Конкуренция и конкурентное преимущество
Принимая решение об организации производства хлеба, нами была изучена и проанализирована основная группа конкурентов. В г. Чита ОАО “Черновский хлебозавод” является крупнейшим производителем хлеба и хлебобулочных изделий. Конкуренцию составляют лишь небольшие хлебопекарни, но и они заполняют рынок стандартной хлебобулочной продукцией, не имеют достаточно гибких технологических линий и не способны быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка. К тому же в производстве своей продукции некоторые хлебопекарни используют различные импортные добавки, которые хотя и улучшают внешний вид хлеба, но заметно увеличивают его цену. При производстве хлеба и хлебобулочных изделий нашей хлебопекарней используются только стандартные виды сырья местных производителей. Основными конкурентами в городе являются ООО “Черновский хлебозавод”, ООО «Кенон» и Хлебозавод №1. С одной стороны, данные предприятия имеют достаточно мощное оборудование и автоматизированные линии производства. Но, с другой стороны, они реализуют продукцию исключительно на территории своих микрорайонов. В отдельные районы города поставка продукции производится с дополнительной оплатой. Проведем анализ сильных и слабых сторон нашей хлебопекарни и основных конкурентов. Оценка критериев будет производиться по бальной системе: 0 – наиболее слабая позиция на рынке 1 – менее слабая позиция 2 – слабая позиция 3 – сильная позиция 4 – наиболее сильная позиция 5 – доминирующая позиция на рынке. «-» отсутствие, «+» - наличие. Таблица 4 – Критерии оценки слабых и сильных сторон фирмы и конкурентов
Как видно из таблицы 4, наибольший средний балл имеет наша хлебопекарня. Наименьший средний балл у Хлебозавода №1. Для более наглядного представления о конкурентоспособности рассмотренных предприятий построим диаграмму. Рисунок 14 – Сравнение данной хлебопекарни и основных конкурентов Чтобы дать объективную оценку всем полученным баллам, рассмотрим все преимущества и недостатки представленных фирм. Хлебопекарня. Основным преимуществом перед конкурентами является использование при производстве хлеба сырья местных производителей и отсутствие импортных добавок. Недостатком является то, что у вновь открывшейся хлебопекарни очень низкая репутация среди покупателей, и для её увеличения необходима хорошая рекламная политика. ООО «Черновский хлебозавод». Преимущество заключается в том, что данный хлебозавод не первый год работает на рынке города, и хорошо известен своим широким ассортиментом среди покупателей, а также в низком уровне цен на свою продукцию. Недостатком является отдаленное местоположение хлебозавода, что затрудняет поставку свежей продукции. ООО «Кенон». Достоинство, так же как и Черновского хлебозавода, состоит в широком ассортименте своей продукции. Недостаток состоит в том, что данный хлебозавод использует формовую упаковку для своей продукции, из за чего продукция теряет свои вкусовые качества и не пользуется особым спросом у потребителей. Хлебозавод № 1. Достоинством является хорошее местоположение завода (в центре города), а недостатком – плохая рекламная политика, за счет чего о нем мало кто знает в городе.
При разработке конкурентной стратегии хлебопекарне необходимо учитывать возможности: увеличение ассортимента продукции, контроль качества произведенной продукции, повышение квалификации персонала и угрозы: усиление конкуренции на рынке производства хлеба и хлебобулочных изделий, рост цен и увеличение инфляции. План маркетинга Так как хлеб и хлебобулочные изделия уже довольно долго существуют на рынке города, следует установить долговременную цену на данный товар. Обычно цены на хлеб не изменяются в течении длительного времени, или изменяются при изменении цен на сырье. В хлебопекарной отрасли, где сырье занимает основную долю в себестоимости продукции, цена почти полностью определяется именно этим фактором. Цены на хлеб и хлебобулочные изделия контролируются УФАС по Забайкальскому краю. Прежде чем приступить к методике ценообразования необходимо отметить, что ценовая политика хлебопекарни зависит от типа рынка. Наша хлебопекарня действует на рынке совершенной конкуренции, где каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Стратегия ценообразования определяется в основном предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. Цена, назначенная нашей хлебопекарней, скажется на уровне спроса на продукцию. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свою продукцию. Ну а минимальная цена определяется издержками хлебопекарни. Она стремиться назначить на продукцию такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия. На установление хлебопекарней среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Знаниями о ценах и товарах конкурентов хлебопекарня воспользуется в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Продукция нашей хлебопекарни аналогична продукции конкурента – ООО «Черновский хлебозавод». Хлебопекарня вынуждена назначить цену, близкую к цене продукции этого конкурента. В противном случае пекарня может потерять сбыт.
