очки. Свеча, солнце, лампа, фонарь. Поэма, роман, рифма, пьеса. Плавание, бассейн, кросс, теннис. Понедельник, пятница, выходной, среда. Чехия, Швеция, Гашек, Швейк. Конец страницы 288 ¯ Начало страницы 289 ¯
Конец страницы 289 ¯ Начало страницы 290 ¯ Таблица 19
Конец страницы 290 ¯ Начало страницы 291 ¯ Таблица 20 Конец страницы 291 ¯ Начало страницы 292 ¯ Таблица 21
Конец страницы 292 ¯ Начало страницы 293 ¯ 1. Кривая работоспособности (таблица 1 и 1а) Задача исследования. Исследуются волевые усилия, упражняемость и утомляемость, темп психической деятельности, колебания и устойчивость внимания. Методика. Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предлагают складывать числа, написанные одно над другим, и записать результат, отбрасывая десятки. Так, например, если полученный после сложения результат равен 12, то испытуемый должен записать только 1, а не всю сумму 12. Однако такое требование может затруднять испытуемого, поэтому следовать ему не строго обязательно. Испытуемому объясняют, что он должен стараться работать быстро, но самое главное — точно, не допуская ошибок. Фиксируется время выполнения каждой строки. Подсчитывается число ошибочных сложений в каждой строке. Результат изображается графически, строится кривая работоспособности. По оси ординат изображается время, затраченное на каждую строку, и количество ошибок в сложении. По оси абсцисс — номера строк. Кривая работоспособности — сплошная линия, кривая ошибок — пунктирная линия. Другим вариантом исследования кривой работоспособности (см. табл. 1а) является модификация вышеуказанной методики. Разница лишь в том, что складывать необходимо не два числа, а пять в столбике. Эксперимент длится 20 мин, через каждые 5 мин делается отметка на бланке ответов. Затем так же строится кривая работоспособности. На оси абсцисс откладывается время по пятиминуткам, на оси ординат — количество сложений и ошибок. В норме вся таблица выполняется за 20 мин. Анализ результатов. При анализе результатов оцениваются два показателя — скорость и точность. Низкие показатели свидетельствуют о замедлении темпа психических процессов. Быстрый темп работы при большом количестве ошибок наблюдается при возбуждении, опьянении. Чрез- Конец страницы 293 ¯ Начало страницы 294 ¯ вычайно медленный — при тоске. Большое количество ошибок свидетельствует о слабости внимания. Снижение работоспособности и точности к концу исследования наблюдается при слабости, утомляемости. В норме каждая строка занимает 25—30 с без утомления. 2. Одновременный счет (таблица 2) Задачи исследования. Исследуется объем внимания, затруднения при переключении, распределении внимания. Методика. Предлагают ряд кружков, чередующихся с крестиками. Экспериментатор последовательно закрывает фигуры в ряду и просит назвать, сколько всего закрыто крестиков и кружков. Так постепенно закрывают весь ряд, и испытуемый должен сказать, сколько тех и других фигур в ряду. Анализ результатов. В норме называют все фигуры правильно. При ослаблении внимания, утомлении, сильном волнении испытуемые ошибаются, особенно при повторном исследовании. 3. Отсчитывание (таблица 3) Задача исследования. Выявить сохранность навыков счета, устойчивости внимания, степени затрудненности интеллектуальных процессов испытуемых. Методика. В зависимости от особенностей человека, его образования предлагают отнимать от 200 по 17, от 100 по 7 или от 50 по 3. Результат необходимо произносить вслух. Испытуемый называет 93, 86, 79 и т. д. Экспериментатор в течение опыта записывает результаты и после каждого ритмично ставит точки. Протокол имеет следующий вид: 100—7 = 93....86....79....72... и т. д. Конец страницы 294 ¯ Начало страницы 295 ¯ Анализ результатов. Равномерное замедление темпа отсчета свидетельствует о затруднении умственной деятельности. Замедление темпа к концу исследования — показатель утомляемости, ошибки с пропуском десятков (например, 93....76... и т. п. при вычитании по 7) свидетельствуют об ослаблении внимания. Всегда нужно оценивать отношение человека к допущенным ошибкам. Если при затруднении испытуемый спрашивает экспериментатора, правильно ли он решил, или же выжидательное следит за выражением лица экспериментатора, стараясь уловить, не допустил ли он ошибки, это свидетельствует об интеллектуальной сохранности. При грубых ошибках, которые испытуемый не замечает (некритичность), можно предполагать слабоумие. 4. Отыскивание чисел по таблице Шульте (табл. 4—8) Задача исследования. Выявить темп сенсомоторных реакций и особенности внимания — объем, распределение, переключение. Методика. Исследование проводится с помощью таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемому предлагают отыскивать числа по порядку, показывая каждое указкой и называя его вслух. Секундомером отмечают время, затраченное на каждую таблицу. Протокол имеет следующий вид:
