Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Контактные ощущения: их виды и значения в жизнедеятельности человека.





 

Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Это тактильные, температурные, вибра­ционные, вкусовые и болевые рецепторы – они воспринимают соответственные сигналы.

Эти анализаторы наиболее древние. Их самое большое количество. Они абсолютно необходимы. Они не подчиняются сознанию, их нельзя «отключить». Они способствуют выживанию человека.

Тактильные ощущения

Это ощущения прикосновения и давления. Тактильные анализаторы непрерывно сообщают нам о том, к чему мы прикасаемся (активное) и о том, что к нам прикасается (пассивное). Благодаря им мы можем примерно определить форму, вес, размер и , следовательно, определить что это за предмет.

Тактильные анализаторы расположены во всех зонах кожи. На некоторых более густо, на других более редко. Больше – на кончике языка, потом – губы, кон­чики пальцев. Меньше – на ягодицах.

Рот – первый и главный орган тактильного познания.

Уникальное свойство тактильной чувствительности – прикасаясь к чему-то, мы ощущаем как объект, так и самого себя, т.е. получаем знания об объекте и о са­мом себе. Тактильная чувствительность воспринимает нетранзиторные св-ва объекта, недоступные дистантным анализаторам.

Температурные ощущения

Сообщают о том, какова температура окружающего мира по сравнению с нашим телом. Обеспечиваются двумя видами рецепторов:

1. Реагирующими на то, что теплее человека

2. Реагирующими на то, что холоднее человека (Их больше, так как переохлаждение опасно для нас)

Температурная чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Кожа обладает способностью довольно быстро адап­тироваться к разным температурам, причём разные части кожи имеют не одинаковую скорость адаптации. Субъективным термическим нулём, который не даёт никаких температурных ощущений, являются средние температуры, примерно равные температуре кожи.



Вибрационные ощущения

Находятся в тесной связи со слухом и тактильными ощущениями. Это самые древние анализаторы. Это реакция человека на низкочистотные колебания окру­жающей среды. Вибрационная чувствительность может частично заменять слух. Кости хорошо передают вибрацию. Мозг утомляется от постоянно вибрирующей среды (у водителей, лётчиков…) Когда человек говорит, то он слышит и вибрацию изнутри. Поэтому он не узнаёт свой голос в записи.

Вкусовые ощущения

Существует 4 вида вкуса: сладкое, солёное, кислое и горькое.

Вкусовая чувствительность связана с хемочувствительностью. Поэтому зависит от внутренней среды организма. Например: если у человека понижена pH желу­дочного сока, то понижен и порог к кислому.

Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии в-в. Главной вкусовой областью является слизи­стая оболочка языка, особенно его кончик, кроя и основания; середина языка и его нижняя поверхность лишены вкусовой чувствительности.

Болевые ощущения

Это результат определённой, превышающей известный предел интенсивности, длительности и частоты импульсов, идущих от того или иного раздражителя.

Болевые рецепторы расположены на всей поверхности тела, но обслуживают и внутреннюю среду. Болевые ощущения связаны с инстинктом самосохранения, они сигнализируют об опасности для организма. Долевые рецепторы лишены миелиновой оболочки. Мозг не имеет болевых рецепторов.

Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость.

Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно. Боль относительно плохо, не точно локализуется.

Значение контактных ощущений в жизнедеятельности человека: они способствуют выживанию человека и т.д., и т.п.

Виды вторичных образов и их роль в психической жизни человека.

Вторичные образы (ВО) воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторную поверхность анализатора.

Представление – необходимое посредствующее звено, смыкающие первосигнальные психические процессы, организованные в форму образов различных видов, и второсигнальные мыслительные и рече-мыслительные процессы, составляющие уже «специально человеческий» уровень психической информации.

Обобщённость является сквозным параметром всех псих. процессов, рассмотрение этого св-ва привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти. Обобщённость образа выражает отнесённость отображаемого в нём объекта к определённомы классу.

Апперцепция – образы, сформированные в прошлом опыте и воплощённые в тех извлекаемых из памяти эталонов, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны и есть ВО, или представления, аккумулирующие в себе признаки различны единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивает возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородной по какой-либо совокупности своих признаков.

Представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта.

Эмпирические характеристики ВО


1. Пространственная панорамность (ПП) – целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе, не ограничивает объём перцептивного поля и выходит за его пределы.

2. Выделение фигуры и фона допускает отделение фона от фигуры.

3. Выпадение абсолютной величины проявляется в

а) несохранении числа однородных элементов

б) нарушение воспроизведения абсолютных размеров отображения пространственного массива о отд. объекта

4. Первообразование геометрической формы в топологическую схему выражается в схематизации образа.

5. Симулянтность или «временная панорамность» заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру, в которой эта последовательная динамика очень затушёвана или не воспроизводится совсем.

6. Сдвиги в воспроизведении длительности. Этот закон состоит в том, что «чем более заполненным и, значит, расчленённым на маленькие интервалы явля­ется отрезок времени, тем более длительным он представляется».

7. Большая прочность в сохранении образа временной последовательности. Зафиксированные сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

Особенности модальных характеристик ВО.

(для зрит. цветов. Представлений)

Во ВО цвета происходит перестройка. Образ смещается в сторону основного цвета спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают в тем большей мере, чем более длительным является срок хранения образа.

Сдвиги интенсивных характеристик ВО

Хотя степень яркости ВО может быть различной, в среднем представление по сравнению с сенсорноперцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью.

1. Неустойчивость заключается в колеблимости и текучести его компонентов. Это – выражение дефицита константности. Эта текучесть «как бы вводит в представление ряд переменных» (Рубенштейн)

2. Фрагментарность. «При внимательном анализе или попытке установить все черты пред­мета, образ который дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны черты или части вообще не представлены». Это – выражение полной цело­стности.

3. Обобщенность. Воплощая в себе целый ряд ступеней обобщённости образа, на выс­ших из этих ступеней представление освобождается от «прикованности» к единичному объекту и «может быть обобщённым образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов».

Вопрос № 7.1





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.