В данном случае хлебопекарня выбрала методику установления цены на основе уровня текущих цен. В период проникновения на рынок хлебопекарня будет продавать продукцию по заниженной цене в целях стимулирования спроса. Этим достигается цель - выпуск продукции в больших количествах снижает его себестоимость и сбытовые расходы на единицу продукции. Практически во всем мире уже поняли, что главная цель любого бизнеса - получение прибыли - достижима при грамотной работе с клиентами, покупателями. Одной из главных задач отдела маркетинга является реклама выпускаемой продукции и новых видов изделий. Реклама - целенаправленное воздействие на покупателя с помощью информационных средств с целью ознакомления его с потребительскими свойствами товара и создания спроса; распространение сведений о выпускаемой продукции с целью сохранения или создания популярности. Так, для увеличения продажи товаров используют следующие виды рекламы: - через средства массовой информации; - организация специальных выставок; - участие в ярмарках – распродажах. Продукция, производимая нашим предприятием, выпускается в основном без использования улучшителей вкуса и добавок, а также без формовой упаковки. Чего нельзя сказать о продукции конкурентов. Перед отделом маркетинга стоит задача сформировать мнение покупателя о том, что наша продукция качественна и полезна. Для этого планируется произвести следующие мероприятия: 1. Размещение рекламы в местных СМИ и на радио из которых черпают информацию покупатели; 2. Изготовление и распространение листовок с составом и полезными свойствами продуктов, входящих в состав выпускаемой продукции; 3. Разработка плаката с производимой продукцией (баннера); 4. Участие в выставках и ярмарках - это очень распространенный вид рекламной деятельности, позволяющий непосредственно контактировать с непосредственными потребителями. Всегда есть возможность оценить свою продукцию, выслушать пожелания потребителя, непосредственно общаясь с ним;
5. Проведение выставок-дегустаций новой продукции; 7. Реклама на телевидении. Телевизионная реклама является очень сильным рычагом продвижения товара на рынке, удачный телевизионный ролик может за один день сделать никому неизвестный товар самым популярным; 8. Использование торговых агентов, которые будут осуществлять поставку нашей продукции в магазины города. Составим бюджет маркетинговых мероприятий. Таблица 5 – бюджет маркетинга
Таким образом, на рекламные цели в первый месяц работы предприятия предполагается затратить 13071,8 руб. 7 Организационный план Организационный план – это план создания и развития производства и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Трудовые ресурсы организации являются главными ресурсами каждой фирмы, от качества подбора и эффективности использования которых во многом зависят результаты деятельности организации. Под персоналом организации принято понимать основной (штатный) состав работников фирмы. Выбор работника будет осуществляться на основании собеседования, проверки навыков, которое будет производится непосредственно директором предприятия. Средний возраст работников составит от 22 до 50 лет. Рисунок 15 – Организационная структура хлебопекарни Приведенную структуру управления персоналом относится к линейной. Она позволяет директору оперативно управлять работой хлебопекарни и находится в курсе событий. Далее рассмотрим должностную инструкцию каждого из работников: 1) Директором хлебопекарни является индивидуальный предприниматель. В его права и обязанности входит: - организация работы всей хлебопекарни; - несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива; - представляет организацию во всех государственных инстанциях и вышестоящих учреждениях; - распоряжается имуществом предприятия; - издает приказы по организации в соответствии с трудовым законодательством; - принимает и увольняет работников;
