Некоторые аспекты повышения качества обучения
На всем протяжении существования школы решается одна и та же задача, а именно, повышение эффективности обучения. Традиционно эта задача решается путем внедрения всякого рода усовершенствований, например, изменением числа часов в учебном плане, применением различных наглядных пособий и т.п. С точки зрения дидактической системы реализации учебного процессе (рис. 12), происходит постоянное совершенствование канала прямой связи. В то же время по каналу обратной связи информация о качестве усвоения материала от обучаемого к преподавателю поступает эпизодически и, как правило, с опозданием и не может служить средством оперативного управления учебным процессом.
Рис. 12. Схема дидактической системы, реализующая учебный процесс
В то же время слабое усвоение обучаемыми учебного материала является сигналом ошибки, который должен приводить к коррекции учебного процесса. В зависимости от величины и характера сигнала ошибки преподаватель должен пересмотреть свою методику, в какой-то степени скорректировать организацию занятий и их виды, наглядные пособия (средства обучения), тем самым своевременно влиять на успеваемость обучаемых. Наиболее перспективным.Для интенсификации канала обратной связи в современной ситуации является внедрение в учебный процесс (в частности, вузов) различных информационных технологий — высокоэффективных мультимедийных программ интерактивного характера и соответствующего оборудования. Так, на кафедре электрорадиоцепей Новочеркасского военного института связи с успехом используется автоматизированный учебный класс, в котором процесс обучения рассматривается как замкнутый цикл познавательной деятельности и реализуется на основе компьютерного комплекса.
Основным элементом комплекса является мультимедийный компьютер, связанный со 128 простейшими терминалами — кнопками, расположенными на рабочих местах обучаемых. Жидкокристаллическая панель позволяет проецировать на экран с компьютера ' как учебный материал, подлежащий усвоению, так и контрольные вопросы для обучаемых. Результаты контрольных вопросов поступают на компьютер, практически мгновенно обрабатываются и выдаются преподавателю для принятия решения о последующей тактике проведения занятия. Использование подобных технологий позволяет проводить как лекционные занятия, так и занятия в составе учебных групп. Например, алгоритм лекционного занятия с применением современных информационных технологий приведен на рис. 13.
Рис. 13. Алгоритм проведения лекционного занятия
По отзывам обучаемых, занятия с использованием автоматизированного класса значительно интереснее, информативнее, динамичнее, позволяют лучше разобраться в учебном материале. Такой точки зрения, по данным проведенных статистических опросов, придерживаются около 80 % обучаемых. Опыт использования современных информационных технологий в учебном процессе однозначно свидетельствует об улучшении качества подготовки курсантов. Так, апробация используемой технологии на двух лекционных потоках, изучающих в течение семестра дисциплину «Теория электрической связи», выявила, что качество усвоения учебного материала потоком, обучающимся с использованием автоматизированного класса в среднем на 8 % выше, чем у потока с традиционным способом передачи учебной информации. Это эквивалентно ' повышению знаний в оценочном показателе на треть балла. Автоматизированная учебно-информационная система организации дистанционного обучения (разработка Уральского ПТУ, Екатеринбург)
Общая информация Автоматизированная учебно-информационная система организации дистанционного обучения («АВУС-ОДО») представляет собой функционально полный сетевой распределенный комплекс [программного обеспечения. Система разрабатывается на факультете дистанционного образования УГТУ с целью обеспечения дистанционного обучения студентов и слушателей факультета через [Интернет, а также для осуществления управления деятельностью факультета в целом. Назначение системы Система предназначена для организации учебного процесса студентов факультета дистанционного образования УГТУ, а также предоставления ряда образовательных услуг студентам и слушателям факультета посредством корпоративной компьютерной сети и через Интернет. Возможности системы • Электронные курсы лекций с возможностью перехода между 'разделами, перехода к нужной части раздела, поиска по ключевому слову. • Два варианта тестирования: промежуточное (с возможностью самообучения без подключения к системе и регистрации результата прохождения с использованием контрольных сумм) и контрольное (с возможностью ограничения времени и автоматическим выставлением оценки). • Общение студентов с тьюторами (открытое или индивидуальное) в виде коллоквиума или форума. • Система сообщений с возможностью отправки сообщения отдельному студенту, группе или всем пользователем системы, отправка сообщения от студента к студенту с предварительным поиском адресата. • Предоставление информации студентам об очных встречах с преподавателями (расписание занятий). Достоинства системы • Простота в освоении системы, наличие встроенной справочной системы и инструмента автоматической демонстрации «Помощник». • Унифицированные интерфейсные элементы адаптированных для системы электронных учебников, включающие единую систему поиска и глоссарий. • Четкая структуризация изучаемых дисциплин путем деления их на курсы, состоящие из ряда обязательных или дополнительных этапов, определяемых преподавателем. • Готовые электронные учебники могут быть легко адаптированы для использования всех преимуществ системы или встроены в систему без каких-либо изменений.
• Гибкая система тестирования, включающая промежуточные тесты для самоконтроля и итоговые тесты для проведения зачетных мероприятий. • Активное участие преподавателя в организации учебного процесса по своему курсу. • Разнообразные средства общения между слушателями и преподавателем: • электронная почта; • индивидуальные или широковещательные сообщения; • открытый или индивидуальный форум с возможностью подключения и передачи файлов произвольных форматов; • коллоквиум. • Использование на рабочем месте пользователя свободно распространяемых программных средств (Microsoft Internet Explorer). Особенности системы • Полный набор средств для проведения, учебных мероприятий для студентов и слушателей факультета, организации учебного процесса, управления контингентом студентов и преподавателей факультета, учета финансовых данных по оплате за обучение. • Единая база данных для централизованного хранения информации о студентах и преподавателях, текущей успеваемости студентов, учебных и рабочих планах групп, составе учебных курсов, структуре учебных пособий. • Унификация и единообразие структуры учебных курсов, при одновременном широком наборе типов составляющих курса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|