Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулировка требований к учебным курсам дистанционного образования




 

Создание СДО представляет собой комплексную проблему, объединяющую в своем составе вопросы методического, технического и организационно-экономического характера. При этом на первый план ставится не внедрение техники, а соответствующее системе ДО содержательное наполнение тех учебных курсов и образовательных услуг, которые имеются в настоящий момент.

Вся учебная продукция, которая должна быть создана в больших масштабах и в больших объемах, требует особого внимания. Это подтверждает опыт использования средств телекоммуникаций, однако гораздо большее значение имеет смысловое наполнение этих телекоммуникационных сетей образовательно-информационными ресурсами. Это сложная содержательная задача, которая на стартовом этапе должна быть решена совместными усилиями многих творческих коллективов. При решении этой задачи следует четко ориентироваться на запросы потребителя.

В стандартном образовании, или образовании по системе face to face, используется все-таки некоторый усредненный подход и только на старших курсах вузов у студентов появится научный руководитель, который доводит степень образованности студента до соответствующего уровня, индивидуализирует образование конкретного человека.

В отличие от этого ДО позволяет построить фактически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно;

Основными характеристическими чертами учебного процесса в СДО являются:

• гибкость;

• адаптивность;

• модульность;

• экономическая эффективность;

• ориентация на потребителя;

• опора на передовые коммуникационные и информационные технологии.

Гибкость СДО состоит в том, что обучаемые в этой системе в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте, что принципиально важно для тех, кто не может или не хочет менять свой привычный уклад жизни или служебный статус.

Адаптивность СДО обеспечивает каждому пользователю выбор, создание и реализацию индивидуальной траектории получения образования или приобретения навыков и умений.

В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс программ создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора любого количества независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным и/или групповым потребностям.

Относительно низкая себестоимость ДО достигается за счет использования концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств.

Ориентация на потребителя является одним из наиболее важных факторов успеха развития дистанционного образования, поскольку по разным причинам не все люди могут регулярно посещать учебные заведения в стационаре. ДО расширяет доступ к качественному образованию.

Опора на передовые коммуникационные технологии является важнейшей характеристикой СДО по определению, и комментариев здесь не требуется.

Проблемы собственно организации дистанционного обучения решаются путем распределения работ по следующим направлениям:

• концептуальные модели и дидактические аспекты ДО;

• методологические и психолого-педагогические основы ДО;

• система преподавателей-консультантов и способы их взаимодействия с обучаемым;

• контроль качества и тестирование в СДО;

• технологии и информационные образовательные среды:

• способы передачи образовательной информации;

• типовое оснащение региональных центров ДО. Само собой разумеется, что ни одна национальная СДО не может развиваться изолированно, в отрыве от мирового научно-образовательного пространства. Поэтому в идеологии СДО особое место занимает международное сотрудничество.

Анализ целей и задач ДО позволяет сформулировать основные особенности ДО, требующие специальных методических и технологических подходов к реализации курсов ДО.

Можно отметить, что ряд задач построения курсов ДО (особенно для случая адаптивных СДО (К81) и ситуаций, когда весь процесс обучения происходит дистанционно (К31)) во многом совпадает с задачами построения комплексных АОС.

Задача построения курсов для СДО является более общей, так как предполагает более широкий спектр вариантов построения СДО, целей их использования, технической реализации.

Прежде чем рассматривать варианты и технологические решения по созданию курсов СДО, необходимо сформулировать формальное описание курса СДО, учитывающее разнообразие вариантов СДО (классификацию) и позволяющее обеспечить единый стандарт на создаваемую систему курсов (унификация).

Формальное описание курсов СДО должно опираться на систему требований, обусловленную спецификой использования СДО в технических университетах, однако целесообразно рассмотреть и общие требования к СДО, так как предполагается, что СДО университета должна быть интегрирована в общегосударственную СДО. Как уже отмечалось выше, основными проблемами формирования курсов СДО являются:

• создание обучающих модулей, позволяющих формировать учебные курсы СДО, ориентированные на текущие потребности экономики, промышленности, региона;

• разработка стратегии оценивания знаний и профессиональных навыков и обеспечивающей эффективность и надежность оценки;

• использование накопленных учебных материалов, курсов очного образования и переподготовки в системе СДО;

• создание процедур и механизмов развития созданных курсов СДО в процессе их использования (адаптация целям и/или переход на качественно более высокий уровень полноты СДО);

• разработка процедуры адаптивного обучения (контекстного), ориентированного на требования (возможности) обучаемого;

• выбор и использование наиболее эффективных способов доставки и обмена информацией в зависимости от целей обучения.

Решение перечисленных проблем при создании курсов СДО возможно в случае наличия концептуальной (описательной) и формальной модели учебного курса СДО, на базе которой могут быть унифицированы основные этапы и принципы создания компонент СДО различных классов.

Наиболее привлекательным подходом к организации учебных курсов СДО является модульный принцип построения.

Учебный курс представляется как совокупность учебных модулей, прохождение которых возможно в различном порядке в зависимости от контекста использования курса, определяемого либо ' целью обучения, либо особенностями обучения.

Контекст использования курса определяется посредством входной оценки знаний обучаемого, на основе которой может быть предложена различная траектория обучения. Внутренняя структура курса носит, в общем случае адаптивный характер, а траектория прохождения курса определяется специальными правилами на уровне модулей обучения.