- ведет переговоры с поставщиками сырья и материалов; - отвечает за бесперебойное функционирование фирмы. Рабочий день директора составляет 8 часов с перерывом на обед (с 12:00 до 13:00ч). Рабочий график – с понедельника по пятницу. Возможна работа в праздничные и в выходные дни.. Отпуск директора осуществляется в соответствии с графиком работы хлебопекарни и его дальнейшего развития. Согласно того, что организационно-правовой формой данного предприятия является индивидуальный предприниматель, заработная плата директору начисляться не будет. 2) Бухгалтер подчиняется директору пекарни. В случае отсутствия бухгалтера (по болезни, отпуск) его обязанности выполняет сам директор. Требования: высшее экономическое образование, возраст от 30 лет. Опыт работы в данной сфере от 5 лет. Необходимые качества: ответственность, внимательность, исполнительность, стрессоустойчивость, желание работать, желание и умение учиться, умение обрабатывать большой объем документов, нацеленность на результат. Обязанности бухгалтера: 1. Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.). 2. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов. 3. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета; 4. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств. 5. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению. Отпуск осуществляется в соответствии с графиком. Рабочий день бухгалтера составляет 8 часов (08:00 до 17:00), обеденный перерыв с 12:00 до 13:00. Выходные дни: суббота, воскресенье. Расчет заработной платы бухгалтера будет производиться по повременно-премиальной системе. Оклад 20000 руб. + % премии в зависимости от объемов продаж. Количество рабочих дней в месяце – 22 дня. 3) Технолог подчиняется руководителю хлебопекарни. Работа посменная с (2 дня через. Требования: возраст от 25 лет, образование высшее или среднее профессиональное, опыт работы от 3 лет. Наличие медицинской книжки. Личные качества – ответственность, организованность, быстрая обучаемость. В обязанности технолога входит: - Контроль производства на всех этапах; -Составление, разработка и утверждение технологической документации (ТУ, рецептур, технологических инструкций, технологических карт); -Контроль за качеством сырья, поступающего в цеха производственной службы, проверка на соответствие их ГОСТам и другой нормативно-технической документации; - Участие в разработке новой продукции и постановке на производство. - Управление технологическим процессом производственного цеха, - обеспечение бесперебойной работы, организация труда, распределение ресурсов и рациональное использование оборудования. Заработная плата рассчитывается по повременно-премиальной системе оплаты труда. В месяц 1 технолог отработал 176 часов (16 смен). Оплата за фактически отработанное время составляет 15000 руб. + % премии в зависимости от выполнения плана продаж. 4) Пекарь подчиняется технологу и директору хлебопекарни. Работает посменно (день, и ночь, 2-е суток отдыхает). Требования: образование среднее профессиональное, опыт работы не менее 2 лет. Наличие медицинской книжки. Личные качества: порядочность, исполнительность и отсутствие вредных для производственной работы привычек, ответственность. Обязанности пекаря: - замешивание теста и определение его готовности; - размещение теста на листах и в формах; отправка в печь; - выпекание хлеба и различных хлебобулочных изделий при четком соблюдение технология приготовления, исходя из номенклатуры; - контроль, регулирование работы конвейера; - определение готовности изделий. Расчет заработной платы осуществляется за фактически отработанное время + % премии за выполнение плана продаж. В месяц 1 пекарь отработал 16 дней, что составляет 176 ч. За фактически отработанное время заработная плата будет составлять 12000 руб. и премия в зависимости от выполнение плана. Заработная плата будет меняться в зависимости от количества отработанных часов в месяц. 5) Разнорабочий подчиняется директору фирмы. Требования: мужчина, в возрасте от 22 лет, образование среднее профессиональное, Личные качества: порядочность, исполнительность и отсутствие вредных для производственной работы привычек, ответственность. Разнорабочие занимаются доставкой сырья к месту производства, загружают сырье в смесительные котлы, доставляют готовую продукцию к месту продажи, кроме того, производят мелкий ремонт оборудования (по необходимости). Работает посменно (день, ночь, 2 выходных). Заработная плата рассчитывается за фактически отработанное время + премия за выполнение плана продаж. Норма в месяц 176 часов, заработная плата составляет 8000 руб. Заработная плата будет меняться в зависимости от количества отработанных часов в месяц. 