Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные формы дистанционного обучения




 

В педагогической практике выработались хорошо известные формы обучения. Наиболее распространенные из них — лекции семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены — используются в дистанционном обучении, однако, проявляя некоторые специфические особенности.

Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио- и видеокассеты, CD-ROM-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий. Семинары проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.

Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение. и мышление.

Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют:

• специального.оборудования, макетов, имитаторов,

• тренажеров, химических реактивов и т.д.

Возможности дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контроль дистанционного образования — это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Здесь оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

Тьюториалы последовательно организованные консультации, назначение которых:

• способствовать активизации учебно-познавательной деятельности слушателей;

• формировать такие качества слушателей, как

• способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;

• умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения, правильно распределять и организовывать работу;

• умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия;

• умение анализировать и оценивать действия свои и других.

Тьюториалы — специфическая и организационная форма взаимодействия преподавателя (тьютора) со слушателями. Поскольку в тьюториале присутствует «очный» компонент, к этой форме обучения предъявляются следующие требования:

• разработка программы для каждого тьюториала;

• определение его продолжительности с указанием предела во времени;

• разработка структуры тьюториала;

• проведение тьюториала преподавателем и экспертом необходимой квалификации, что особенно важно при повышении квалификации в конкретной профессиональной области.

Важнейшей особенностью организации тьюториалов является использование нетрадиционных методов обучения. Обучение с помощью нетрадиционных методов должно проводиться преподавателями, хорошо ими владеющими. Широко используются метод анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, групповые дискуссии, различные формы групповой работы («снежный ком» (или пирамида), «жужжащие» группы, мозговой штурм, «аквариум» и др.). Основные характеристики технологии дистанционного обучения обусловливают и особый тип преподавателя, включенного в эту систему.

По мнению многих экспертов, преподавателя, работающего в режиме дистанционного обучения, должны отличать:

• профессионализм;

• логическая культура;

• чувство новизны и актуальности;

• высокое методическое мастерство;

• умение концентрировать внимание на главном в изучаемых процессах и явлениях;

• четкий стиль изложения;

• ориентация на развитие навыков самостоятельной работы студентов.

Интерес представляют исследования, проведенные в British Open University, которые позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:

• вежливое, уважительное обращение;

• ясная и объективная система оценок;

• объяснение и обоснование выставляемых оценок;

• понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;

• подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на стороне обучаемых;

• отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;

• поддержка и подстраховка с сохранением объективности;

• содержательные и доброжелательные по форме комментарии;

• наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);

• наличие стимулов к дальнейшему продвижению;

• отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;

• возможность, в случае необходимости, встречи с преподавателем; быстрый отклик.

Итак, дистанционное обучение сегодня — это реальность. Получив широчайшее развитие за рубежом, дистанционное обучение все больше распространяется в нашей стране. Открываются все новые и новые учебные заведения, работающие по такой технологии, их количество возрастает из года в год.

Статистика показывает, что интерес россиян к дистанционному образованию растет с каждым годом, особенно в регионах.

Кстати, дистанционное обучение задумывалось англичанами именно для обучения «простого народа из провинции». Подобная форма обучения незаменима для тех, у кого нет времени и возможности, чтобы сделать перерыв в карьере для получения образования.

Хочется верить, что современные центры дистанционного образования в России, пусть пока еще недостаточно совершенные, — это предвестники образования будущего, когда темп нашей жизни будет все нарастать и мы не сможем поспевать за лавиной информации, грозящей накрыть нас с головой, а неспешно учиться профессии пять-шесть лет в отрыве от практической деятельности покажется нелепым, ведь за это время практика может далеко обогнать ту теорию, что изучается в вузе. И эта тенденция заявляет о себе в последнее время достаточно часто.

Так как обучение в дистанционной системе требует от учащихся достаточно серьезной компьютерной подготовки, что на уровне начальной и средней школы практически исключено, эта форма обучения перспективна в системе профессионального образования — в вузах, колледжах, техникумах и профессиональных училищах и центрах, занимающихся профессиональной переподготовкой взрослых.

 

Тезаурус

Автоматизированная обучающая система — комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения.

Автономная учебная группа — сообщество учащихся, функционирующее без каких-либо стимулов, руководства или поддержки со стороны кого бы то ни было, находящегося вне его самого.

Авторские школы — экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Статус авторской школы присваивается соответствующим органом управления образованием после проведения специальной общественно-государственной экспертизы.

Активные методы обучения:

• методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер;

• методы, стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся беседы, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг.

Антитетичный — противоположный.

Априорный — независимый от опыта, предшествующий опыту, предположительный.

Архетип — бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей — любви, счастья, труда, насилия и др.

Белл-ланкастерская система взаимного обучения — система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя проводят занятия с остальными учащимися. Эта система возникла в связи с необходимостью массового обучения грамоте и была предложена независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллом (1791, Индия) и Дж. Ланкастером (1801, Великобритания).

Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

Вальдорфская педагогика — совокупность методов и приемов обучения и воспитания, основанная на интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы ее разработал Р. Штайнер. Задача этой педагогики сформулирована им как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу, искусно пробуждая скрытые в человеке природные задатки.

