Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология междисциплинарных связей и постановка прикладных задач по реализации механизмов интеграции в учебном процессе




 

Интегративно-педагогические концепции, конденсируя в себе богатый набор интегративных средств, могут быть использованы в качестве технолого-методологического и собственно технологического инструментария осуществления интегративно-педагогической деятельности. Они способны на своей базе порождать интегративно-педагогические технологии.

Для формирования системного знания и разработки интегрированных курсов следует выделить ряд междисциплинарных связей и изучить механизмы их действия. В результате проведенных исследований разработчиками эксперимента выделены следующие типы междисциплинарных связей, способствующие формированию целостного знания и системного мышления. Наиболее значимыми представляются четыре типа, приводимые ниже:

• учебно-междисциплинарные прямые связи;

• исследовательско-междисциплинарные прямые связи;

• ментально-опосредованные связи;

• опосредованно-прикладные связи.

Учебно-междисциплинарные прямые связи возникают в том случае, если усвоение одной дисциплины базируется на знании другой, предшествующей дисциплины. Такие связи характерны для дисциплин, входящих в один блок. При их изучении прежде всего необходимо определить базисное ядро знаний каждой дисциплины, ее тезаурус, и четко представить структуру системных связей между дисциплинами одного блока. Кроме того, следует:

• разработать по каждой дисциплине пакет тестовых заданий входного контроля необходимых знаний, являющихся базой для усвоения каждой конкретной дисциплины;

• разработать адаптивные программы автоматизированного обучения студентов по восполнению пробелов базисных знаний;

• разработать пакет заданий итогового контроля по каждой дисциплине;

• разработать методику сквозного лонгитюдного контроля и восполнения пробелов знаний в течение всего курса обучения.

Предложенная методика будет способствовать формированию углубленного знания и осознанному вхождению обучаемых в алгоритм логического осмысления полученных знаний. Учебно-междисциплинарные прямые связи могут быть использованы при разработке заключительного интегрированного курса, систематизирующего полученные специальные знания, и объективного отбора вопросов для междисциплинарного, экзамена (рис. 14).

 

Рис. 14. Принцип формирования содержания итоговых курсов и междисциплинарных экзаменов

 

Исследовательско-междисциплинарные прямые связи проблемного характера существуют в том случае, если две или более дисциплины имеют общий объект исследования или общие проблемы, но рассматривают их с разных дисциплинарных подходов и в различных аспектах.

Возникают задачи:

• выявить поле общих проблем для нескольких дисциплин;

• провести силами преподавателей сравнительный анализ специфики подходов разных дисциплин к полю общих проблем с целью синтезировать многоаспектное видение проблемы со всех сторон (наиболее плодотворное заполнение поля);

• разработать методическое пособие и курс лекций междисциплинарно-исследовательского типа;

• методика чтения и освоения такого курса будет иметь свои особенности: применение современных лекционных форм: лекции вдвоем; проблемные лекции-дискуссии двух-трех специалистов с разных позиций решающих общую проблему;

• разработать тематику творческих заданий для студентов на стыке двух, трех наук;

• организовать студенческие конференции междисциплинарного типа.

Примером использования таких связей в высшей школе может служить интегрированный курс «Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации». Он может читаться после изучения истории, культурологии и философии и разрабатывается специалистами философами, историками, культурологами, психологами. Полем общих проблем этого интегрированного курса является современная цивилизация, центром — человек и все историко-философские и культурологические проблемы его бытия, ценностные ориентации, мировоззрение.

Этот курс вместе с интегрированным курсом «Современные концепции естествознания» систематизирует полученные ранее знания и дает целостное представление о мире, человеке, способствуя формированию мировоззрения студентов и ориентируя их на шкалу общечеловеческих ценностей. Трудно недооценить воспитательный потенциал этих двух интегрированных курсов в обстановке, когда Министерство образования России предпринимает первые попытки возрождения воспитательной компоненты образования.

Ментально-опосредованные связи возникают в том случае, когда средствами разных учебных дисциплин формируются одни и те же компоненты и интеллектуальные умения, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности. В контексте инженерного образования это могут быть логические методы анализа и умозаключений, системное мышление, пространственное воображение, образно-интуитивное мышление, методы решения эвристических задач, т.е. все, что способствует развитию у студентов современного технического и вместе с тем творческого инженерного мышления. Для развития этих связей, формирующих инженерные навыки умения и способствующих становлению нетривиального мышления, следует провести психолого-ментальный анализ учебных дисциплин или учебной дисциплины; разработать учебно-тренинговые задания на конкретном предметном материале, способствующие развитию необходимых интеллектуальных и психологических качеств; при этом преподаватели должны сами хорошо разбираться в основах инженерной психологии и теории решения эвристических задач. Ментально-опосредованные связи возникают в основном при изучении общеинженерных и профессиональных дисциплин. Они касаются процессуальной стороны преподавания и способствуют внутрипредметной интеграции научной дисциплины, всех ее дидактических блоков, ее внутренней логичности, цельности и в то же время многоаспектность. Ментально-опосредованные связи развивают профессиональные интеллектуальные умения и в связи с этим, занимаясь внутрипредметной интеграцией, следует разработать методы входного и итогового контроля сформированности интеллектуальных умений студентов.

Опосредованно-прикладные связи формируются, когда понятия одной науки используются при изучении другой. Эти связи возникают в процессе гуманизации, фундаментализации, экологизации образования. Интегрированный курс «Концепции современного естествознания» как нельзя лучше демонстрирует наличие таких связей. В данном случае могут быть разработаны междисциплинарные системные лекции и тематика творческих заданий опосредованно-прикладного типа для студентов.

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.