Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы административного права.




Метод АП – совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет - наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования.

Дозволение – юридическое разрешение в условиях предусмотренной правовой нормы совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения.

Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях предусмотренной нормы.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

АП использует метод централизованного императивного регулирования, который также называется административно-правовой нормой.

Для АП характерен метод власть-подчинение.

Источники административного права.

Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовой нормы.

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2. Международно-правовые договора и соглашения (Конвенция о правах человека и основных свобод).

3. Федеральные законы и кодексы («О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ»).

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

 

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм. Структура административно-правовых норм.

 

Нормы АП – это властные веления, исходящие от государства либо санкционированные государством, направленные на регулирование управленческих отношений, обеспечиваемые мерами административного либо дисциплинарного принуждения.

Особенности АПН:

1) являются разновидностью юридических норм;

2) объектом регулирования управленческих общественных отношений;

3) АПН – это средство реализации публичных интересов в сфере гос.управления;

4) устанавливается органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждениями, организациями;

5) имеют представительно-обязывающий характер;

6) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

7) цель – обеспечение должного управленческого порядка.

 

Виды АПН

I. По предмету правового регулирования:

¾ Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений.

¾ Процессуальные административно-правовые нормы регулируют порядок реализации управленческих отношений или рассмотрения дел об административных правонарушениях.

II. По целевому назначению

¾ Регулятивные содержат правила нормативной деятельности

¾ охранительные призваны обеспечить защиту, охрану регулируемых отношений.

 

III. По юридическому содержанию

¾ Обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия

¾ Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой

¾ Уполномочивающие (диспозитивные) нормы. В них предусматривается возможность адресата действовать по своему усмотрению. Отсутствует прямое предписание и запрет.

¾ Стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений.

¾ Рекомендательные нормы. Они не имеют юридически обязательного характера, поэтому они чаще используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

IV. С учетом федеративного устройства Российской Федерации нормы по своему масштабу подразделяются на:

- общефедеральные;

- устанавливаемые субъектами федерации.

VI. По объему регулирования:

- общие;

- межотраслевые;

- отраслевые;

- местные.

 

VII. По характеру предписаний:

- внутрисистемные;

- общеобязательные.

 

Структура АПН

Гипотеза – часть АПН, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать.

Диспозиция – часть АПН, содержащая правило должного поведения субъектов.
Санкция –
часть АПН, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...