Витагенная педагогика — педагогика, базирующаяся на использовании жизненного опыта учащихся.

Витагенное обучение — реальный путь к истинному сотрудничеству учителей и учащихся, воспитывающих и воспитуемых; реальный путь слияния образования и самообразования, превращения субъект-объектных отношений в субъект-субъектные.

Глобальная педагогика — педагогика общечеловеческого нравственного воспитания детей и юношества, формирующая гражданина планеты.

Голографический — многомерный.

Голографический подход в педагогике — объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

Дидактические игры — игры, предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, счетные умения, представления об окружающем.

Дискуссия:

• способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

• метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины.

Имплицитный — неявный, подразумеваемый, не сформулированный, неясный.

Интуиция — способность воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», т.е. без участия сознания, на уровне эмоционального предчувствия.

Информатизация образования — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком смысле — внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Исследовательский метод в обучении — метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности.

Компиляция — несамостоятельные произведения; работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций.

Конгломерат — механическое соединение чего-то разнородного; беспорядочная смесь.

Контекст — тесная связь, соединение.

Концентризм в обучении — принцип расположения учебного материала в программах и учебниках, характеризующийся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения.

Коэволюция — соразвитие, сосуществование.

Креативность — творчество.

Куриккулум — программа.

Лабораторно-бригадный метод — способ организации учебного процесса в школе, основанный на выполнении бригадами учащихся самостоятельных учебно-лабораторных заданий (разновидности американского далтон-плана). Широкое распространение в России получил в 1930—1932 гг., когда самостоятельная работа, чтение книг в бригаде, составление докладов, решение задач рассматривались как основной путь изучения учебного материала. Учителю отводились только контрольные функции.

Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного процесса. Эта идея разрабатывается отечественными учеными с начала 80-х гг. XX в. в связи с трактовкой образования как субъект-субъектного процесса.

Лонгитюдный — длительный.

Медиа-образование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками-закономерностей массовой коммуникации.

Ментальность — система образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире и определяющих поступки людей; своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху.

Мнемоника — искусственные приемы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных.

Онтогенез — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.

Паритетный — равный, равноправный.

Проблемное обучения — вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный.характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес.

Программированное обучение актуализировалось в 60-е гг. XX в. Оно ставит своей целью оптимизацию учебного процесса, управление деятельностью и поведением учащихся. Различают 2 типа управления: цикличное (возможна обратная связь и корректировка процесса образования) и разомкнутое (обратная связь и коррекция отсутствуют).

Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.

Семантика — учение о соотношении значения и смысла текста, фразы, слова, части слова.

Симультанное мышление — способность «схватывать» нечто общее, присущее разнокачественным процессам и явлениям.

Синектика — групповая творческая деятельность; вид мозгового штурма, который заранее заказывают специалистам, чтобы потом принять оптимальное решение по какой-то проблеме.

Синергетика — новое направление в науке, рассматривающее любую проблему разными методами, в том числе и интуитивными и точными.

Сциентизм — философское убеждение, что наука и знание точных наук наиболее адекватны познанию окружающей действительности.

Толерантность — терпимость (различают религиозную, расовую, этническую, культурную, политическую, лингвистическую, бытовую толерантность).

Тыотор — преподаватель-консультант в системе дистанционного обучения.

Эвритмия — равномерность ритма в музыке, танцах и в речи.

Эдукалогия — методология образования (термин рекомендован ЮНЕСКО).

Экзистенциализм — философское направление, возникшее в 20-х гг. XX в. в Западной Европе, согласно которому человек знает только одну истину — истину своей смертности. Одно из направлений субъективного идеализма.

 

Литература

1. Агапова О.И., Джонс Л.А., Ушаков А.С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование, 1996. № 1.

2. Аккеева С. И. Межнациональная толерантность в воспитании молодежи (традиции и менталитет карачаевцев и балкарцев) // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. — М.: Изд-во РАО, 1999.

3. Активные формы проведения занятий по социальным дисциплинам: Методические указания к практическим занятиям. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1998.

4. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. — М.: Изд-во ВУ, 1997.

5. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Изд-во НИИДО, 1999.

6. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999. № 4.

7. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.

8. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Владос-, 1997.

9. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов на: Феникс, 1999.

10. Басова Н.В. Система дистанционного образования: история развития и перспективы // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах. Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999.

11. Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций // Школьные технологии. 1998. № 3.

12. Белкин А.С,, Жукова Н.К. Витагенное образование. Голографический подход* — Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1999.

13.. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. — М., 1992.

14. Белкин А. С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций (материалы лекций). — Нижний Тагил: НТФ ИРРО., 1997.

15. Белогуров А.Ю. Гуманитаризация образования как одно из направлений этнизации // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. — М.: Изд-во РАФ, 1999.

16. Бенно А. Выбор учебных заданий для организации групповой работы в классе // Проблемы совершенствования обучения в школе. - М., 1973.

17. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

18. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. — М.,'1971.

19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

20. Библер B.C. Культура: Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6.

21. Богомолова Л. И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х годов // История педагогической технологии / Под ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина. — М., 1992.

22. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах // Магистр. 1992. № 5.

23. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

24. Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина // Частная школа. 1995. № 6.

25. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

26. Векслер С. И. Современные требования к уроку: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985.

27. Вентцелъ К.Н. Свободное воспитание // Сборник избранных трудов. — М., 1993.

28. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991.

29. Гололобов А.В. Методика проведения интерактивных лекций по экономической теории с применением мультимедиа-технологии обучения // Вестник УМО 'по профессионально-педагогическому образованию. 2001. №1.

30. Григорьев С.А., Раевский A.M. Групповая форма работы на уроке // Советская педагогика. 1989. № 8.

31. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. — М., 1993.

32. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. — Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 1999.

33. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Педагогика, 1989.

34. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991.

35. Елисеев И.И., Елисеев И.Н. Некоторые практические аспекты разработки педагогических тестов для итоговой аттестации // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах. Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999.

36. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

37. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург, 1998.

38. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1984.

39. Ильина Т.А. Развитие концепций педагогической технологии в современной дидактике за рубежом // Хозяинов Г.И. Формирование дидактической теории. — М.: Знание, 1984.

40. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М., 1985.

41. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред.: М.Г. Плохов, Ф.А. Фрадкин. — М., 1992.

42. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981.

43. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Знание, 1979.

44. Кирсанова Л.А. Педагогическая технология в воспитательной системе В.Н. Сороки-Росинского // История педагогических технологий / Под ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина. — М., 1992.

45. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига: Эксперимент, 1995.

46. Кларин М.В. Инновации в обучении. — М.: Наука, 1997.

47. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). — М., 1989.

48. Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. — М., 1987.

49. Кристочевский Е.А. Информатизация образования // Информатика и образование. 1994. № 1.

50. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.

57. Кукушин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. — Ростов н/Д: ГинГо, 2002.

52. Кукушин В. С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.

53. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974.

54. Лийтметс Х.И. Групповая работа на уроке. — М.: Знание, 1975.

55. Макаров А.В., Трофимова З.П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

56. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе..Методическое пособие по спецкурсу. — Л., 1973.

57. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. — М., 1995.

58. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1992.

59. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. — М.: Педагогика, 1997.

60. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.

61. Махненко С.Г., Овчинников Е.О. Педагогические технологии: Программа и рекомендации по курсу. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1993.

62. Машбиц Б. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика, 1998.

63. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. — Хортон Лимитед, 1993.

64. Мураз Козонтье. Гуманистическая направленность сравнительной этнопедагогики // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. — М.: Изд-во РАО, 1999.

65. Ничкович Р. Проблемное обучение как фактор формирования положительного отношения к учению // Вопросы психологии. 1972. № 2.

66. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. — Ростов н/Д, 1998.

67. Педагогика наших дней. Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова — Краснодар, 1989.

68. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. — М., 1996.

69. Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесс обучения на Западе // Педагогика. 1993. № 2.

70. Пилиповский В.Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // Педагогика. 1992. ' № 9-10.

71. Подлесский Г.Ф., Прасько А.Д., Филатов А.А. Педагогические аспекты повышения качества подготовки обучаемых на основе современных информационных технологий // Проблемы создания автоматизированных обучающих и тестирующих систем. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2001.

72. Попков В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов // Педагогика. 1998. № 8.

73. Попова И.И. Школа жизни. — М., 1924.

74. Портнягин И. С. Этнопедагогика — новая технология воспитания // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания. — М.: Изд-во РАО, 1999.

75. Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижери-ков. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

76. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования // Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. - М., 1992.

77. Сабадашев В.П., Жмуран Д.Н., Шишка В.Г. Методические аспекты учебного пособия для дистанционного обучения // Проблемы создания автоматизированных обучающих и тестирующих систем. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 2001.

78. Самоухина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании.— М., 1996.

79. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.

80. Семенов В.Д. Антропный принцип в педагогике. — Екатеринбург, 1998.

81. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М.: Педагогика, 1980.

82. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения — М., 1991'.

83. Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. — М., 1978.

84. Сорокин Н.А. Контроль за результатами учебно-познавательной деятельности учащихся. Оценка и учет // Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 1983.

85. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принцип, организация. — М., 1999.

86. Турчина Н.Ю. Биосоциальный аспект развития творческих способностей личности // Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах. Материалы научно-методического семинара вузов Северного Кавказа. — Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ, 1999.

87. Фоменко В. Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса. — Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.

88. Фоменко В. Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. — Ростов н/Д: ГНМЦ, 1994.

89. Фоменко В.Т. и др. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. — Ростов н/Д: ГНМЦ, 1996.

90. Хэссард Дж. Создание среды кооперативного обучения // Исследования, США; штат Джорджия, 1987.

91. Шадрин А.Н. Коллективный способ обучения. Методика и теория. — Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1993.

92. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 1—2. - М., 1980.

93. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Т. 1—4. — М., 1962— 1965.

94. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.

95. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1999.

96. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. — М.: Просвещение, 1992.

97. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. № 1.

98. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования / Пер. с польского О.В. Долженко. — М.: Высшая школа, 1986.

 

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...