6) Продавец находится в подчинении директора предприятия. Требования: среднее профессиональное образование, возраст от 25 лет, опыт работы. Наличие медицинской книжки. Личные качества - грамотная речь, коммуникабельность, высокая работоспособность, клиентоориентированность, порядочность. Работает посменно (2 дня работает, 2 отдыхает). Рабочий день с 09:00 до 21:00. Обеденный перерыв с 13:00 до 14:00 часов. Заработная плата начисляется за фактически отработанное время и составляет (за 176 часов) 10000 руб. + премия за выполнение плана продаж. 7) Водитель – мужчина, в возрасте от 25 лет. Наличие водительских прав категории В, С. Опыт работы приветствуется. Личные качества: ответственность, отсутствие вредных привычек. в обязанности входит доставка нашей продукции магазины и школьные и дошкольные учреждения в различные районы города. Работает посменно (2 дня работает, 2 отдыхает). Рабочий день с 07:00 до 19:00. Обеденный перерыв с 12:00 до 13:00 часов. Заработная плата начисляется за фактически отработанное время и составляет (за 176 часов) 10000 руб. + премия. Данные о работниках и размере зарплаты приведены в таблице 6. Таблица 6 – Потребность в трудовых ресурсах
Затраты на оплату труда будут меняться в зависимости от количества отработанных часов и начисленной премии. График реализации проекта Для того чтобы иметь наглядное представление, что и в какое время предстоит осуществить, построим график реализации проекта. Таблица 7 – Календарный план
В соответствии с диаграммой Ганта, на оформление документов, получение различных разрешений и заключений от СЭС и противопожарной службы, получения лицензии потребуется примерно два месяца. Параллельно с получением лицензии будет заключаться договор с банком на предоставление кредита. Около месяца уйдет на поиск подходящего здания и заключение договора аренды. Затем около месяца уйдет на приобретение и монтаж оборудования, ремонт помещения и поиск персонала. И таким образом, хлебопекарня начнет свою деятельность на пятый месяц со дня образования. План производства Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности играют огромную роль в нашей жизни. Хлеб занимает важное место в пищевом рационе человека, особенно в нашей стране, где производство хлеба связано с глубокими и давними традициями. Русский хлеб издавна славился богатым вкусом, ароматом, питательностью, разнообразием ассортимента. Ассортимент вырабатываемой продукции, представленный предприятиями нашего города, огромен. Сейчас можно приобрести не только различные вида формового и подового хлеба, но и также большое количество батонообразных изделий, изделий кондитерского производства, а также весь спектр продукции хлебопекарной промышленности.Процесс производства хлеба достаточно гибок, сложен и трудоемок. Для того, чтобы буханка хлеба вышла из печи, необходимо, чтобы она прошла через множество машин и технологических агрегатов. Технологический процесс производства хлеба и булочных изделий состоит из следующих шести этапов: приема и хранения сырья; подготовки сырья к пуску в производство; приготовления теста; разделки теста; выпечки и хранения выпеченных изделий и отправки их в торговую сеть.Основным сырьем хлебопекарного производства является пшеничная и ржаная мука, вода, дрожжи, соль. К дополнительному сырью относятся все остальные продукты, используемые в хлебопечении, а именно масло растительное и животное, маргарин, молоко и молочные продукты, солод, патока и др. Любое хлебопекарное предприятие имеет сырьевой склад, где хранится определенный запас основного и дополнительного сырья. Широкое распространение получил бестарный способ доставки и хранения многих видов сырья (муки, сахара, дрожжевого молока, жидких жиров, соли, молочной сыворотки, патоки, растительного масла). При бестарной доставке и хранении сырья резко снижается численность работающих в складе улучшается санитарное состояние складов, повышается культура производства, сокращаются