Конец страницы 295 ¯ Начало страницы 296 ¯ В примечаниях указывают, равномерно ли отыскивает числа испытуемый, его поведение, комментарии, Анализ результатов. Результаты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения задания. Психически здоровые молодые люди равномерно выполняют задание (1-ю таблицу) за 30—50 с. Равномерная замедленность темпа отыскивания чисел бывает при эпилепсии. Если поиск чисел ведется неравномерно, то известное значение может иметь кривая истощаемости. Она объективно отражает характер слабости. Узнавание изображений на картинках (по Поппельрейтеру). Таблица 9 Методика. Исследуемому предлагают рассмотреть одно за другим изображения и перечислить изображенные предметы. Задача. Исследуется корковый анализ комплексных раздражителей различной сложности, адресуемых прежде всего к зрительному анализатору. Одновременно исследуют и корковый синтез, так как узнавание изображений в основном представляет собой воспроизведение временных связей, образованных в прошлом жизненном опыте человека. Анализ результатов. Нарушение восприятия, затрудненное узнавание изображения особенно часто бывают у лиц с явлениями психической слабости, при некоторых токсико-инфекционных или органических заболеваниях головного мозга. 6. Исследование памяти (таблица 10) Задача исследования. Тест направлен на исследование процесса механического, смыслового и ассоциативного запоминания. Конец страницы 296 ¯ Начало страницы 297 ¯ Методика. а) Запоминание искусственных (бессмысленных) слогов. Испытуемому называют 10 слогов (ган, лос, вер и т. д.) и просят повторить в любом порядке те, которые он запомнил. Затем экспериментатор зачитывает слоги повторно. Так до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет их полностью. б) Запоминание 10 слов по смыслу. Обследуемому зачитывают 10 несложных слов, подобранных так, чтобы между ними трудно было установить смысловые отношения. Испытуемого просят повторить все слова, которые он запомнил, порядок соблюдать не обязательно. Экспериментатор повторяет слова пятикратно. Результаты заносятся в протокол, который имеет следующий вид:
Крестиками отмечаются те слова, которые называет испытуемый. В конце обследования, т. е. примерно через час, у испытуемого снова спрашивают эти слова без предъявления, в) Ассоциативная память. Обследуемому предлагают 10 пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Экспериментатор зачитывает пары слов, отделяя их паузами. Затем повторяет первое слово каждой пары, а испытуемый вспоминает и называет второе. Анализ результатов. В норме запоминают 10 бессмысленных слогов за 5—7 предъявлений; 10 слов со смыслом — после 3—4 предъявлений; 10 ассоциаций с 1—2 предъявлений. При ослаблении внимания, астении в первую очередь страдает механическое запоминание. При нарушени- Конец страницы 297 ¯ Начало страницы 298 ¯ ях непосредственно памяти страдают запоминание и воспроизведение во всех видах памяти. При нарушении мышления нарушается ассоциативная память с образованием новых ассоциаций. 7. Исследование памяти методикой воспроизведения текстов (таблица 11) Задача исследования. Опыт направлен на исследование логической памяти, но одновременно он позволяет судить о сообразительности обследуемого, особенностях хода мышления и речи, а также об общеобразовательном уровне, Методика. Испытуемому предлагают прочесть короткий рассказ или стихотворение (можно басню) на 1 страницу машинописного текста. Время чтения — 1 мин. После этого просят испытуемого записать по памяти то, что запомнилось, по возможности ближе к тексту, если не удается, то своими словами — общий смысл. После того, как испытуемый написал рассказ, экспериментатор предлагает второй текст, теперь уже на слух. Второй рассказ экспериментатор прочитывает 2 раза подряд и предлагает испытуемому записать. Затем экспериментатор предлагает снова, на другом листе бумаги, записать то, что запомнилось, повторно. Предупреждения о том, что потребуются повторные воспроизведения, не должно быть. Анализ результатов. Оценка воспроизведения текстов дается по следующим показателям: 1) Достаточно ли правильно изложено содержание? 2) Нет ли искажения деталей те
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|