Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика коллективных способов обучения




 

Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

• наличие сменных пар учащихся;

• их взаимообучение;

• взаимоконтроль;

• взаимоуправление.

В ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех. В.К. Дьяченко, профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е. групповые способы обучения. ГСО — традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива — учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных.

В свое время А.Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

• изучение текстового материала по любому учебному предмету;

• взаимопередача текстов;

• взаимообмен заданиями;

• решение задач и примеров по учебнику;

• взаимные диктанты;

• разучивание стихотворений в сменных парах;

• выполнение упражнений в парах;

• работа по вопросникам;

• изучение иностранного языка.

Ниже приводятся две наиболее характерные методики.

• Изучение текстового учебного материала по любой учебной дисциплине (рис. 3).

 

Рис. 3. Технологическая схема КСО.

 

1. Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3—6 частей. Чем ниже класс, тем фрагменты текста должны быть меньше: в средних классах объем текста не должен превышать 1 страницы, в старших — 2-3 страниц. Каждый ученик работает в индивидуальном темпе.

2. Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т.е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет, уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например из хрестоматии.

Дети дают название (заглавие) этой части и составляют план ее. При этом обычно возникает легкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания.

Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и ее план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнера для работы по второй части текста. Если учитель хорошо знает учеников класса и его статусную структуру, он может подсказать, кому с кем лучше работать в сменных парах. Но это необязательно.

3. В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнера следит за изложением и поправляет, дополняет.

Затем учащиеся прорабатывают вторую часть текста (аналогично первой) и расходятся, чтобы образовать новые пары по третьей, четвертой, пятой части.

4. При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, ученик сообщает дежурному, диспетчеру и учителю о завершении своей работы. Теперь ученик готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.

5. Проработавшие все части текста ученики формируют малые группы по 4—6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передает список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно знания 2—3 человек. Как правило, эти оценки совпадают, потому что учащиеся ответы своих товарищей оценивают довольно строго. Все оценки переносятся в классный журнал.

• Взаимообмен заданиями применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин — химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики —.отработка практических учений и навыков на серии аналогичных заданий.

Допустим, на уроке математики из учебника или задачника учитель выбирает и указывает школьникам задачи № 319, 320, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 330. Такие задания, как правило, однотипны, т.е. решаются одним путем. Пять—семь пар таких заданий выписываются на карточках, и каждое задание (карточка) получает свой номер.

Например, требуется решить неравенства:

 

 

Предположим, что ученик Иванов знает решение всех задач задания 1, а ученик Петров — 2. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова решению задачи а) из задания 1, заново решая эту задачу. При этом, если есть необходимость, он дает теоретическое объяснение и отвечает на все вопросы Петрова. Записывать решение задачи и все необходимые формулы он может прямо в тетрадь Петрова.

Затем таким же образом учит Петров, объясняя Иванову, как решается задача а) задания 2. Потом Петров приступает к самостоятельному решению задачи б) из задания 1, а Иванов — к самостоятельному решению задачи б) из задания 2. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, пара распадается, а каждый из них ищет себе нового напарника.

Варианты запусков:

• самозапуск каждого ученика;

• запуск делают ученики-отличники;

• самозапуск микрогруппы, т. е. ученики вместе выполняют все первые части шести заданий;

• запуск делает учитель, записывая решение всех образцов всех заданий на доске;

• запуск делает группа учителей;

• группа старшеклассников.

Коллективный способ обучения в классе считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним учеником, т. е. когда каждый ученик выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах.

Если по какому-то заданию никто не справился с решением, учитель должен дать консультацию. Отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий видна из следующей карточки.

Против каждой фамилии в соответствующей графе ставится точка, означающая, что ученик может консультировать по тому или иному заданию. После окончания работы в паре на месте точки ставится +. Каждый учащийся выполняет все шесть заданий, работая с разными партнерами.

Сначала организуется несколько групп по 5—7 учащихся, и они работают по своему набору заданий в карточках. Через некоторое время в каждой группе появляются ученики, освоившие соответствующую часть теории и справившиеся со всеми задачами. Из них создаются новые микрогруппы для решения задач из других карточек.

Карты контроля за результатом деятельности учеников могут быть индивидуальными, групповыми и классными. Получил задание — поставь точку в карточке, выполнил его — получи оценку в карточку.

 

Групповые технологии

 

По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т. е. содержать в (себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым технологиям можно отнести:

• классно-урочную организацию,

• лекционно-семинарскую систему,

• дидактические игры,

• бригадно-лабораторный метод и др.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровни организации учебной работы в классе.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

• реализация принципа деятельности;

• формирование мотивации учения и обучения;

• всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;

• психологический комфорт в учебном коллективе;

• единство воспитания и обучения;

• реализация субъект-субъектных отношений.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают учащимся выявить главные жизненные ценности.

Преимущества группового обучения:

- учит основным навыкам жизни:

• действенное общение;

• умение слушать;

• умение стать на точку зрения другого;

• умение разрешать конфликты;

• умение работать сообща для достижения общей цели;

• улучшается академическая успеваемость;

• воспитывается самоуважение;

• укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

• появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);

• учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Типы группового обучения:

• обучение партнеров (в парах);

• группа, сидящая вместе;

• маленькая команда;

•задание для всего класса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...