потери сырья, достигается значительный экономический эффект по сравнению с тарным хранением сырья Сырье, которое хранится на складе, перед замесом полуфабрикатов должно пройти определенную подготовку, в результате которой улучшаются его санитарное состояние и технологические свойства. При этом сырье очищают от примесей, жиры растапливают, дрожжи, соль и сахар растворяют в воде. Полученные растворы фильтруют и перекачивают в сборные емкости, откуда они поступают в дозаторы. Технологический процесс приготовления хлеба состоит из следующих стадий: Рисунок 16 -Технологический процесс приготовления хлеба 1. Замес и образование теста Замес теста—важнейшая технологическая операция, от которой в значительной степени зависит дальнейший ход технологического процесса и качество хлеба. 2. Разрыхление и брожение теста Чтобы выпекаемое изделие было пористым и легко усваивалось, тесто перед выпечкой необходимо разрыхлить. Это обязательное условие хорошей пропекаемости теста. 3 Приготовление пшеничного теста Приготовление теста—важнейшая и наиболее длительная операция в производстве хлеба, занимающая около 70 % времени производственного цикла. 4 Разделка готового теста При производстве хлеба и булочных изделий разделка теста включает следующие операции: деление теста на куски, округление, предварительная расстойка, формование и окончательная расстойка тестовых заготовок. Деление теста на куски производится в тестоделительных машинах. Масса куска теста устанавливается, исходя из заданной массы штуки хлеба или булочных изделий с учетом потерь в массе куска теста при его выпечке (упек) и штуки хлеба при остывании и хранении (усушка). После тестоделительной машины тесто поступает в округлительные машины, где им придается круглая форма. После этого тестовая заготовка должна в течении 3-8 минут отлежаться для восстановления клейковинного каркаса, после это поступает на формовочную машину, где ей придается определенная форма (батоны, сайки, булки и т.д.). 5. Выпечка хлеба Выпечка – заключительная стадия приготовления хлебных изделий, окончательно формирующая качество хлеба. В процессе выпечки внутри тестовой заготовки протекают одновременно микробиологические, биохимические, физические и коллоидные процессы. 6. Хранение Укладка готовой продукции после выхода ее из печи и хранение изделий до отпуска их в торговую сеть являются последней стадией процесса производства хлеба и осуществляются в хлебохранилищах предприятий. В хлебохранилище осуществляются учет выработанной продукции, ее сортировка и органолептическая оценка по балльной системе. Перед отпуском продукции в торговую сеть каждая партия изделий подвергается обязательному просмотру технолога.Данные об объемах выпуска каждого вида продукции приводятся в натуральных единицах. Исходя из производственных мощностей приобретенного оборудования, можно сделать прогноз объемов производства хлебопекарни. На предприятии работает 2 ротационные печи, производительностью 600 изделий в час каждая. Полная производственная мощность предприятия составит 26400 изделий в сутки. При описании производственного процесса необходимо указать производственный график работы. Предполагается организовать 12- часовой рабочей день с 2 рабочими сменами, без выходных (30 рабочих дней в месяц). Представим в таблице? основные производственные характеристики производства хлеба и хлебобулочных изделий. Таблица 7 – Производственные характеристики производства хлеба и хлебобулочных изделий
Исходя из производственных характеристик производства хлеба и хлебобулочных изделий произведем прогноз объема производства в номенклатурном разрезе осуществляется на ближайшие 3 года, первый год – помесячно, второй год – поквартально, третий в целом за год. (таблица?). В первые месяцы работы хлебопекарня будет производить не на полную производственную мощность, а в последующие полностью переедет на неё. Из производственной программы видно, что объем продукции в первый год работы предприятия составит 2660 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, при полном объеме в 2880 тонн. Для наглядного представления объемов производства, посторим диаграмму на основе таблицы 7.
Рисунок 17 – Объем производства по видам продукции за первый год работы по месяцам. На диаграмме видно, что с каждым месяцем работы предприятия, увеличивается объем производства. И уже к середине года, хлебопекарня выйдет на полную производственную мощность и будет производить 240 тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Хотя в первый месяц работы было произведено всего 170 тонн изделий.
Таблица 8– Производственная программа
Для осуществления своей деятельности предприятие закупает у Свердловского Экспериментально - механического завода оборудование для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Электроснабжение осуществляется от сети напряжением 220 – 380 В и частотой 50 Гц. Необходимо закупить следующие виды оборудования: 1) Мукопросеиватель (шнековый, с редкоземельными магнитами) 2) Мешкоопрокидыватель с электроприводом (чёрн.) 3) Тестомесильная машина (одновалковая непрер. действия, мес. орган - лопатки) 200 л (нерж.) 4) Тестоделитель шнековый без транспортера (чёрн.) 5) Ротационные печи с ручной загрузкой (электрические, мощность 7 кВт). 6) Стеллажи и подтоварники 7) Мойка одногнездовая 8) Стол технологический 9) камера холодильная 10) Шкаф бытовой 11) Раковина 12) Унитаз Данного оборудования хватит на первое время, чтобы начать работу хлебопекарни. В дальнейшем планируется еще закупить часть оборудования для расширения деятельности. Однако, кроме оборудования для производства хлеба и хлебобулочных изделий, которые относятся к пищевым продуктам, необходимо получение сертификата качества и разрешения на производственную деятельность. Для получения такого разрешения сначала нужно будет получить гигиенический сертификат на продукцию. После приобретения гигиенического сертификата, необходимо получить сертификат соответствия нашей продукции нормам, указанным в гигиеническом сертификате. Для этого нужно изготовить образцы продукции, которые отдаются на экспертизу в одну из экспериментальных лабораторий города. Весь пакет документации будет приобретен за 3000 руб. Рассчитаем потребность в оборудовании, его количество и стоимость, с учетом транспортировки оборудования, его установки, а также приобретение необходимой для деятельности документации. Потребность в оборудовании, количество и стоимость, а также расходы на приобретение необходимой лицензии, отражена в таблице 9. Таблица 9 – Потребность в оборудовании
Здание для осуществления деятельности взято в аренду за 250руб./кв.м. в месяц. Общая площадь здания 200 кв.м. Таким образом, затраты на аренду помещения составят 50000 руб. в месяц. Также необходимо произвести капитальный ремонт здания, затраты на который будут составлять 500000 руб. Амортизация оборудования начисляется линейным методом. Срок полезного использования оборудования 20 лет. Амортизация за год будет равна = Стоимость оборудования/Срок полезного использования. А=1106625/20=55331,25 руб/год. В месяц амортизация будет равна: А=55331,25/12=4611руб. Рассчитаем затраты на приобретение сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий на 1 тонну в месяц, а также затраты на весь объем готовой продукции также в месяц. Для этого составим таблицу 10. Таблица 10 – Затраты на сырье для производства хлеба и хлебобулочных изделий в месяц
Данные для таблицы брали из раздела 3 – Характеристика продукции (таблица? -), а также для расчета затрат использовалась таблица? - (раздел 8 – производственный план). План текущих затрат Представленный бизнес план рассчитан на реализацию с использование собственных средств и заемного капиталла. Для начала необходимо расчитать сумму первоначальных затрат на открытие хлебопекарни в арендованном помещении, чтобы выяснить какую сумму денег следует взять в кредит. Таблица 11 - Капитальные затраты на организацию производства
Исходя из таблицы 11 для организации предприятия необходимо будет 1624,625 тыс. руб. А также первоначальные затраты на покупку части сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Таким образом объем требуемых инвестиций составит 2200 тыс. руб. Составим текущие затраты на месяц и год Таблица 12 - Смета текущих затрат на производство хлеба и хлебобулочных изделий
|