Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проксимальный стимул сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора




Вопрос № 1.2

Психофизическая и психофизиологическая прблема. Закон Вебера – Фехнера.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЯ ПРОБЛЕМА - проблема связи между миром физических явлений, изучаемых естественными нау­ками, и психологическими феноме­нами, исследуемыми психологией. В этом смысле её можно рассматривать и как психофи­зиологическую.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - проблема связи психических явлений (возникающим психическим или сенсорным образом) с физиологиче­скими процессами, происходящими в организме и мозге человека.

Другими словами, почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, кото­рую изучает физика и не как ряд элек­трических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциа­лов в различных частях коры, предмет изучения физиологии. То есть психофи­зическая и психофизиологическая проблема заключается в изучении феномена проективности и субъектности наших психических процессов.

Простейшим процессом, в котором проявляются все основные парадоксально-специфические характеристики психического, является ощущение. Оно состав­ляет ту исходную область сферы психических процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и непсихические или допсихические явления. Именно с трудностями перехода через эту границу связана основная суть психофизической и психофизиологической проблем.

Одной из главных качественных характеристик ощущения является модальность, которая определяется анализатором (ней­рофизиологической системой: рецеп­торы - проводящие пути – соответствующие участки мозга), который возбуждается сиг­налами определённой физической природы. Физическим сигналам соответст­вуют определённые психические образы. Такие пары (физический раздражитель – психический образ) называются психофизическими коррелятами.

Физические характеристики сигналов определяют характеристики соответствующих анализаторов и свойств психических коррелятов:

-интенсивность

-частота (звук, цвет)

-концентрация (для запаха и вкуса)

-модуляция-изменение во времени или пространстве характеристик сигнала.

Именно она определяет информативность сигнала

Анализаторы отличаются не только по принципу действия, но и по объёму воспринимаемой информации. Через зрение мы получаем более 80% информации. Это даёт нам право назвать зрение интегратором сигналов всех модальностей в единый сенсорный образ. Но даже при повреждении или потере какого-либо анали­затора его функции берут на себя другие модаль­ности (эффект компенсации).

Но при всех очевидных различиях в работе сенсорных анализаторов разных модальностей имеются некоторые общие зако­номерности, которые позволяют вы­делить сенсорные процессы в один класс психических явлений. Эти общие закономерно­сти в первую очередь рассматриваются психофизикой. Схема построения сенсорного образа выглядит следующим образом

 

 

Дистантный стимул тождество непосредственной предметное

данности содержание

Образа

       
   
 
 

 


Проксимальный стимул Чувственная ткань образа

 

Дистантный стимул физический источник сигнала

Проксимальный стимул сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора

После попадания сигнала на анализатор в последнем на некоторое время сохраняется остаточный возбуждение – последова­тельный образ. Для зрительного анализатора - иконическая память.

Раздражение анализатора вызывает физиологический процесс перекодировки информации в коды нервных сигналов, в ре­зультате чего возбуждается соответст­вующие части коры головного мозга.

Формируется чувственная ткань образа. Соотношение между работой нейронной системы анализатора и возникающим в результате психическим (сенсор­ным) образом - психофизиологическая проблема. Далее в работу включается вся целостная структура нашей психики. Единичный процесс восприятия заканчива­ется вычленением предметного содержания образа. Между начальной фазой процесса – дистантным стимуломи завершающей – предметным содержанием образа устанавлива­ется тождество непосредственной данности. В этом и заключается психофизическая проблема.

Три свойства, характеризующие действия анализаторов любой модальности, наглядно демонстрируют гибкость сенсорной системы и её неотъемлемое включе­ние в работу всей психики в целом. Это адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация адаптация наших ощущений к средней фоновой величине внешних раздражителей. Понижая или повышая свою чувствительность, система «выби­рает» исходный уровень, относительно которого будет восприниматься интенсивность воз­действия среды.

Сенсибилизация, в отличие от адаптации работает только в сторону повышения чувствительности.

Синестезия – возникновение ощущений присущих одной модальности, при воздействии раздражителей другой.

Решение психофизической проблемы – отношение психики и физического мира – начинается с определения границы между психическим и физическим явле­ниями. Фехнер, основатель психофизики считал, что граница материального и идеального проходит там, где начинается ощущение эта величина была названа ниж­ним абсолютным порогом чувствительности.

Решая свою задачу о взаимоотношении субъективного и объективного, Фехнер рассуждал примерно следующим образом. Предположим, что наше сенсорное пространство состоит из очень маленьких дискретных элементов е – едва заметных раз­личений. Эти элементы постоянны, т.е e=k (k- constanta)

С учётом коэффициента пропорциональности две константы можно приравнять друг к другу

 

R = Ke

R

K- коэффициент пропорциональности

От этого уравнения он перешёл к дифференциальному

dR = K´dE

R

dE-дифференциал, соответствующий величине е

Решением этого уравнения будет.

E=C(1)´lnR+C(2)

C(1),C(2)- константы интегрирования.

Определим С(2). Ощущение начинается с какого-то значения стимула соответствующего пороговому(R(1)). При R=R(1) ощущение отсутствует и появляется при Е=0

0=C(1)´lnR(1)+C(2)

C(2)=-C(1)´lnR(1)

E=C(1)´lnR- C(1)´lnR(1)=C(1)´ln(R)

R(1)

E = C(1)´ln(R)

R(1)

Где R(1)-абсолютный порог

e - аналог порога различения

Вопрос № 2.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...