Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти.
Административно-правовой статус граждан – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами АП и реализуемых в АПО.
Основные НПА, закрепляющие АПС граждан:
1) Конституция РФ
2) Декларация прав и свобод человека и гражданина
3) Федеральный конституционный закон «Об уполномоченным по правам человека РФ»
4) «О гражданах РФ»
5) «О порядке рассмотрения обращения граждан» и др.
Виды АПС граждан:
1. Общий (статус, принадлежащий любому лицу, не зависимо от пола, возраста и т.д.)
2. Специальный (отражает особенности правового положения индивидуального физического лица в сфере гос.управления с учетом возраста, образования и т.д.) – гос.служащие, военнослужащие
3. Индивидуальный (фиксирует правовое положение индивидуального физического лица в сфере гос.управления с учетом пола, возраста и т.д.) – студент, дочь, несовершеннолетний
Административные права граждан – это закрепленные НПА дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия реализации прав граждан или воздержаться от создания препятствий для реализации этих прав.
1.Абсолютные права (их реализация зависит только от воли граждан)
2.Относительные права (зависят не только от воли лица, но и от фактической возможности их осуществления) – право на образование, право на обжалование.
1)общие – распространяются на все сферы гос.управления
2)специальные – распространяются на определенную сферу (получение медицинской помощи)
Виды прав граждан в сфере гос.управления:
1. Право на участие в управлении государством
2. Право на свободу передвижения
3. На неприкосновенность жилища, личности
4. На объединения
5. На проведение митингов, собраний, шествий
6. На изменение фамилии, имени
7. На тайну переписки, телефонных разговоров
8. На охрану здоровья
9. На образование и т.д.
Обязанности граждан в сфере гос.управления – это предусмотренная АПН мера необходимого должного поведения граждан в сфере гос.упраления.
· Соблюдение законов РФ
· Платить налоги и сборы
· Защита отечества
· Содействие законности
· Соблюдение запретов и т.д.
11.Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
Они не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.
Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.
За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), используемая органами внутренних дел и миграционной службы, административное выдворение за пределы России (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.
12.Понятие и виды органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти - учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.
1. В зависимости от государственного устройства:
1)федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
2)органы исполнительной власти субъектов Федерации.
2. По организационно-правовым формам:
1)правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
2)комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).
3. По характеру компетенции выделяют:
1)органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
2)органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
3)органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
4)органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.
4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:
1)единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
2)коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.
13. Полномочия президента РФ в сфере исполнительной власти
Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства России и других органов государственной власти, руководит деятельностью ФОИВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства России положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ.
В соответствии со ст. 80 Конституции Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
1)Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства обращается к Федеральному Собранию (обеим палатам – парламенту страны) с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
2)Президент как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
3)Президент России: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; в) принимает решение об отставке Правительства; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; д) по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей КС, ВС, ВАС, а также кандидатуру Генерального прокурора; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет безопасности;
з) утверждает военную доктрину России; и) формирует Администрацию Президента.
4)Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ.
Президент по согласованию с органами законодательной власти назначает на должность глав исполнительной власти (губернаторов) субъектов РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: