Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативно-прагматический и функциональные подходы к изучению языка и речи




Коммуникативно-функциональная специфика обращений в диалогической речи

 


Введение

 

Обращение - это специализированное языковое средство, служащее для организации человеческого общения и интегрирующее участников ситуации общения в единый коммуникативный акт. В лингвистической литературе отмечается, что обращение используется «с целью привлечь внимание того лица, к которому речь направлена, вызвать у него определённую реакцию на сообщение или вынудить его к совершению действия, диктуемого разговорной ситуацией». [4; 11] Кроме того обращение участвует в организации направленности речи и одновременно в социальной регуляции общения.

Основной областью реализации обращения является диалогическая речь. Обращение может служить сигналом к началу речевой коммуникации, а также использоваться либо с целью привлечения внимания адресата в процессе общения, либо при выражении эмоций адресантом.

Несмотря на ряд исследований, посвящённых проблемам функционирования обращения в диалогической речи в её художественном представлении, описание коммуникативно-функциональных особенностей обращения до сих пор вызывает разногласия у лингвистов.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования определяется следующими факторами: необходимостью изучения и системного описания коммуникативно-функциональных особенностей обращения с учётом их позиции в предложении (и в тексте), их разновидностей, а также коммуникативно-прагматического подхода к исследуемой проблеме.

Предметом исследования в данной работе являются коммуникативно-функциональные и позиционно-структурные особенности обращения в диалогической речи. Объект нашего исследования категория обращения.

Это предопределило основную цель данного исследования, а именно выявить коммуникативные и функциональные особенности употребления обращения в немецкой диалогической речи.

В соответствии с вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи:

) рассмотреть функции языка и функции речи и определить их общность;

) описать коммуникативную ситуацию и ее составляющие;

) определить, что такое диалог и выявить особенности и структуру диалогического общения;

) охарактеризовать коммуникантов в диалогическом общении;

) прояснить особенности обращения как особой лингвистической единицы и определить его статус;

) описать и определить релевантную типологию функций обращения в диалогической речи;

) установить соотношение между понятиями «фатическая» и «контактоустанавливающая» функции обращения;

) рассмотреть позиционные и структурные характеристики обращения;

) систематизировать лексико-грамматические средства выражения обращения в немецком языке;

10) определить и описать коммуникативно-функциональные особенности обращения в текстах молодёжной художественной литературы.

Поставленные задачи определили принципы отбора материала и методы его исследования.

Материалом для исследования послужили диалогические единства (270 ситуаций), содержащие обращения и заимствованные из молодежных романов современной немецкой литературы: Томаса Бруссига «Солнечная аллея», Мириам Гюнтер «Муравейник», Ирины Коршунов «Его звали Ян», Ганса-Георга Ноака «Эскалатор вниз».

В ходе исследования были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, метод лингвистического описания, метод функционального и прагматического анализа, а также метод количественного подсчёта.


Характеристика коммуникативного процесса с позиций современной лингвистики

Коммуникативно-прагматический и функциональные подходы к изучению языка и речи

коммуникативный диалогический речь обращение

Парадигма современного языкознания сосредоточена на исследованиях того, как человек использует язык в качестве орудия общения, как в единицах языка отразился сам человек. Ю.Д. Апресян замечает: «Язык, как известно, в высокой степени антропоцентричен. Громадная часть его словаря посвящена человеку - его внутреннему миру, восприятию внешнего мира, физической и интеллектуальной деятельности, его целям, отношениям с другими людьми, общению с ними, оценкам событий, положений и обстоятельств». [1, c. 18]

Основной объект языкознания - это естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных. Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь. [19]

Язык - это орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица. Противопоставляя эти две системы, Н.И. Формановская пишет: «Языковая деятельность направлена на созидание языка, изменяющегося во времени, на всех его уровнях. Речевая деятельность направлена на использование языка для общения - кодирования / декодирования высказываний и дискурсов / тестов». [16, c. 4]

В центре внимания современных лингвистических исследований находится общение как комплекс речевой деятельности людей по созданию и интерпретации разного рода высказываний и текстов. Понимание общения как деятельности невозможно без представления о таком направлении в языкознании, как коммуникативно-прагматическое.

Коммуникативный подход вскрывает те свойства языковых единиц, которые проявляются в общении, т.е. в коммуникативном взаимодействии партнеров в процессе обмена мыслями и чувствами для решения жизненно важных задач.

Прагматический подход предполагает учет того значимого компонента языковых единиц, который связан с индивидом, использующим язык как орудие общения и делающим свой выбор, ориентируясь в ситуации, в социальных признаках адресата, в теме, мотивах и целях, в месте и времени общения.

Функциональный подход касается тех свойств языковых единиц, которые заложены в них (в том числе и потенциально) и находят проявление в речи с точки зрения особенностей употребления их в тексте. [16]

Функциональный, коммуникативный и прагматические подходы к описанию языка тесно связаны и дополняют друг друга каждый со своей спецификой. В нашем дальнейшем исследовании мы попробуем проследить реализацию каждого подхода в описании такой единицы языка как обращение.

Коммуникативно-прагматическое исследование языка развивается на базе системно-структурного представления о его уровневом устройстве, но дополняет наши знания о возможностях языка в передаче коммуникативно-значимых смыслов при общении партнеров. На первый план выступает субъект речевых действий, определяющий и очерчивающий т.н. прагматическое коммуникативное пространство. Это, по определению Н.И. Формановской, та обширная зона, «где язык фиксирует многообразные отношения говорящего к действительности, и пользующийся языком в процессе коммуникативной деятельности а) называет, б) указывает, в) выражает эти отношения, а адресат воспринимает и истолковывает эти смыслы». [16, c. 9]

Таким образом, можно предположить, что коммуникативно-прагматический подход раскрывает периферийные относительно системы языка явления, которые актуальны в конкретной коммуникативной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...