Обучающий модуль представляет собой информационно-структурно-логическую систему, предназначенную для решения задачи обучения с заданным уровнем и объемом знаний.

Структура обучающего модуля изображена на рис. 25. Внутренняя структура модуля определяется используемьм набором обучающих элементов (units), представляющих собой элементарные (замкнутые) информационные, контролирующие, обучающие компоненты, объединенные в структуру, определяющую порядок их прохождения. Аналогично модулям, элементы должны включать в свой состав процедуры оценивания и правила перехода. Таким образом модуль также обладает свойством контекстного использования. Информационное содержание элементов, а также способ представления информации и контроля знаний зависит от класса СДО, однако процедуры контроля и правила перехода должны обязательно присутствовать.

 

Рис. 25. Состав и структура учебного курса построенного по модульному принципу

 

Подобный подход к организации учебных курсов ДО обеспечивает возможность унификации СДО, как для локальных, так к для глобальных систем. В случае наличия достаточного количества модулей, выполненных на основе общих требований, с четким формальным описанием точек входа и правил взаимосвязи, имеется возможность оперативного развертывания программ подготовки и переподготовки специалистов.

Кроме этого, модульная структура построения учебных курсов, основанная на информационных, процедурных и логических элементах (связанных с представлением обучающей информации, процедурами и правилами оценивания и перехода), наиболее органично соответствует, современным технологиям построения распределенных систем обработки информации, которые являются технологической основой СДО.

Таким образом, на качественном уровне можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования:

• курсы СДО нужно строить по модульному принципу;

• разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели;

• информационные элементы модулей методически должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение;

• содержание модуля (элемента) должно учитывать (включать) варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;

• в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;

• процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням усвоения материала;

• элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний;

• процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый стандарт уровня знаний;

• в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.

Перечисленные требования являются общими и обеспечивают достаточный уровень унификации для создания СДО, но при этом не зависят от способа реализации курса.

В случае использования курсов СДО в телекоммуникационной среде, дополнительные требования определяются выбранной технологией реализации курса.

 

3.17.4. Особенности построения (планирования) учебного процесса с использованием СДО

 

Задача разработки учебных курсов в системе дистанционного образования непосредственно связана с общим планированием учебного процесса. Как отмечалось, цели и задачи обучения определяют контекст использования учебного курса СДО. В связи с этим первой и основной задачей при построении последующей реализации учебного курса СДО является определение его места и задач в общем образовательном процессе.

Как уже отмечалось, элементы дистанционного образования могут быть использованы совместно с обычными формами обучения. В этом случае важным является определение тех разделов образовательной программы (программы подготовки), которые могут быть реализованы в дистанционной форме с достижением требуемого качества обучения. Проблема надежности оценки знаний и навыков в СДО является одной из самых важных и сложных. В связи с этим в качестве разделов обучения, реализуемых в дистанционной форме, выделяются разделы, для которых наиболее просто реализуются процедуры оценивания. Естественно, что при решении данной задачи должны быть учтены цели и задачи обучения, требования к качеству подготовки, временные ограничения и характеристики контингента обучаемых.

Сформированные выше классификационные критерии СДО достаточно четко отражают зависимость типов СДО от целей обучения и предметной области обучения. Данная классификация должна быть учтена при формировании общей программы обучения (подготовки) на базе или с использованием СДО. Результатом данного этапа является учебная программа подготовки, построенная с учетом элементов дистанционного обучения. Характерным отличием программ такого типа от программ очного образования является детальная регламентация по временным параметрам и организации процедур оценивания дистанционных курсов.

Сформированная программа подготовки позволяет более детально определить базовую структуру курсов СДО и контексты их использования. Разработка базовой структуры курсов СДО предполагает использование модульного принципа построения. Рекомендуется для решения данной задачи использовать единую, формальную методику, что позволяет существенно снизить трудозатраты на реализацию базовых вариантов курсов и их последующее контекстное наполнение.

На основе базового курса СДО выполняется разработка контекстного содержания курса, определяемого целями и задачами обучения, а также уровнем подготовки обучаемых. Более детальная структура курса позволяет уточнить регламенты обучения для различных контекстов курса и категорий обучаемых.

Этап реализации курсов СДО предполагает существование итерационных циклов, связанных с обеспечением адекватности содержания курса к конкретной ситуации учебного процесса. То есть курс СДО, как вариант информационной системы, обладает собственным жизненным циклом и требует сопровождения.

Таким образом, в построении учебного процесса с использованием СДО можно выделить следующие этапы:

Этап 1. Определение целей и задач подготовки с использованием СДО.

Этап 2. Оценка возможного использования курсов СДО и их общей доли в учебном процессе.

Этап 3. Выбор (разработка) базовых курсов СДО, которые могут быть использованы в учебной программе.

Этап 4. Адаптация курсов СДО целям и структуре подготовки.

Этап 5. Реализация системы подготовки (обучения) с использованием курсов СДО.

На рис. 26 отражены этапы построения учебного процесса с использованием СДО, их взаимосвязь и краткое содержание.

 

Рис. 26. Этапы построения учебного процесса с использованием СДО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...